ВНИМАНИЕ! Нельзя проверять слова глаголами с суффиксами
Правописание безударных гласных в корне слова
Безударные гласные в корне слова делятся на три группы:
1) проверяемые ударением
2) не проверяемые ударением
3) чередующиеся.
Правописание проверяемыхбезударных гласных в корне надо определять, подбирая такое однокоренное слово или форму слова, в которых на эту гласную падает ударение: распространён - пространство, ограничен - грань.
ВНИМАНИЕ! Нельзя проверять слова глаголами с суффиксами
- ыва-, -ива- ! В таких словах происходит чередование гласных в корне: опоздать - опаздывать (проверочное слово - поздно).
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне надо определять по словарю и запоминать: лингвистика, ориентир и др.
Правописание чередующихсягласных в корне зависит от определенных условий (см. таблицу).
Правописание чередующихся гласных в корне зависит от: | |||
конечной согласной корня | наличия суффикса -а | ударения | смысла |
раст (ращ) – рос растения выращенный выросли Искл.: Ростов, ростовщик, Ростислав, росток, отрасль ! В производных от слова с ударным корнем сохраняется исходное написание (подросток — подростковый) Лаг - лож прилагать приложить Искл.: полог скак – скоч (проверяется по неопределен-ной форме глагола: заскочу на минуту — заскочить и заскачу от радости — заскакать). Искл.: скачок, скачу, скачи. | бер – бир а блест –блист а дер – дир а жег – жиг а мер – мира пер – пир а стел – стил а тер – тир а чет – чит а Искл.: сочетание кос – кас а а(я) - им а а(я) - ин а (отнять- отнимать, принять - принимать) | Запомните: в безударном положении корни -гОр- -клОн- -твОр- пишутся с “о”; корни -зАр- -плАв- пишутся с “а” Искл.: пригарь, утварь, зорянка; пловец, пловчиха, (льды)-плывуны | мок – мак мок – значение “впитывать, пропускать жидкость”: промокашка, вымокший. мак – значение “погружать в жидкость”. обмакнуть кисть, макать печенье в чай равн - ровн равн -значение “одинаковый”: равноправие, уравнение. ровн -значение “гладкий”: заровнять поверхность, разровнять грядку. Искл.: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь. |
Упражнение №1. Вставьте пропущенные буквы, письменно объясните их правописание (графическое обозначение условий выбора указано выше, в теоретической справке). Озаглавьте каждую из данных групп по названию орфограммы.
1. Разв...вающееся явление, н...сители языка, т...ждественные п...нятия, вел...чайшее дост...жение, пок...затель культуры, ч...стота употребления в речи, осв...ение опыта, по мере уд...ления, спр...ведливые нар...кания, см…шение паронимов, народное просв...щение, ч...стосердечное признание, точность выр..жения мысли, неисч..рпаемые богатства, распр…стр..нённй язык, по степени об…зательности, ст…новление языка;
2. Возл...гать надежды, благотв...рительный концерт, откл...нить предл...жние, бл...стательное соч...тание, ур...вень обр...зования; ср...внить друг с другом, выр...внять строчки, ур...внять в правах, расст...лающаяся равнина, непром...каемый плащ, обм...кнуть в молоко, вым...кший под дождем, неподвижный попл...вок, знаменитый пл...вец, оз...рились огнем, выск...чить из-за угла, на полном ск...ку, ум...реть за Родину, к…рреспондент из Р...стова, домашняя утв...рь, тв...рение в...ятеля, камыш...вые зар...сли, выр...щенные р...сточки, подр...стковый период, дог...рающая з...ря, оз...рившая идея, одежда навыр...ст, вз...маемая плата, прин...маемая за образец.
3. Пери..д развития, путь ц...в...лизации, ор..гинальное ср...внение, учёный - л...нгвист, л…конизм речи, г…рмония формы и содержания, творческая инт…лл…генция, общепринятый ст…ндарт, энц..клопедический словарь, выбор в…риантов, поток неол…гизмов, быстро р…формируется, инт…л..ктуальный ур…вень, бурные д…скуссии.
Упражнение №2. Спишите пары слов, вставляя буквы, подбирая проверочные слова.
Ув…дать издали – ув…дать без влаги, быстро разв…ваться – разв…ваться на ветру, ч…стота в комнате - ч…стота колебаний, ч…стоплотный человек, ч…столюбивые замыслы, ум…лять о пощаде-ум…лять достоинства, прим…рять костюм – прим...рять друзей, зап…вать песню - зап…вать лекарство, прож…вать в городе - прож…вать пищу, разр…дить ружьё – разр…дить морковь, ст…рожил дом – ст…рожил нашей деревни, посв…тить стихотворение – посв…тить фонарём, обл…чённый властью - обл…чённый в одежды - обл…чённый судом, дружеская к…мпания – военная к…мпания.
Упражнение №3. Напишите мини-сочинение (7 предложений) на свободную тему. Если затрудняетесь с выбором темы, можете написать на тему «Мой любимый …(герой/фильм/книга/музыка, время года… и т.д.)».
1. В своём сочинении найдите слова на повторенную орфограмму (безударные гласные в корне слова), выделите её графически.
2. Подчеркните грамматические основы предложений.
5. По любому пособию по русскому правописанию повторите тему «Пунктуация в сложном союзном предложении». Составьте свою таблицу, систематизирующую правила постановки знаков препинания в сложном союзном предложении.