Лекция 8. Силовой анализ механизма

Определение: Приведённым моментом инерции называется момент инерции такой фиктивной массы на начальном звене, при наличии которого кинетическая энергия начального звена равна кинетической энергии всего механизма.

Iпр – величина переменная.

Примерный вид графика зависимости Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Приведённый момент сил.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Указанные работы удобно вычислять, используя понятие о приведённом к кривошипу машины моменте сил, соответственно сил движущих (со стороны двигателя) и сил сопротивления (со стороны машин).

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Произвольное звено:

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Введём скорости в точки приложения сил:

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ;

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

далее, в уравнении Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru подставим dS:

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru это есть мощность Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru но по следствию из теоремы о рычаге Жуковского Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Определение: Приведённым моментом сил называется момент такой фиктивной силы, на начальном звене, работа и мощность, которого равна работе и мощности всех сил механизма.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru уравнение кинетической энергии

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru для случая созданной динамической модели механизма, т.е. есть только Н.М., но на нём сосредоточена вся фактическая масса и сила.

Режимы работы механизма.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

I этап – разгон машины: Адв > Асс

II этап – установившийся режим работы машины: Адв = Асс

Есть две характеристики второго этапа:

1. Такой, как приведён выше;

2. Постоянное изменение ω, т.е. по заданному закону.

III этап – остановка (торможение) машины: Адв < Асс.

Коэффициент неравномерности хода.

Приведение сил основано на равенстве секундных работ (мощностей) реальных сил и моментов приложенных к звеньям механизма, на их возможных перемещениях и суммарного приведённого момента, приложенного к начальному звену на его возможное перемещение.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru если Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ,

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Задан закон изменения ω:

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru коэффициент неравномерности хода машины.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru для станков = 0.05 – 0.08

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru для прессов = 0.15 – 0.20

Динамическое исследование механизмов для случаев, когда силы зависят от скорости.

1. Строятся 12 положений механизма.

2. Строятся 12 рычагов Жуковского.

3. Пользуясь Р.Ж., как планами скоростей, определяется Iпр и стоится график:

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru где Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru и Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru берутся с рычага Жуковского с учётом масштаба. Учитывая, что приведённый момент инерции механизма должен быть увеличен путём установки на кривошип маховика с моментом инерции Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru график Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru по оси ординат, соответственно, увеличивается.

4. Мп.с., [Мп.с., φ] Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Величина приведённого момента сил полезного сопротивления ( с учётом силы полезного сопротивления и сил тяжести, без учёта сил трения) равна алгебраической сумме моментов сил относительно полюса PP рычага Жуковского, при плече сил (мм) относительно полюса тщательно изменяются на точно построенных рычагах Жуковского. При этом знак (+) в уравнении моментов присваивается моменту направленному против Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , а знак (–) – моменту, направление которого совпадает с направлением СО. Отложив соответствующие отрезки на ординарных прямых соответствующих 12(8) положениям механизма, проводим кривую зависимости Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

5. Определить работу:

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Вычислив работу сил сопротивления по интервалам найдём работу сил за один оборот: Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . Далее необходимо произвести учёт работы силы трения. Работу силы трения распределяют на две части:

- постоянную на протяжении всего хода рабочего звена;

- переменную в каждом положении во время рабочего хода;

при этом, отношение Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . В результате получаем из двух уравнений Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Для учёта Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru на графике Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru опустим ось φ на величину ? и получим новую ось абсцисс с началом в точке О.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Для распределения переменной части работы сил трения Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru находится сумма работ сил полезного сопротивления за время рабочего хода Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , сложив Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru для всех интервалов рабочего хода.

Тогда Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

6. Мдв

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru обычно Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

7. Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

8. Характеристика электродвигателя.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Общий вид характеристики асинхронного электродвигателя трёхфазного тока.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru (р = 1, 2, 3, 4 – число полюсов). Рабочая часть характеристики – кривая линия небольшой кривизны, поэтому в дальнейшем будем полагать рабочий участок прямолинейным.

На листе графики Мдв – ω2, ω2 – φ и Мдв – φ стоятся относительно друг друга следующие:

1. Совпадение осей О2ω2 и Оφ характеристик Мдв – ω2 и Мдв – φ;

2. Совпадение осей О1φ и О2Мдв характеристик ω2 – φ и Мдв – ω2;

3. Параллельность осей О2ω2 и О1ω2, что позволяет исключить ось ω2 и от графика ω2φ прейти простым построением к графику Мg – φ на поле графика Мс – φ, построенного ранее.

4. Масштаб по осям ординат ОМ и О2Мg должен быть одинаковым.

5. Построение характеристик двигателя Мдв – ω2 производится в следующем порядке. Отложив отрезки Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru от зависимости Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru найдём точки графика Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , а соединив их кривой получим графическую зависимость Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , графики Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru и Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru сопрягаются в начале холостого хода.

6. О выборе электродвигателя.

