Тема 2. Дифференцирование функции

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1

Тема 1. Введение в анализ

Задача 1. Вычислить пределы:

а) Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru б) Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

в) Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru г) Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

Решение. а) Подстановка предельного значения аргумента х=−3 приводит к неопределенному выражению вида Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

Для устранения этой неопределенности разложим числитель и знаменатель дроби на множители и сократим дробь на множитель (х+3). Такое сокращение здесь возможно, так как множитель (х+3) отличен от нуля при х Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru :

Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru = Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru = Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru =

= Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru = Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru ;

б) При Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru выражение Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru дает неопределенность вида Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ruТема 2. Дифференцирование функции - student2.ru . Для ее устранения умножим и разделим это выражение на ( Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru ):

Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

= Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

в) Обозначим Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru . Тогда Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru и Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru при Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru . Применяя свойства пределов и формулу первого замечательного предела Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru имеем:

Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru · Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

= Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru ·1·1= Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru ;

г) При Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru выражение Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru является неопределенностью вида 1. Для устранения этой неопределенности представим основание степени в виде суммы 1 и бесконечно малой при Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru величины и применим формулу второго замечательного предела:

Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru .

Тогда имеем: Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru = Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

Пусть 2х+1= −4у. Тогда 4х+5=−8у+3 и у Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ruТема 2. Дифференцирование функции - student2.ru при Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru . Переходя к переменной у, получим:

Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

Тема 2. Дифференцирование функции

Задача 2.Найдите производные функции:

а) у=ln Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru ;

б) у= Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru ;

в) Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru .

Решение: а) Последовательно применяя правило дифференцирования сложной функции, правила и формулы дифференцирования, имеем:

у' = Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru ' = Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru '=

= Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru ;

б) у'= Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

=4 Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

=4 Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru ;

в) В данном случае функциональная зависимость задана в неявном виде. Для нахождения производной у' нужно продифференцировать по переменной х обе части уравнения, считая при этом у функцией от х, а затем полученное уравнение разрешить относительно у':

−sin Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru −sin Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

−y Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

Из последнего уравнения находим у':

2 Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

Задача 3. Исследовать функцию у= Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru и построить ее график.

Решение. Исследование функции проведем по следующей схеме:

1. Найдем область определения функции.

2. Исследуем функцию на непрерывность.

3. Установим, является ли данная функция четной, нечетной.

4. Найдем интервалы возрастания и убывания функции и точки экстремума.

5. Найдем интервалы выпуклости и вогнутости кривой и точки ее перегиба.

6. Найдем асимптоты кривой.

Реализуем указанную схему:

1. Функция определена при всех значениях аргумента х, кроме х=1.

2. Данная функция является элементарной, поэтому она непрерывна на своей области определения, т.е. на интервалах (−∞; 1) и (1; ∞).

3. Для установления четности или нечетности функции проверим выполнимость равенств Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru = Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru (тогда f(х) – четная функция) или Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru = Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru (для нечетной функции) для любых х и −х из области определения функции:

Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru = Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru , Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru =− Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

Следовательно, Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru и Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru , то есть данная функция не является ни четной, ни нечетной.

4. Для исследования функции на экстремум найдем ее первую производную:

у'= Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

у'=0 при Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru и у' − не существует при Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru . Тем самым имеем две критические точки: Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Но точка Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru не принадлежит области определения функции, экстремума в ней быть не может.

Разобьем числовую ось на три интервала (рис. 5): (−∞; 0), (0; 1), (1; ∞).

В первом и третьем интервалах первая производная отрицательна, следовательно, здесь функция убывает; во втором интервале – положительная и данная функция возрастает. При переходе через точку Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru первая производная меняет свой знак с минуса на плюс, поэтому в этой точку функция имеет минимум: уmin=y(0)=−1. Значит, А(0; −1) − точка минимума.

На рис. 5 знаками +, −указаны интервалы знакопостоянства производной у', а стрелами – возрастание и убывание исследуемой функции.

5. Для определения точек перегиба графика функции и интервалов выпуклости и вогнутости кривой найдем вторую производную:

у''=− Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

Рис. 5

у''=0 при Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru , и у''− не существует при Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru . Разобьем числовую ось на три интервала (рис. 6): (−∞; − Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru ), (− Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru ; 1), (1; ∞). На первом интервале вторая производная у''=0, при Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru − абсцисса точки перегиба.

Следовательно, В Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru - точка перегиба графика функции.

 
  Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

Рис. 6

6. Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru − точка разрыва функции, причем Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru .

Поэтому прямая Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru является вертикальной асимптотой графика. Для определения уравнения наклонной асимптоты Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru воспользуемся формулами:

Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru , Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru .

Тогда

Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru ,

Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru .

Значит, прямая у=0 есть горизонтальная асимптота графика исследуемой функции, представленного на рис. 7.

 
  Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru

Рис. 7

Задача 4. Найти приближенное значение функции Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru при значении Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru исходя из её точного значения при Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru .

Решение: Известно, что дифференциал dy функции y=f(x) представляет собой главную часть приращения этой функции Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru . Если приращение аргумента Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru мало по абсолютной величине, то приращение Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru приближенно равно дифференциалу, т. е. Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru . Так как Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru , а Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru , то имеет место приближенное равенство: Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru .

Пусть Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru , Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru Тогда

Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru (1)

Приближенное равенство (1) дает возможность найти значение функции при Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru , если известно значение функции и ее производной при Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru .

Прежде чем воспользоваться приближенным равенством (1), находим численное значение производной при Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru :

Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru или Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru ; Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru .

Применяя (1), получаем Тема 2. Дифференцирование функции - student2.ru .

Наши рекомендации