Статическое уравновешивание рычажных механизмов.

Если главный вектор сил инерции , который представляет собой векторную сумму сил инерции всех подвижных звеньев (например, рис.5.4) , Статическое уравновешивание рычажных механизмов. - student2.ru ,то такой механизм называется статически уравновешенным.

Если главный момент сил инерции , который представляет собой векторную сумму инерционных моментов всех подвижных звеньев (например, рис.5.4) , Статическое уравновешивание рычажных механизмов. - student2.ru ,,то такой механизм называется моментно уравновешенным.

Статическое уравновешивание рычажных механизмов. - student2.ru

Рис.6.1

Рассмотрим случай (рис.6.1), когда механизм необходимо уравновесить статически,

т.е. Статическое уравновешивание рычажных механизмов. - student2.ru . Этого можно добиться только тогда, когда ускорение центра масс Статическое уравновешивание рычажных механизмов. - student2.ru . Для этого нужно, чтобы S à A.

Когда центр масс совмещен с А, то он становиться неподвижным. Этого добиваются с помощью двух противовесов, один из которых устанавливается на продолжении шатуна, а другой на продолжении кривошипа.

Для того чтобы рассчитать массы противовесов, применяют метод замещающих масс, суть которого заключается в том, что масса каждого звена условно разноситься по двум точкам. При этом должны выполняться следующие условия (например для звена АВ):

Статическое уравновешивание рычажных механизмов. - student2.ru Разнесем массу этого звена по точкам А и В так, чтобы положение центра масс не изменилось.

m = mA + mB

lAB = lAS + lBS

mA lAS = mB lBS

Сосредоточим массу 3-го звена в точке С.

Статическое уравновешивание рычажных механизмов. - student2.ru Статическое уравновешивание рычажных механизмов. - student2.ru Массу 2-го звена разнесем по шарнирам В и С. Если на продолжении звена 2 поставить противовес массой mпр2 и на расстоянии от т.В равное lпр2, то центр масс звеньев 2 и 3 переместиться в т.В. При этом

mпр2.lпр2 = (m2C + m3C).lBC

Задаются массой противовеса и определяют lпр2, либо задаются lпр2 и определяют массу противовеса из условия:

mпр1.lпр1 = (m1B + mпр2+ m+ m2C+ m3C).lAB

После этого центр масс переместиться в точку А. Однако невсегда конструктивно возможно установить противовес на продолжении шатуна. В этом случае ограничиваются установкой противовеса на звене 1. Центр масс системы смещают на линию АС, который перемещается с линейным ускорением вдоль ползуна. В этом случае механизм – частично статически уравновешен.

Статическое уравновешивание рычажных механизмов. - student2.ru

Рис.6.2

Его нежелательно устанавливать на высоком фундаменте, т.к. главный вектор сил инерции создает опрокидывающий момент, что недопустимо.

В четырехшарнирном механизме центр масс системы разноситься по точкам А и D, а противовесы устанавливаются на продолжении звеньев 1 и 3.

Статическое уравновешивание рычажных механизмов. - student2.ru

Следует отметить, что для рычажных механизмов ограничиваются лишь полным или частичным уравновешиванием главного вектора сил инерции. Уравновешивание главного инерционного момента не производится.

Уравновешивание вращающихся звеньев.

Ротор – тело любой геометрической формы, имеющее свое основное движение – движение вращения (коленвал, колесо турбины и т.д.).

Пусть в силу каких-либо причин центр масс ротора смещен от оси вращения О на постоянную величину ест.

Если w=0 , на опоры действует только сила тяжести G=mg. (рис.6.3)

Статическое уравновешивание рычажных механизмов. - student2.ru Статическое уравновешивание рычажных механизмов. - student2.ru

Рис.6.3 Рис.6.4

При вращении ротора (рис.6.4) возникает центробежная сила инерции ФS.

Статическое уравновешивание рычажных механизмов. - student2.ru Если заменить воздействие опоры реакцией и записать условие статического равновесия (по принципу Даламбера):

Статическое уравновешивание рычажных механизмов. - student2.ru

Из рассмотрения данного треугольника следует, что при вращении ротора на его опоре возникает знакопеременная нагрузка Q12, которая достигает максимума, когда ФS и G направлены вниз, и минимума, когда эти вектора направлены по вертикали в разные стороны.

Состояние ротора , характеризующегося таким распределением масс, при котором на его опорах возникает знакопеременная нагрузка, называется неуравновешенностью ротора.

Причины вызывающие неуравновешанность ротора:

1. неточность изготовления ротора;

2. неточность сборки;

3. различные включения при отливке частей ротора;

4. перепады температур.

Мерой неуравновешенностью ротора является дисбаланс ( Статическое уравновешивание рычажных механизмов. - student2.ru ) – вектор, направленный по ФS .

Статическое уравновешивание рычажных механизмов. - student2.ru Статическое уравновешивание рычажных механизмов. - student2.ru ,[г.мм]

Для того чтобы определить величину и направление D, в рассмотрение вводят плоскость дисбаланса, в которой этот вектор расположен, и угол дисбаланса.

Процесс определения величины и направления D, и его последующего устранения, называется уравновешиванием ротора или балансировкой.

Существуют 3 вида неуравновешенности:

1. статическая;

2. моментная;

3. динамическая (общий случай).

Наши рекомендации