Проектировочный расчет сечения крыла

3.1 За расчетное примем второе сечение крыла – ближнее сечение к узлам стыковки отъемной части крыла (консоли) и центроплана. Рассмотрим геометрические характеристики сечения. Величина хорды в расчетном сечении (см. Таблицу 2.1) равна Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ruм. Пользуясь атласом авиационных профилей выберем подходящий для самолета данного типа аэродинамический профиль, например, 10% профиль P-II. Геометрические характеристики профиля приведены в таблице 2.2. На изгиб работает только межлонжеронная часть сечения крыла (участок профиля сечения, заключенная между передним и задним лонжеронами). Ограничимся координатами только тех точек профиля, которые расположены на этом участке. Будем проектировать двухлонжеронное крыло, первый лонжерон расположим на Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru , второй лонжерон расположим на Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru , где Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru м– длина хорды крыла во втором сечении.

Координаты точек профиля расчетного сечения Таблица 2.2

X, %b
Yв,%b 7.668 7.857 7.847 7.408 6.553 5.451 4.849
Yн,%b -2.11 -2.143 -2.135 -2.006 -1.773 -1.489 -1.332
X, b2, м 1.532 1.916 2.299 3.065 3.831 4.597 4.980
Yв,b2 0.590 0.605 0.598 0.567 0.502 0.418 0.371
Yн,b2 -0.162 -0.164 -0.163 -0.154 -0.136 -0.115 -0.102

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru

Рисунок 3.1а) – Эквивалентное крыло

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru

Рисунок 3.1 б), в), г), д) – Эпюры погонных нагрузок: Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru .

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru

Рисунок 3.1е), ж) – Эпюры поперечной силы и изгибающего момента соответственно

Длина хорды профиля в расчетном сечении b2 = 7,662 м.

Высота 1-го лонжерона: H1=0.590+0.162=0.752 м.

Высота 2-го лонжерона: H2=0.371+0.102=0.473 м.

Максимальная высота профиля: НMAX=0.605+0.164=0.769 м.

Расстояние между лонжеронами: В=0,45b2=0,45*7,662=3,448 м.

Внешний контур профиля показан на рисунке 3.2а).

Доля изгибающего момента, воспринимаемая лонжеронами v =0.4

Материал конструкции – высокопрочный алюминиевый сплав Д16АТ.

Предел текучести для Д16АТ s0,2=380*106 Па, Е=72*109, Па.

Приведенных исходных данных достаточно для выполнения проектировочного расчета сечения крыла.

3.2 Верхний и нижний пояса межлонжеронной части сечения, показанного на рисунке 3.2а), представляем в виде прямоугольников, как это показано на рисунке 3.2.б).

Расстояние между центрами тяжести таких упрощенных поясов определяется по формуле:

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru =0,598 м (3.1)

где: 0,9 - множитель, введенный в силу того, что в числителе (3.1) используются размеры, относящиеся к внешнему контуру сечения.

Действие изгибающего момента Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru заменяем парой сил Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru и Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru :

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 1,344*106Н (3.2)

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru

Рисунок 3.2 – Исходное представление сечения

3.3 Выполняем проектирование верхнего пояса крыла.

Площадь сечения верхнего пояса:

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 3,609*10 -3, м2 , (3.3)

где: 0,95 - множитель введенный в знаменатель в связи с тем, что верхний пояс работает на сжатие, а потеря устойчивости происходит, как

правило, раньше, чем напряжения достигают значения предела

текучести Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru .

Пропорционально v, доле изгибающего момента воспринимаемой лонжеронами, определяем суммарную площадь верхних полок лонжеронов:

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 1,444*10 -3, м2. (3.4)

Соответственно на обшивку и стрингеры, входящие в верхний пояс сечения крыла приходится доля Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru , равная:

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 2,165*10 -3, м2(3.5)

Определяем шаг стрингеров Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru . в диапазоне Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ruПроектировочный расчет сечения крыла - student2.ru

(для удобства выполнения расчетов координат стрингеров воспользуемся соотношением Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru , где Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 7,662 м - хорда профиля расчетного сечения крыла, а Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru - целое число):

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 0,05*7,662/3 = 0,13 м.(3.6)

Зная шаг расстановки стрингеров, определяем количество верхних стрингеров:

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 25 (3.7)

Примем следующие размеры:

толщина стенки лонжеронов = 1,2dв, высота стенки лонжеронов = 6dв;

толщина стрингера = dв, высота стрингера = 6dв;

толщина полки первого лонжерона = 16dв, высота = 2dв;

толщина полки второго лонжерона = 18dв, высота = 2,5dв.