Зная полную работу сил сопротивления сил трения Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru можно определить мощность Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru электродвигателя (потребную): Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , где Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru частота вращения кривошипа (мин-1), величина известная. Зная потребную мощность и синхронное число оборотов электродвигателя в линейке (1500, 1000, 750) находят необходимый электродвигатель, по условию Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , ближайший к Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . Выписываются характеристики электродвигателя (марка, мощность, синхронную и номинальную частоту вращения, а также значение допустимой перегрузки). Для решения задачи динамики необходимо знать синхронную nc и номинальную nн частоту вращения кривошипа. Номинальное число nн (мин-1) заданно проектанту. Выбрав электродвигатель известно nэдн (мин-1), следовательно можно определить инерционное число Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . Теперь можно найти синхронную частоту вращения кривошипа Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Зная Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru вычисляем Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru и Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru по общей формуле Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Можно, зная Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru и передаточное число Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Вычислив номинальную частоту вращения кривошипа находим величину номинального момента электродвигателя приведённого к кривошипу.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 9.

9. Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ;

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ;

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ;

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ;

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Маховик и его роль в машине.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Маховик – это аккумулятор энергии.

Маховик накапливает энергию на тех участках, где Адв > Асс.

Маховик отдаёт энергию, где Адв < Асс.

Расчёт энергии маховика:

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Если маховик отсутствует, то график Мдв будет совпадать с Мсс. При бесконечном большом маховике график Мдв будет прямая. При обычных величинах график Мдв будет кривая.

Построение характеристики электродвигателя.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Определение момента инерции маховика.

Колебания величины угловой скорости кривошипа не должны превосходить некоторой величины Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . Для станков допускается от 0.02 до 0.05, для кузнечнопрессовых машин от 0.1 до 0.2 и т.д. Величина Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru вычисляется Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Для обеспечения нужного значения Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru необходимо выбрать и установить на валу кривошипа маховик с соответствующим значением момента инерции Iмахов. Подбор маховика можно производить следующим образом. На оси ординат графика Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru в масштабе Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru откладываются Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru (можно отложить Мн, найденное ранее) и проводится горизонтальная прямая. Выше этой прямой окажется часть графика Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . Необходимо найти величину площади между прямой Mн и кривой Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . Это будет так называемая избыточная площадь Fизб (мм2). Затем необходимо воспользоваться формулой Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , задавшись желательным коэффициентом Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . Выбрав маховик, необходимо учесть момент инерции маховика при определении Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru как Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , отразив это на графике Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , опустив ось абсцисс. Построив зависимость Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru можно проверить правильность выбора момента инерции маховика. Это производится путем сравнения Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru и Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru заложенного в расчёт. При определении Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru и Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru берутся с графика зависимости Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Если Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , то момент инерции маховика достаточен;

Если Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru момент инерции маховика следует увеличить.

Теория зубчатых зацеплений. Цилиндрические зубчатые колёса. Основные термины и определения.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Определения:

1. полюс – это мгновенный центр скоростей в относительном движении;

2. центройды – это воображаемые окружности, жестко связанные с колёсами, которые катятся друг по другу без скольжения;

3. начальная скорость – это центройда в зацеплении двух колёс.

Под центроидой понимается геометрическое место мгновенных центров скоростей в относительном движении профилей двух звеньев. Мгновенный центр скоростей в относительном движении двух профилей называется полюсом.

Передаточное отношение (U).

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Основной закон зацепления.

Нормаль к профилям в точке контакта должна проходить через полюс и делить межосевой перпендикуляр на отрезки обратнопропорциональные угловым скоростям.

Определение: линия зацепления – это путь, пройденный точкой контакта профилей.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Определение: линия зацепления – это геометрическое место точек контакта профилей, отмеченных в неподвижной плоскости.

В современном машиностроении наиболее распространенным типом механической передачи является зубчатая. В этих передачах движение предаётся с помощью зацепления пары зубчатых колёс. Зубчатые передачи используют при мощностях, начиная от ничтожно малых до измеряемых десятками тысяч киловатт. Передаваемые моменты достигают Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . Диаметры колёс судовых установок в передачах на гребной винт достигают 6 метров. Округленные скорости колеблются от ничтожно малых до 150 м/с и обеспечивают передачу движения между произвольно расположенными в пространстве валами без проскальзывания, что обеспечивает постоянное передаточное отношение с наименьшие потери на трение.

Преимущества зубчатых передач по сравнению с другими:

а. высокая надёжность в работе;

б. компактность;

в. высокий КПД (0.96 – 0.97);

г. сравнительно малые нагрузки на валы и подшипники;

д. постоянство передаточного отношения;

е. простота обслуживания.

Недостатки:

а. высокие требования к точности изготовления и монтажа;

б. шум при больших скоростях;

в. большая жёсткость, не позволяющая компенсировать динамические нагрузки.

По взаимному расположению геометрических осей валов: цилиндрическое (косозубые, прямозубые, шевронные, с криволинейными зубьями), конические – при пересекающихся осях, гипоидные конические передачи при перекрещивающихся осях, винтовые – цилиндрические передачи перекрещивающихся осях.

Для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот применяется реечная передача, которая является частным случаем цилиндрической зубчатой передачи. