Примеры организации обучения детей с ОВЗ при изучении разных предметов

Модель урока обучения чтению 1 класс

(на примере УМК «Перспективная начальная школа», из опыта работы Ямшининой С.Н.)

Тема: Согласные звуки [с], [с'], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Обозначение звуков [с], [с'] буквой с.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и (или) способов учебной деятельности

Дидактическая задача урока: познакомить с новыми звуками [с], [с'], обозначение этих звуков буквой с.

Цели:

1. Учить акцентированному произнесению новых звуков на основе одноуровневых моделей слов.

2. Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения на основе двухуровневых моделей слов; развитие связной речи.

3. Формировать навык чтения по слогам и орфоэпически.

4. Учить принимать чужую точку зрения, адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников.

Задачи урока для детей, занимающихся по адаптированной образовательной программе (по каждому ребёнку):

Минимизация и коррекция познавательных, коммуникативных и психомоторных трудностей в обучении. Азбука с. 56-57:

• Познавательные - уровень приобретения: конструирование буквы, нахождение лишнего элемента, работа по двухуровневой схеме; уровень понимания: работа с предметными картинками с.56 (определение лексического значения слова, использование этих слов в составлении рассказа), с.57. Составление рассказа по картинке «Родина»; уровень оценки (самооценки): оценить свою работу по составлению рассказа, оценка товарищами ответа ребёнка (отметить положительное); просить оценить работу соседа по парте.

• Коммуникативные - уровень восприятия: работа в паре по составлению рассказа по картинке «Родина» (выслушать товарища, оценить), чтение слогов по цепочке с.56.

• Психомоторные — двигательная моторная деятельность (ориентировка в учебнике): пролистывание учебника, нахождение нужной страницы, нужного задания.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные методы обучения, проблемно-поисковые (продуктивные) методы.

По способам организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

По степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Средства обучения: учебно-методический комплект.

Примечание: для каждого урока учитель определяет трудности, причины которых он может корригировать на конкретном уроке.

Ход урока

Этапы по звеньям процесса обучения Деятельность учителя Деятельность учащегося Работа по адаптированной образовательной программе
Орг. момент Организация направленного внимание на начало урока Проверяют наличие учебника, письменных принадлежностей, необходимых пособий Проверяет наличие учебника, письменных принадлежностей, необходимых пособий
Этап целеполагания Вопрос: Сформулируйте тему урока, найдите нужную страницу Пролистывание учебника, нахождение темы урока в верхнем левом углу, формулировка цели урока «Знакомство с новыми звуками и буквой» Пролистывание учебника, нахождение темы урока в верхнем левом углу, формулировка цели урока относительно себя
Этап актуализации знаний Просит вернуться на предыдущую страницу, прочитать загадку, выделить изученные на прошлом уроке звуки Самостоятельное прочтение загадки с.55, нахождение звуков, их характеристика, придумывание слов с этим звуком Чтение загадки вслух, выделение звуков и их характеристика с учителем или консультантом
Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала Просит вернуться на страницу урока. Работа с предметными картинками, выделение нового звука     Работа с моделями звуков. Учитель предлагает найти соответствующие модели изучаемых звуков.   Конструирование новой буквы С. Составление предложений, рассказов с картинками, выделение звуков [с], [с'], их характеристика (работа в парах)   Самостоятельная работа с моделями. Используется взаимопроверка.     Самостоятельная работа. Составить предложение со словом нос, лось. Уточнить их лексическое значение, рассказать соседу по парте. Повторить характеристику звуков за товарищем.   Самостоятельно или с помощью учителя находит нужные модели. Взаимопроверка с соседом по парте.   Самостоятельная работа. Проверяет консультант или ребенок сам становится консультантом.
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач (репродуктивное закрепление) Работа по двухуровневым схемам: - работа с предметными картинками, составление предложений, рассказов; - непосредственная работа со схемой.   Чтение слогов и слов.   Чтение скороговорки (образец учителя).   Чтение рассказа «Россия». Работа в парах, группах по составлению предложений, рассказов, выделению изучаемых звуков. Фронтальная работа с первой схемой.     Жужжащее чтение.   Самостоятельное прочтение (оценка).     Самостоятельно. Работа с учителем.   Читает вслух.     Самостоятельное прочтение (оценка).     Работа по иллюстрации.  
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников. Подведение итогов. В течение всего урока.     Просит оценить свою работу.     Самооценка       Самооценка  

Наши рекомендации