Выявить задачи, связанные с математическим развитием, начиная с 2-й младшей группы
Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:
- развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
- развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
- освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
- развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
- овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
- развитие активности и инициативности детей;
- воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
в разделах программы:
* ознакомление с окружающим;
Календарь — это система исчисления продолжительных промежутков времени. Длительные промежутки подразделяются на сутки, недели, месяцы, годы и века. Ознакомление детей с календарем в детском саду облегчит им ориентировку в окружающей действительности. Модель календаря поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год.
Значение календаря: - дает наглядное представление о текучести времени, о смене дней, о необратимости времени; - ожидание дает ребенку возможность почувствовать течение времени.
Модель календаря поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год.
2-я младшая - Расширять ориентировку детей в окружающем пространстве. Учить детей рассматривать овощи, сравниватьи замечать различия.
Средняя - Формировать представления цвет, форма, величина. Развивать умение выделять признаки сходства и различия и выражать их в речи. Развивать память, мышление.
Старшая - характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форм, сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам, уметь ориентироваться в детском саду и на участке детского сада.
Подготовительная - закрепить представление о времени, познакомить с понятиями: минута, час, время суток, дни недели, времена года, продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения.
* игра;
Виды игр | Названия игр | Задача математического развития |
Строительные | «Построим кукле домик», «Чья башня выше?» | Закрепить умение сравнивать предметы по величине. Повторить названия и признаки геометрических фигур |
Подвижные | «Найди свой домик», «Гаражи», «Найди секрет» | Закрепить знания о геометрических фигурах. Повторить состав чисел из двух меньших. Закрепить умение ориентироваться в движении |
Настольно-печатные | «Собери машину», «Кто где живет?», «Придумай задачу» | Повторить названия и свойства геометрических фигур. Закрепить умение определять положение предметов относительно друг друга. Закрепить умение составлять и решать арифметические задачи |
Словесные | «Продолжи предложение», «Назови соседей» | Закрепить умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Повторить последовательность дней недели (частей суток). Закрепить знание числового ряда |
Сюжетные | «Магазин», «Ателье», «Угостим кукол чаем» | Закрепить знание денежных знаков. Выработать навыки измерительной деятельности. Закрепить умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия |
Театрализованные | «Репка», «Теремок», «Веселый счет» | Закрепить знание количественного и порядкового счета. Повторить цифры |
* трудовая деятельность;
Вторая младшая группа – Основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом» вводятся дежурства — систематическийтруд, требующий определенного уровня самостоятельности. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке.
Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям, после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки и чашки). Начинать дежурство надо постепенно. Дежурных должно быть столько сколько столов. Каждый дежурный обслуживает свой стол.
Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам
Средняя группа - Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: помогать накрывать стол (раскладывать ложки, вилки и ножи, хлебницы, тарелки и чашки)
Старшая группа - воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.
Учить детей наиболее экономичным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. Объяснить детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги тратятся по необходимости. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослых.
Подготовительная группа – особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимостидруг от друга в процессе работы. Привлекать детей к участию в изготовлении пособий для занятий и самостоятельной деятельности.(задействованы такие понятия, как: количество, счёт, форма, ориентация в пространстве)
* занятия (исключая математику) и др.
Прогулка. Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.
Развитие речи.На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру .
С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов.
Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т.д.).
Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т.д.). Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения.
Познавательное развитие.Расширение опыта ориентировки в окружающем пространстве, сенсорное развитие.Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Художественно-эстетическое развитие.Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях.
