Математическое моделирование

ЭВМ прочно вошла в нашу жизнь, и практически нет такой области человеческой деятельности, где не применялась бы ЭВМ. ЭВМ сейчас широко используется в процессе создания и исследования новых машин, новых технологических процессов и поиске их оптимальных вариантов; при решении экономических задач, при решении задач планирования и управления производством на различных уровнях. Создание же крупных объектов в ракетотехнике, авиастроении, судостроении, а также проектирование плотин, мостов, и др. вообще невозможно без применения ЭВМ.

Для использования ЭВМ при решении прикладных задач, прежде всего прикладная задача должна быть "переведена" на формальный математический язык, т.е. для реального объекта, процесса или системы должна быть построена его математическая модель.

Слово "Модель" происходит от латинского modus (копия, образ, очертание). Моделирование - это замещение некоторого объекта А другим объектом Б. Замещаемый объект А называется оригиналом или объектом моделирования, а замещающий Б - моделью. Другими словами, модель - это объект-заменитель объекта-оригинала, обеспечивающий изучение некоторых свойств оригинала.

Целью моделирования являются получение, обработка, представление и использование информации об объектах, которые взаимодействуют между собой и внешней средой; а модель здесь выступает как средство познания свойств и закономерности поведения объекта.

Математическое моделирование - это средство изучения реального объекта, процесса или системы путем их замены математической моделью, более удобной для экспериментального исследования с помощью ЭВМ.

Математическое моделирование — процесс построения и изучения математических моделей реальных процессов и явлений. Все естественные и общественные науки, использующие математический аппарат, по сути занимаются математическим моделированием: заменяют реальный объект его моделью и затем изучают последнюю. Как и в случае любого моделирования, математическая модель не описывает полностью изучаемое явление, и вопросы о применимости полученных таким образом результатов являются весьма содержательными. Математическая модель — это упрощенное описание реальности с помощью математических понятий.

Математическая модель выражает существенные черты объекта или процесса языком уравнений и других математических средств. Собственно говоря, сама математика обязана своим существованием тому, что она пытается отразить, т.е. промоделировать, на своем специфическом языке закономерности окружающего мира.

При математическом моделировании исследование объекта осуществляется посредством модели, сформулированной на языке математики с использованием тех или иных математических методов.

Путь математического моделирования в наше время гораздо более всеобъемлющ, нежели моделирования натурного. Огромный толчок развитию математического моделирования дало появление ЭВМ, хотя сам метод зародился одновременно с математикой тысячи лет назад.

Математическое моделирование как таковое отнюдь не всегда требует компьютерной поддержки. Каждый специалист, профессионально занимающийся математическим моделированием, делает все возможное для аналитического исследования модели. Аналитические решения (т.е. представленные формулами, выражающими результаты исследования через исходные данные) обычно удобнее и информативнее численных. Возможности аналитических методов решения сложных математических задач, однако, очень ограниченны и, как правило, эти методы гораздо сложнее численных.

Математическая модель является приближенным представлением реальных объектов, процессов или систем, выраженным в математических терминах и сохраняющим существенные черты оригинала. Математические модели в количественной форме, с помощью логико-математических конструкций, описывают основные свойства объекта, процесса или системы, его параметры, внутренние и внешние связи

Все модели можно разделить на два класса:

  1. вещественные,
  2. идеальные.

В свою очередь вещественные модели можно разделить на:

  1. натурные,
  2. физические,
  3. математические.

Идеальные модели можно разделить на:

  1. наглядные,
  2. знаковые,
  3. математические.

Вещественные натурные модели - это реальные объекты, процессы и системы, над которыми выполняются эксперименты научные, технические и производственные.

Вещественные физические модели - это макеты, муляжи, воспроизводящие физические свойства оригиналов (кинематические, динамические, гидравлические, тепловые, электрические, световые модели).

Вещественные математические - это аналоговые, структурные, геометрические, графические, цифровые и кибернетические модели.

Идеальные наглядные модели - это схемы, карты, чертежи, графики, графы, аналоги, структурные и геометрические модели.

Идеальные знаковые модели - это символы, алфавит, языки программирования, упорядоченная запись, топологическая запись, сетевое представление.

Идеальные математические модели - это аналитические, функциональные, имитационные, комбинированные модели.

