П р о в е р о ч н а я р а б о т а № 7
I в а р и а н т
Выполни вычисления:
65 : 13 · 10 : 2 96 – 90 : 3 · 2
29 + 60 – 9 · 15 100 – (3 · 12 + 8) : 4
(43 + 27) : (9 + 5) + 6
II в а р и а н т
Выполни вычисления:
95 – 40 + 5 – 7 70 + (81 : 3 – 21) · 29
51 : 17 · 30 : 3 260 + 40 – 70 · 3
9 · (37 – 30) – (92 – 72)
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ
«УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ»
1. Обобщение и систематизация знаний о действиях умножения и деления (смысл действий, основные задачи, решаемые умножением и делением, свойства умножения, связь между числами при умножении и делении, проверка этих действий, умножение с числом 0, деление с числом 0, умножение и деление с числом 1).
Типовые упражнения к этой теме
1.Составь различные задачи по выражениям:
а) 12 · 7 б) 64 : 16
2. а) Увеличь в 8 раз каждое из чисел:
1, 4, 9, 10, 15, 90, 100.
б) Уменьши в 3 раза каждое из чисел:
3, 12, 27, 48, 81, 120, 300, 900.
в) Во сколько раз 15 меньше, чем 30? 45? 90? 150? 1 500?
Во сколько раз 120 больше, чем 1? 2? 3? 4? 30? 40? 60?
г) Найди часть от числа 6; 12; 42; 60; 120; 240.
Найди число, часть которого составляет 10, 15, 20, 100, 500.
3. По данным решениям составь задачи с такими величинами, как скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.:
1) 60 : 15 = 4 2) 30 : 5 = 6 3) 12 · 3 = 36
4. Вычисли удобным способом и объясни, какие свойства умножения использовал:
5 · 127 · 2 (300 + 40 + 8) · 3
8 · (10 + 9) 45 · (2 · 7)
5. Выполни умножение и деление с устным объяснением:
а) 6 704 · 8 901 · 10 465 · 300 572 · 24 209 · 371
9 · 3 080 72 · 100 2 700 · 80 603 · 75 724 · 523
б) 3 204 : 6 37 100 : 7 1680 : 30 2 254 : 54
8 421 : 3 54 720 : 9 7 400 : 200 2 376 : 264
6. Выполни деление с остатком:
742 : 3 4 230 : 70 1 035 : 34
7. Найди значение выражения c · d и c : d , если с = 4 020, d = 5.
8. Заполни таблицы:
a | c | |||||||
b | d | |||||||
a · b | c : d |
Как найти неизвестный множитель? делимое? делитель?
9.а) Выполни умножение и его проверку, используя перестановку множителей 234 · 591.
б) Выполни действия и проверку умножения делением, а деления – умножением: 276 · 4, 3 492 : 6.
в) Выполни деление и его проверку с помощью деления: 1 312 : 41.
10. Вычисли и объясни, по каким правилам выполняется умножение и деление с числами 0 и 1:
15 · 0 0 · 24 0 · 0 0 : 72 (12 + 12) · 0
15 · 1 1 · 24 72 : 1 1 · 1 8 : (12 : 12)
11. Сколько квадратных сантиметров в 4 дм2?
Сколько квадратных дециметров в 3 м2?
Сколько квадратных сантиметров в 2 м2?
12. Стороны прямоугольника имеют длину 8 дм и 2 дм. Чему равна площадь этого прямоугольника?
13. Периметр квадрата 12 см. Найди площадь этого квадрата.
2. Отработка умения выполнять письменное умножение и деление многозначных чисел (примеры всех видов: умножение на однозначное, двузначное и трехзначное число, деление на однозначное и двузначное число, в том числе в случаях с нулем в частном; с делимым, когда для определения цифры частного нужно сделать несколько проб, и др.).
3. Проверка знания алгоритма письменного умножения на однозначное и двузначное число (все случаи) и умения применять его в практике вычислений (проверочная работа № 8).
4. Проверка усвоения алгоритма письменного деления на однозначное и двузначное число (все случаи) и умения применять его на практике вычислений (проверочная работа № 9).
5. Закрепление навыков устных вычислений и устное решение примеров на порядок действий.
6. Проверка навыков устных вычислений в пределах миллиона (рассмотренные случаи, проверочная работа № 10).
7. Закрепление навыков письменных вычислений (примеры на все 4 действия).
8. Решение составных задач в 3–4 действия, в том числе задач, в тексте которых встречаются выражения «больше (меньше) на …» или «больше(меньше) в … раз», с пропорциональными величинами, а также простых задач.
9. Нахождение значений простейших выражений с буквой при заданном числовом значении буквы.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ КРАТКОВРЕМЕННЫХ ПРОВЕРОЧНЫХ
РАБОТ ПО ТЕМЕ «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ»
П р о в е р о ч н а я р а б о т а № 8
I в а р и а н т
Выполни вычисления:
893 · 6 5 732 · 23 7 520 · 39 309 · 85 463 · 216
II в а р и а н т
Выполни вычисления:
945 · 7 7 524 · 56 960 · 84 3 508 · 39 714 · 323
П р о в е р о ч н а я р а б о т а № 9
I в а р и а н т
Выполни вычисления:
1 575 : 9 4 212 : 54 48 438 : 69 127 600 : 42 50 075 : 25
II в а р и а н т
Выполни вычисления:
3 332 : 7 3 649 : 41 12 894 : 42 22 680 : 54 45 060 : 15
П р о в е р о ч н а я р а б о т а № 10
I в а р и а н т
Выполни вычисления:
1 400 + 200 23 200 – 3 000 270 · 3 320 :80
7 080 – 80 90 000 + 2 000 720 : 4 193 · 100
II в а р и а н т
Выполни вычисления:
2 000 – 600 47 518 – 7 000 810 : 3 7 125 · 100
69 000 + 300 8 200 + 500 120 · 8 480 : 60
У р о к 16
Разряды и классы
Цели: повторить с учащимися нумерацию чисел в пределах 1000; ввести понятие класса и познакомить учащихся со II классом – классом тысяч; продолжать отрабатывать вычислительные навыки и умения решать задачи.
О б о р у д о в а н и е:таблица разрядов и классов с набором разрезных цифр.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. «Цепочка» (на полях учебника).
2. Задание 89.
Дети читают задачу: «В игре «Конструктор» 130 деталей. Мальчик использовал 28 деталей для сборки машины, а для сборки прицепа на 16 деталей меньше».
Объясните, что обозначают следующие выражения:
28 – 16, 28 + (28 – 16), 130 – 28.
3. Повторение нумерации трехзначных чисел.
Учитель. Ребята, до сегодняшнего урока мы с вами пользовались при вычислениях трехзначными числами. Вспомните, из каких разрядов они состоят?
Дети. Они состоят из 3 разрядов. Единицы III разряда – это сотни, единицы II разряда – это десятки и единицы I разряда – единицы.
Учитель. Верно. Попробуйте мне назвать и записать на доске числа, которые я сейчас вам продиктую:
9 сот. 8 дес.; 8 сот. 6 дес.;
6дес. 3 ед.; 7 сот. 3 ед.
5 ед. III разряда и 2 ед. I разряда;
4 ед. III разряда и 1 ед. II разряда.
Учитель. Сколько единиц каждого разряда в числе 395? 807? 56? 560? 103?
Сколько всего единиц в числе 301? (301 ед.)
Сколько всего десятков в нем? (30 дес.)
Сколько в нем всего сотен? (3 сот.)