Указания по технике безопасности

При выполнении работы студенты должны руководствоваться общими для учебных аудиторий правилами техники безопасности.

Методика и порядок выполнения работы

5.1Моделирование произвести на примере изменения спроса на товар за последние 2 года (таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Изменение спроса на товар за последние 2 года.

Месяц, t Спрос, yt (№ варианта)
41,4 51,1 48,4 43,7 39,1 54,1 70,8 27,6 32,2 65,7
50,4 62,2 58,9 53,2 47,6 65,9 86,2 33,6 39,2
48,6 56,8 51,3 45,9 63,5 83,1 32,4 37,8 77,1
38,7 47,8 45,3 40,9 36,6 50,6 66,2 25,8 30,1 61,4
51,3 63,3 54,2 48,5 67,1 87,7 34,2 39,9 81,4
50,4 62,2 58,9 53,2 47,6 65,9 86,2 33,6 39,2
60,3 74,4 70,5 63,7 78,8 103,1 40,2 46,9 95,7
55,8 68,9 65,3 58,9 52,7 72,9 95,4 37,2 43,4 88,6
55,6 52,6 47,5 42,5 58,8 76,9 71,4
50,4 62,2 58,9 53,2 47,6 65,9 86,2 33,6 39,2
42,3 52,2 49,5 44,7 55,3 72,3 28,2 32,9 67,1
50,4 62,2 58,9 53,2 47,6 65,9 86,2 33,6 39,2
48,6 56,8 51,3 45,9 63,5 83,1 32,4 37,8 77,1
37,8 46,7 44,2 39,9 35,7 49,4 64,6 25,2 29,4
57,6 71,1 67,4 60,8 54,4 75,3 98,5 38,4 44,8 91,4
66,7 63,2 70,6 92,3 85,7
77,8 73,7 66,5 59,5 82,4 107,7
59,4 73,3 69,5 62,7 56,1 77,6 101,5 39,6 46,2 94,3
51,3 63,3 54,2 48,5 67,1 87,7 34,2 39,9 81,4
49,5 61,1 57,9 52,3 46,8 64,7 84,6 38,5 78,6
46,8 57,8 54,7 49,4 44,2 61,2 31,2 36,4 74,3
55,8 68,9 65,3 58,9 52,7 72,9 95,4 37,2 43,4 88,6
77,8 73,7 66,5 59,5 82,4 107,7
64,8 75,8 68,4 61,2 84,7 110,8 43,2 50,4 102,9

5.2 Создать новый документ Excel.

5.3 Внести данные, как показано на рисунке 2.2.

5.4 Открыть диалоговое окно скользящее среднее и заполнить, как показано на рисунке 2.1.

5.5 Произвести оценку качества и точности модели.

Содержание отчета и его форма

Отчет должен содержать:

6.1 Исходные данные и прогнозируемые значения.

6.2 График результатов расчета.

6.3 Расчеты по оценке качества и точности модели.

6.4 Выводы.

Контрольные вопросы и защита работы

7.1 Каковы условия применимости метода?

7.2 Как определить оцениваемое значение для определенного момента времени?

7.3 Каковы правила выбора базы метода?

7.4 Какой алгоритм прогнозирования методом скользящей средней с применением программного обеспечения MS Excel?

Защита работы проводится в устной форме, состоит в предоставлении студентом правильно выполненного отчета по работе, коротком докладе и в ответах на вопросы, представленные выше.

Практическое занятие 27.

Аддитивные модели

Цель и содержание

Цель работы – приобрести навыки построения и прогнозирования по аддитивной модели временного ряда.

В результате выполнения работы студенты должны:

1.Выровнять исходный ряд методом скользящей средней.

2. Определить значения сезонной компоненты.

3. Устранить сезонную компоненту из исходных уровней ряда и получить выровненные данные (Т+Е) в аддитивной модели.

4. Аналитически выровнять уровни (Т+Е) и рассчитать значения Т с использованием полученного уравнения тренда.

5. Определить полученные по модели значения (Т+S).

6. Определить абсолютные и относительные ошибки.

7. Осуществить прогноз объема потребления электроэнергии на первое полугодие ближайшего следующего года.

Теоретическое обоснование

Существует несколько подходов к анализу структуры временных рядов, содержащих сезонные или циклические колебания. Простейший подход – расчет значений сезонной компоненты методом скользящей средней и построение аддитивной или мультипликативной модели временного ряда. Общий вид аддитивной модели следующий:

Y=T+S+E. (3.1)

Эта модель предполагает, что каждый уровень временного ряда может быть представлен как сумма трендовой (T), сезонной (S) и случайной (Е) компонент.

Построение аддитивной модели сводится к расчету значений Т, S и Е для каждого уровня ряда.

Процесс построения модели включает в себя следующие шаги:

1. Выравнивание исходного ряда методом скользящей средней.

2. Расчет значений сезонной компоненты S.

3. Устранение сезонной компоненты из исходных уровней ряда и получение выравненных данных (Т+Е).

4. Аналитическое выравнивание уровней (Т+Е) и расчет значений Т с использованием полученного уравнения тренда.

5. Расчет полученных по модели значений (Т+S).

6. Расчет абсолютных и/или относительных ошибок.

Если полученные значения ошибок не содержат автокорреляции, ими можно заменить исходные уровни ряда и в дальнейшем использовать временной ряд ошибок Е для анализа взаимосвязи исходного ряда и других временных рядов.

Подробнее методика построения аддитивной модели рассмотрена в

п. 5 данной работы.

Аппаратура и материалы

Микрокалькулятор, программное обеспечение MS Excel.

Указания по технике безопасности

При выполнении работы студенты должны руководствоваться общими для учебных аудиторий правилами техники безопасности.

Наши рекомендации