В приведенной классификации некоторые модели имеют двойное толкование (например - аналоговые). Все модели, кроме натурных, можно объединить в один класс мысленных моделей, т.к. они являются продуктом абстрактного мышления человека.

Элементы теории игры

В общем случае решение игры Математическое моделирование - student2.ru представляет довольно трудную задачу, причем сложность задачи и объем необходимых для решения вычислений резко возрастает с увеличением Математическое моделирование - student2.ru . Однако это трудности не носят принципиального характера и связаны только сочень большим объемом расчетов, который в ряде случаев может оказаться практически невыполнимым. Принципиальная сторона метода отыскания решения остается при любом Математическое моделирование - student2.ru одной и той же.

Проиллюстрируем это на примере игры Математическое моделирование - student2.ru . Дадим ей геометрическую интерпретацию — уже пространственную. Три наши стратегии Математическое моделирование - student2.ru , изобразим тремя точками на плоскости Математическое моделирование - student2.ru ; первая лежит в начале координат (рис.1). вторая и третья — на осях Ох и Оу на расстояниях 1 от начала.

Математическое моделирование - student2.ru

рис 1.

Через точки Математическое моделирование - student2.ru проводятся оси I-I, II-II и III-III, перпендикулярные к плоскости Математическое моделирование - student2.ru . На оси I-I откладываются выигрыши при стратегии Математическое моделирование - student2.ru на осях II-II и III-III — выигрыши при стратегиях Математическое моделирование - student2.ru . Каждая стратегия противника Математическое моделирование - student2.ru изобразится плоскостью, отсекающей на осях I-I, II-II и III-III, отрезки, равные выигрышам

при соответствующих стратегия Математическое моделирование - student2.ru и стратегия Математическое моделирование - student2.ru . Построив, таким образом, все стратегии противника, мы по­лучим семейство плоскостей над треугольником Математическое моделирование - student2.ru (рис2) .

Математическое моделирование - student2.ru

рис 2

Для этого семейства также можно построить нижнюю границу выигрыша, как мы это делали в случае, Математическое моделирование - student2.ru и найти на этой границе точку N с максимальной высотой нал плоскостью Математическое моделирование - student2.ru . Эта высота и будет ценой игры Математическое моделирование - student2.ru .

Частоты Математическое моделирование - student2.ru стратегий Математическое моделирование - student2.ru в оптимальной стра­тегии Математическое моделирование - student2.ru будут определяться координатами (x, у) точки N, а именно: Математическое моделирование - student2.ru

Однако такое геометрическое построение даже для случая Математическое моделирование - student2.ru нелегко осуществимо и требует большой затраты времени и усилий воображения. В общем же случае игры оно переносится в Математическое моделирование - student2.ru - мерное пространство и теряет всякую наглядность, хотя употребление геометрической терминологии в ряде случаев может оказаться полезным. При решении игр Математическое моделирование - student2.ru на практике удобнее пользоваться не геометрическими аналогиями, а расчетными аналитическими методами, тем более, что для решения задачи на вычислительных машинах эти методы единственно пригодны.

Все эти методы по существу сводятся к решению задачи путем последовательных проб, но упорядочение последо­вательности проб позволяет построить алгоритм, приводящий к решению наиболее экономичным способом.

Здесь мы вкратце остановимся на одном расчетном методе решения игр Математическое моделирование - student2.ru — на так называемом методе «линейного программирования».

Для этого дадим сначала общую постановку задачи о нахождении решения игры Математическое моделирование - student2.ru . Пусть дана игра Математическое моделирование - student2.ru с т стратегиями Математическое моделирование - student2.ru игрока А и n стра­тегиями Математическое моделирование - student2.ru игрока В и задана платежная ма­трица Математическое моделирование - student2.ru

Требуется найти решение игры, т. е. две оптимальные смешанные стратегии игроков А и В

Математическое моделирование - student2.ru

где Математическое моделирование - student2.ru (некоторые из чисел Математическое моделирование - student2.ru и Математическое моделирование - student2.ru могут быть равными нулю).

Наша оптимальная стратегия S*A должна обеспечивать нам выигрыш, не меньший Математическое моделирование - student2.ru , при любом поведении про­тивника, и выигрыш, равный Математическое моделирование - student2.ru , при его оптимальном пове­дении (стратегия S*B ).Аналогично стратегия S*B должна обе­спечивать противнику проигрыш, не больший Математическое моделирование - student2.ru , при любом нашем поведении и равный Математическое моделирование - student2.ru при нашем оптимальном пове­дении (стратегия S*A ).

