Лабораторная работа № 2. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Автономное образовательное учреждение

Высшего образования города москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования

Имени к.д. Ушинского

Колледж «измайлово»

Контрольная работа

По МДК 03.04 Теория и методика математического развития

Выполнил: студент заочного отделения

Группы 8ДОз31-13(8ДОз32-13)

Деревянкина О.И.

Проверил: Костальская С.С. (преподаватель)

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Москва, 2015

Лабораторная работа № 1

Тема: Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» раздела «Формирование элементарных математических представлений»

Цель: изучить структуру программы и содержание программных задач по формированию элементарных математических представлений у дошкольников ( по программе, по которой работает Ваше ДОУ)

Задания

1. Заполнить таблицу «Занятия по математике»:

Группа Возраст детей Количество занятий в неделю Длительность занятий
2-я младшая   средняя   старшая   подготовительная 3-4   4-5   5-6   6-7       10-12 мин до 15   15-20 мин   20-25 мин   1-е 30-35 мин 2-е 20-25 мин

2. Выявить задачи по математическому развитию по группам и разделам, выделить новые задачи и показать их усложнение (номер новой задачи обвести в кружок, стрелками показать ее связь с задачами на усложнение по этой же теме):

2-я младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Количество и счёт 1.В младшей группе только количество, счёта – нет. 2.Составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?», при ответе пользоваться словами много, один, ни одного; учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления предметов; понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?».   Количество и счёт 1.Формировать представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы. 2.Учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счёту). 3.Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам. 4.Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счёта; уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей – один (недостающий) предмет или убирая из большей – один (лишний) предмет. 5.Развить умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определённое количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5. 6.На основе счёта устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.   Количество и счёт 1.Формировать умение сравнивать рядом стоящие цифры в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет. 2.Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу (в пределах 10). 3.Развивать умение считать на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10). 4.Знакомить с цифрами от 0 до 9. 5.Знакомить с порядковым счётом в пределах 10. 6.Формировать умение различать вопросы «Сколько?», «Который?»(«Какой?») и правильно отвечать на них. 7.Формировать представления о равенстве: определение равного количества в группах, состоящих из равных предметов; правильное обобщение числовых значений на основе счёта и сравнения групп. 8.Закрепить понятие о том, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счёта (справа на лево, слева на право, с любого предмета). 9.Знакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале. 10.Формировать представление о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). 11.Закрепить умение называть части, полученные при делении, сравнивать целое и части; понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.   Количество и счёт 1.Развить общее представление о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множеств, в которых предметы отличаются определёнными признаками. 2.Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10. Знакомить со счётом в пределах 20, с числами второго десятка. 3.Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10шав, на наглядной основе). 4.Знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет). 5.Формировать умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
Величина и измерение 1.Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, высоте, ширине, величине в целом), пользуясь приёмами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий – узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой – маленький, одинаковые (равные) по величине.     Величина и измерение 1.Развивать умения сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зелёной). 2.Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3 – 5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определённой последовательности – в порядке убывания или нарастания величины; 3. Ввести в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (самая высокая (башенка), пониже, ещё ниже, самая низкая и т.д.).   Величина и измерение 1.Закрепить умение устанавливать размерные отношения между 5 – 10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру. 2.Развить умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. 3.Развить глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.   Величина и измерение 1.Закрепить умение считать по заданной мере, когда за единицу счёта принимается не один, а несколько предметов или часть предмета. 2.Закрепить умение делить предмет на 2 – 8 и более равных частей путём сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырёх (две четвёртых) и т.д.); 3.Устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям. 4.Формировать первоначальные измерительные умения. Закрепить умение измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры (бумаги в клетку). 5.Закрепить умение измерять объём жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. 6.Формировать представления о весе предметов и способах его измерения. Закрепить умение сравнивать вес предметов (тяжелее – легче) путём взвешивания их на ладонях. Знакомство с весами. 7.Развить представление о том, что результат измерения (длины, веса, объёма предметов) зависит от величины условной меры.
Геометрические фигуры 1.Знакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник; из чего состоит геометрическая фигура и правильно называть её элементы (сторона, угол, вершина).     Геометрические фигуры 1.Развить представление о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. 2.Формировать умения выделять особые признаки фигур (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). 3.Формировать умения различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. 4.Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой – маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). 5.Развивать умения соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно – прямоугольник и др.   Геометрические фигуры 1.Знакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. 2.Формировать представления о четырёхугольнике: подведение к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника. 3.Развитие детей геометрической зоркости: умения анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы формы. 4.Развить представления о том, как из одной формы сделать другую. Геометрические фигуры 1.Формировать представления о многоугольнике ( на примере треугольника и прямоугольника), о прямой линии, отрезке прямой. 2.Закрепить умение моделировать геометрические фигуры. 3.Закрепить умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве 1.Ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с этим различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади), справа – слева; различать правую и левую руки.     Ориентировка в пространстве 1.Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь и т.д.). 2.Знакомить с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко, а берёза растёт далеко).   Ориентировка в пространстве 1.Формировать умение ориентироваться на листе бумаге (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).   Ориентировка в пространстве 1.Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение. 2.Знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развить способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. 3.Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).  
Ориентировка во времени 1.Ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер, сутки. Ориентировка во времени 1.Расширять представление детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер – ночь). 2.Объяснение значений слов: вчера, сегодня, завтра.   Ориентировка во времени 1.Формировать представления о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. 2.Закрепить умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.   Ориентировка во времени 1.Формировать элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времён года. 2.Закрепить умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время. 3.Различать длительность отдельных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). 4.Формировать умение определять время по часам с точностью до 1 часа.  


3. Проанализировать содержание программы по математическому развитию по вопросам:

* в каких группах проводятся занятия – во всех начиная со второй младшей группы.

2-ая младшая.Распознавание понятий: один-много, большой-маленький, счёт до трёх, количественное восприятие предметов в пределе трёх, выбор по названию: большой и маленький, распознавание и выбор по называнию форм: шар и куб.

Средняя.Счёт до четырёх, распознавание понятий: низкий-высокий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий, тяжёлый-лёгкий.

Старшая. Счёт до пяти, употребление названий: глубокий-мелкий, высокий-низкий, распознавание форм: цилиндр, круг.

Подготовительная. Счёт до десяти, сложение и вычитание в пределах восьми на конкретном материале, понятия: прибавить, отнять, решение и составление соответствующих задач.

* по каким разделам ведется обучение:

«Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах,

«Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, пло­щади, объеме, массе, времени).

«Форма»: представления о форме предметов, о геометриче­ских фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

«Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

«Ориентировка во времени»:представление о частях су­ток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

* как усложняется материал в зависимости от возраста детей (на одном примере);

# сравнение

В младшей группе: идет простое сравнение - больше, меньше; используются сюрпризные моменты, ска­зочные сюжеты. Все занятия в игровой форме. Не усложняется материал.

В средней группе: сравнение уже по двум признакам - длина, ширина,

В старшей группе: сравнивают два предмета по величине с помощью третьей меры;

целесообразно использовать проблемные ситуации.

В подготовительной группе: в начале учебного года у детей закрепляют умение выделять длину, ширину, высоту предметов. Затем их учат измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры.

Организовывается работа дежур­ных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

Лабораторная работа № 2

Наши рекомендации