Опыт 3. Получение и свойства кислот

Лабораторная работа № 2

ПОЛУЧЕНИЕ И СВОЙСТВА НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Цель работы: Изучение способов получения и свойств основных классов неорганических соединений.

Теория: Классификация и номенклатура простых и сложных веществ. Получение и химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей.

Оборудование и реактивы:

Пинцет, пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, спички, фарфоровые чашки, фильтровальная бу­мага, шпатель, штатив, тигельные щипцы, чашки Петри, стеклянные трубочки.

Натрий Na, медь (стружки) Cu, цинк Zn, железо Fe, порошок оксида меди CuO, магниевые ленты Mg; растворы HCl (2 М), H2SO4 (2 М), HNO3 (конц.), NaOH (2 М и конц.); 0,5 М растворы AgNO3, BaCl2, CaCl2, CuSO4, Na2CO3, NaCl, Na2SO4, NiSO4; индикаторы (универсальная индикаторная бумага, метиловый оранжевый, фенолфталеин), дистиллированная вода.

Экспериментальная часть

Опыт 1. Получение и свойства оксидов

1.1. Возьмите тигельными щипцами магниевую ленту и сожгите ее над сухой фарфоровой чашкой. Добавьте воду в чашку, размешайте и испытайте раствором фенолфталеина.

1.2. К 1 мл раствора CuSO4 прилейте по каплям раствор щелочи. Нагрейте полученный осадок. Составьте уравнения реакций.

1.3. В пробирку поместите немного порошка CuO и прилейте 1 мл разбавленной HCl или H2SO4. Нагрейте пробирку. Составьте уравнение реакции.

1.4. В пробирку к медным стружкам прибавьте конц. HNO3 (тяга).

Рис 1. Горение

магниевой ленты

Опыт 2. Получение и свойства оснований

2.1. Выньте пинцетом из банки с керосином кусочек металлического натрия (не более горошины), протрите фильтровальной бу­магой (до металла руками не дотрагиваться) и бросьте в большую фарфоро­вую чашку с водой. Испытайте раствор фенолфталеином. Составьте уравнения реакций.

Рис.2. Металлический

натрий Na

2.2. Испытайте раствор щелочи кислотно-основными индикаторами (универсальная индикаторная бумага, метиловый оранжевый, фенолфталеин). Отметьте изменение окраски индикаторов.

Таблица 1. Изменение окраски индикаторов в растворе щелочи

Индикатор рН = 7 (нейтр. среда) рН > 7 (щелоч. среда)
универсальная индикаторная бумага    
метиловый оранжевый    
фенолфталеин    

2.3. В фарфоровую чашку поместите немного СаО и прилейте 1–2 мл воды. Испытайте раствор фенолфталеином.

Опыт 3. Получение и свойства кислот

3.1. В пробирку с кусочком СаСО3 прилейте по каплям разб. HCl. Составьте уравнение реакции.

3.2. Испытайте раз­бавленный раствор кислоты кислотно-основными индикаторами (метиловый оранжевый, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага). Отметьте изменение окраски индикаторов.

Таблица 2. Изменение окраски индикаторов в растворе кислоты

Индикатор рН = 7 (нейтр. среда) рН<7 (кисл. среда)
универсальная индикаторная бумага    
метиловый оранжевый    
фенолфталеин    

3.3. В трех пробирках испытайте действие разбавленной H2SO4 или HCl на железо, цинк и медь. Составьте уравнения реакций. Сделайте вывод об активности металлов по положениию их в электрохимическом ряду напряжений.

Наши рекомендации