Величина цены игры Математическое моделирование - student2.ru в данном случае нам неизвестна; будем считать, что она равна некоторому положительному числу. Полагая так, мы не нарушаем общности рассуждений; для того чтобы было Математическое моделирование - student2.ru > 0, очевидно, достаточно, чтобы все элементы матрицы Математическое моделирование - student2.ru были неотрицательными. Этого всегда можно добиться, прибавляя к элементам Математическое моделирование - student2.ru доста­точно большую положительную величину L;при этом цена игры увеличится на L, а решение не изменится.

Пусть мы выбрали свою оптимальную стратегию S*A . Тогда наш средний выигрыш при стратегии Математическое моделирование - student2.ru противника будет равен:

Математическое моделирование - student2.ru


Наша оптимальная стратегия S*A обладает тем свойством, что при любом поведении противника обеспечивает выигрыш не меньший, чем Математическое моделирование - student2.ru ; следовательно, любое из чисел Математическое моделирование - student2.ru не может быть меньше Математическое моделирование - student2.ru . Получаем ряд условий:

Математическое моделирование - student2.ru (1)

Разделим неравенства (1) на положительную величину Математическое моделирование - student2.ru и обозначим :

Математическое моделирование - student2.ru

Тогда условие (1) запишется виде

Математическое моделирование - student2.ru (2)

где Математическое моделирование - student2.ru — неотрицательные числа. Так как Математическое моделирование - student2.ru величины Математическое моделирование - student2.ru удовле­творяют условию

Математическое моделирование - student2.ru (3)

Мы хотим сделать свой гарантированный выигрыш максимально возможным; очевидно, при этом правая часть равенства (3) принимает минимальное значение.

Таким образом, задача нахождения решения игры сво­дится к следующей математической задаче: определить не­отрицательные величины Математическое моделирование - student2.ru , удовлетворяющие условиям (2), так, чтобы их сумма Математическое моделирование - student2.ru

была минимальной.

Обычно при решении задач, связанных с нахождением экстремальных значений (максимумов и минимумов), функцию дифференцируют и приравнивают производные нулю. Но такой прием в данном случае бесполезен, так как функ­ция Ф, которую нужно обратить в минимум, линейна, и ее производные по всем аргументам равны единице, т. е. нигде не обращаются в нуль. Следовательно, максимум функции достигается где-то на границе области изменения аргумен­тов, которая определяется требованием неотрицательности аргументов и условиями (2). Прием нахождения экстре­мальных значений при помощи дифференцирования непри­годен и в тех случаях, когда для решения игры опреде­ляется максимум нижней (или минимум верхней) границы выигрыша, как мы. например, делали при решении игр Математическое моделирование - student2.ru .Действительно, нижняя граница составлена из участков прямых линий, и максимум достигается не в точке, где производная равна нулю (такой точки вообще нет), а на границе интер­вала или в точке пересечения прямолинейных участков.

Для решения подобных задач, довольно часто встречаю­щихся на практике, в математике разработан специальный аппарат линейного программирования.

Задача линейного программирования ставится следующим образом.

Дана система линейных уравнений:

Математическое моделирование - student2.ru (4)

Требуется найти неотрицательные значения величин Математическое моделирование - student2.ru удовлетворяющие условиям (4) и вместе с тем обращающие в минимум заданную однородную линейную функцию величин Математическое моделирование - student2.ru (линейную форму):

Математическое моделирование - student2.ru

Легко убедиться, что поставленная выше задача теории игр является частным случаем задачи линейного программирование при Математическое моделирование - student2.ru

С первого взгляда может показаться, что условия (2) не эквивалентны условиям (4), так как вместо знаков равенства они содержат знаки неравенства. Однако от знаков неравенства легко избавиться, вводя новые фиктивные неотрицательные переменные Математическое моделирование - student2.ru и записывая условия (2) в виде:

Математическое моделирование - student2.ru (5)

Форма Ф , которую нужно обратить в минимум, равна

Математическое моделирование - student2.ru

Аппарат линейного программирования позволяет путем сравнительно небольшого числа последовательных проб подобрать величины Математическое моделирование - student2.ru , удовлетворяющие поставленным требованиям. Для большей ясности мы здесь продемонстрируем применение этого аппарата прямо на материале решения конкретных игр.

Наши рекомендации