Составляем уравнения для верхнего и нижнего поясов, решаем их, находим значение dв, а далее и толщину других элементов.

FВП = dв * B + 2dв*16dв +1,2dв*6dв +2,5dв*18dв +1,2dв*6dв+1,5dв*12dв +1,2dв*6dв + 12*dв*6dв = 3.609*10 -3.

Упростив данное уравнение имеем:

FВП = 195,8*dв2 + 1,64*dв – 0,0036 = 0.

Решая данное уравнение получим, что dв = 1.8 мм.

Аналогично для нижнего пояса:

FНП = dв * B + 2dв*16dв +1,2dв*6dв +2,5dв*18dв +1,2dв*6dв+1,5dв*12dв +1,2dв*6dв+12*dв*6dв = 3.42*10 -3.

Упростив данное уравнение имеем:

FВП = 195,8*dв2 + 1,64*dв – 0,0034 = 0.

Решая данное уравнение получим, что dв = 1.7 мм.

Теперь необходимо найти размеры лонжеронов и стрингеров.

Вначале найдем размеры для верхнего пояса (dв = 1.8 мм) и запишем в таблицу 3.

Таблица 3

  Толщина стенки Высота стенки Толщина полки Высота полки
1 лонжерон 2.16 10.8 28.8 3.6
2 лонжерон 2.16 10.8 32.4 4.5
Стрингер 1.8 10.8

Далее определим размеры для нижнего пояса (dв = 1.7 мм) и запишем в таблицу 4.

Таблица 4

  Толщина стенки, мм Высота стенки, мм Толщина полки, мм Высота полки, мм
1 лонжерон 2.04 10.2 27.2 3.4
2 лонжерон 2.04 10.2 30.6 4.25
Стрингер 1.7 10.2

Следует сразу подсчитать критические напряжения в работающих на сжатие продольных ребрах верхнего пояса.

Верхняя полка первого лонжерона.

На рисунке 3.3 показан эскиз сечения ребра, образованного полкой лонжерона c полосой присоединенной обшивки, условно разделенного на три элементарных прямоугольника (обшивку, полку, лапку). Подсчитаем для этого ребра ординату центра тяжести сечения и минимальный осевой момент инерции, пользуясь формулами известными из курса сопротивления материалов.

d T0fTvv4nQDTSY88r2eT0PA1f34WBtVe6iB3pmVT9HlNW+kBjYK7n0Heb7iDLBopbJNRC39s4i7ip wX6lpMW+zqn7smVWUKLeaBRlPpxMwiBEYzI9G6FhTz2bUw/THKFy6inptyvfD8/WWFnV+FLfBhou UchSRpKD4n1Wh7yxdyP3hzkLw3Fqx6i/f4PlHwAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhADCDpj3eAAAA CQEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj8FOg0AQhu8mvsNmTLwYu5REQMrSNI3Gc1sv3rbsFEjZ WWC3hfr0jic9zvxf/vmmWM+2E1ccfetIwXIRgUCqnGmpVvB5eH/OQPigyejOESq4oYd1eX9X6Ny4 iXZ43YdacAn5XCtoQuhzKX3VoNV+4Xokzk5utDrwONbSjHrictvJOIoSaXVLfKHRPW4brM77i1Xg prebdThE8dPXt/3YbobdKR6UenyYNysQAefwB8OvPqtDyU5HdyHjRacgfXlNGOUgS0EwkC0TXhwV JFEKsizk/w/KHwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAA AAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAA AAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQAhgC45PQIAAFUEAAAOAAAA AAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQAwg6Y93gAAAAkBAAAP AAAAAAAAAAAAAAAAAJcEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAogUAAAAA " strokecolor="white">

10
Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru

Рисунок 3.3 - Верхняя полка лонжерона с присоединенной обшивкой

Fл.в.1 = 0,1144*10 -2, м2

Расстояние от внешней поверхности обшивки до центра тяжести ребра, образованного полкой лонжерона и полосой присоединенной обшивки:

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru . (3.8)

Минимальный момент инерции ребра, образованного полкой лонжерона и полосой присоединенной обшивки:

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru . (3.9)

Выполнив вычисления по формулам (3.8) и (3.9), используя размеры верхней полки первого лонжерона получим:

Fл.в.1 = 0,114*10 -2, м2;

gл.в.1 = 7,559*10 -3, м; Iл.в.1=5,836*10 -8, м4.

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 332,2*106, Па.

Выполнив вычисления по формулам (3.8) и (3.9), используя размеры верхней полки второго лонжерона получим:

Fл.в.2 = 0,114*10 -2, м2;

gл.в.2 = 8,284*10 -3, м; Iл.в.2=7,317*10 -8, м4.

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 338,6*106, Па;

В соответствии с эскизом сечения стрингера определим расстояние от внешней поверхности обшивки до центра тяжести верхнего стрингера и критическое напряжение потери устойчивости при сжатии.

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 0.84*10 -4, м2.

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru =

=5,36*10 -3, м.

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru =

=2,153*10 -8, м4.

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 153,7 МПа.

Запишем полученные результаты для верхнего пояса результаты:

sл.в.1.КР = 332,2*106, Па;

sл.в.2.КР = 338,6*106, Па;

sстр.В.КР=153,7 *106, Па.

Величина полученных напряжений недостаточна, т.е. крыло будет перегруженным, материал работает неэффективно.

Вначале увеличим напряжения для верхнего пояса. Для лонжеронов данное увеличение осуществим за счет усиления лапки. В данном случае для 1 лонжерона увеличим толщину лапки в 1,2 раза, для 2 лонжерона – в 1,2 раза. Остальные размеры оставим такими же. Запишем полученные результаты.

Для 1 лонжерона:

Fл.в.1 = 0,112*10 -2, м2;

gл.в.1 = 7,927*10 -3, м; Iл.в.1=6,646*10 -8, м4.

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 370,1·106, Па.

Для 2 лонжерона:

Fл.в.2 = 0,137*10 -2, м2;

gл.в.2 = 8,608*10 -3, м; Iл.в.2=8,24*10 -8, м4.

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 374,6·106, Па.

Аналогично усилим стрингер, увеличив его высоту в 1,45 раза.

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 1.218·10 -4, м2.

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 8,07·10 -3, м. Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 5,628·10 -8, м4.

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 363,8 МПа.

Аналогично рассчитаем напряжения в нижнем поясе.

Выполнив вычисления по формулам (3.8) и (3.9), используя размеры нижней полки первого лонжерона получим:

Fл.н.1 = 0,104*10 -2, м2;

gл.н.1 = 7,37*10 -3, м; Iл.н.1=5,28*10 -8, м4.

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru =316,1*106, Па.

Выполнив вычисления по формулам (3.8) и (3.9), используя размеры верхней полки второго лонжерона получим:

Fл.н.2 = 0,128*10 -2, м2;

gл.н.2 = 8,08*10 -3, м; Iл.н.2=6,629*10 -8, м4.

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 322,2*106, Па.

В соответствии с эскизом сечения стрингера определим расстояние от внешней поверхности обшивки до центра тяжести верхнего стрингера и критическое напряжение потери устойчивости при сжатии.

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 0.75*10 -4, м2.

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru =5,23*10 -3, м.

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru =1,95*10 -8, м4.

Проектировочный расчет сечения крыла - student2.ru = 146,3 МПа.

Заключение

Таким образом, прочность конструкций является одним из основных факторов обеспечения безопасности полета любого летательного аппарата.

Непрерывный рост скорости и высоты полета самолетов оказывает решающее влияние на изменения их аэродинамической компоновки и конструктивно-силовых схем. Это влияние приводит к значительным изменениям формы в плане и толщины профилей крыла, формы и удлинения фюзеляжей. Все это требует дальнейшего развития и совершенствования методов расчета на прочность авиационных конструкций.

Наши рекомендации