Физическое развитие -Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
Социально-коммуникативное развитие -расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
2. Привести примеры (5-10 штук), показывающие, как в различные области интегрируются, математические знания:
Режимный процесс | Образовательная задача | Математическая задача |
Утренний приём | создать бодрое эмоциональное состояние на весь день, обеспечить спокойное расставание детей с родителями. | Счёт, ориентировка в пространстве, сравнение. На утренней гимнастике использую умения ориентироваться в пространстве, умение находить предмет по словесной команде (дидактические игры: «Справа, слева, впереди, в обруч точно попади». «Третий лишний», «Найди свой домик»). |
Кормление | Обеспечить рациональное питание всех детей, учить их правильно есть, воспитывать культурно-гигиенические навыки еды (самостоятельно и аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, задвигать стул, благодарить после еды, полоскать рот), воспитывать благоприятное отношение к приему пищи. | Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени, счёт. Во время приема пищи прошу детей соблюдать гигиенические правила (не расставлять локти на стол и не ставить их на стол). |
Подготовка к прогулке | обеспечить своевременный сбор на прогулку всех детей; сформировать правильную последовательность при одевании, развивать речь детей (закреплять название предметов одежды, действий). | Ориентировка в пространстве и во времени, количество и счёт, сравнение, величина. Предлагаю детям сходить в туалет. Напоминаю, что девочки идут первые, а мальчики ждут своей очереди. В раздевалке проводится дидактическое упражнение: «Кто правильно и быстро положит одежду в шкафчик». |
Прогулка | Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительные отношения со сверстниками, развиваются познавательные интересы. | Ориентировка в пространстве и во времени, сравнение, счёт, величина Воспитатель с детьми отмечают нынешний день, месяц, время года отличается от предыдущего. Рассматривая объекты живой неживой природы, труда на участке, цветника, называли цвет, форму, размер. (Чем лист березы отличается от листа клена. Чем цветок мать – и – мачехи похож и отличается от одуванчика. Найди самое высокое или низкое растение на участке и т. д.). Во время посева семян в огороде рассматривать чем похожи и чем отличаются одна культура от другой. |
Подготовка ко сну | создать спокойную атмосферу в комнате, закрепить культурно-гигиенические навыки (аккуратно сложить одежду: вешать ее на стул, не толкаться возле стульев, обеспечить спокойный сон). | Ориентировка в пространстве и времени, количество и счёт. Напоминаю детям сходить в туалет, обращаю внимание детей на то, что одежду нужно аккуратно складывать на стульчик. Девочкам предлагаю снять резинки с волос и положить их в парикмахерскую. Упражнение «Волшебная дорожка». Нужно пройти по массажной дорожке. |
Наблюдение в уголке природы | Продолжать знакомить детей с обитателями уголка природы. Рассказать о внешнем виде, расширить представления детей об условиях необходимых для жизни и развития рыбок. | Ориентация в пространстве, геометрические формы, сравнение, величина, количество, счёт. Предложить детям назвать обитателей уголка природы, попросить назвать их части тела, сравнивать у кого что есть и в каком количестве (глаза, лапки, крылья, хвост) |
Физкультурное занятие | Учить детей правильно выполнять игровые движения прыжки на двух ногах и на одной ноге с продвижением вперед, бег, выполнение движений в соответствии с текстом. Развивать мышцы ног, воспитывать уверенность в себе. | Ориентировка в пространстве, счёт, ориентировка во времени, геометрические фигуры, сравнение. Учить быстро, перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве |
Задание 3: Изучить феномен Ж.Ж. Пиаже
Феномен Пиаже — психологическое явление, наблюдаемое у детей дошкольного возраста и заключающееся в невозможности постижения ими таких характеристик окружающих предметов, как количество, размер, объём и т. п.
Этот феномен выражается в ошибках количественного сопоставления характеристик. Проверка производится рядом опытов, называемых задачами Пиаже(англ. Piaget's conservation experiments). Например, ребёнок может указывать, что:
· предметов, положенных в ряд, по его мнению, становится больше, если их же расставить с бо́льшими промежутками.
· кусок пластилина, по его мнению, уменьшается, если из шарика его раскатать в «сосиску» или полоску.
· верёвка становится короче, если её изогнуть.
При этом «правильному» ответу с умением «правильно» его объяснить ребёнка возраста 4-6 лет обычно невозможно научить — он так же легко «переучивается» обратно.
Феномен объясняют тем, что понимание абстрактных законов происходит в процессе воспитания не сразу. При этом обычно закон сохранения количества предметов (при их передвижении) постигается ребёнком на 1,5-2 года раньше, чем закон сохранения непрерывного вещества (при деформировании тела) и законы типа «где забрали больше, осталось меньше», а также обратимость операций.
Стадии реакции ребёнка на проводимые опыты:
1.непонимание сохранения (4-6 лет) — ответ зависит от расположения и формы;
2.промежуточный уровень (7-10 лет) — ребёнок либо даёт разные по правильности ответы в разных ситуациях, либо даёт правильный ответ, но не может объяснить; либо меняет ответ в зависимости от контрвнушения;
3.понимание сохранения (11-13 лет) — ребёнок уверенно даёт правильный ответ и может его объяснить.
Эксперименты показали, что дети, у которых был обнаружен феномен Пиаже, при выборе «больше»/«меньше», «одинаково»/«не одинаково», имеют в виду каждый раз разные параметры (количество, длина, габарит), в определённые моменты ими более чётко и наглядно воспринимаемый.
Отсюда можно сделать вывод, что овладение действием количественного сравнения не происходит спонтанно, как утверждал Ж. Пиаже, а требует специального обучения, в том числе обучения логическим правилам выполнения этого действия.
Задание 4: Составить 4 конспекта занятий по математике (младшая группа, средняя группа, старшая группа подготовительная группа) с анализом одного проведенного занятия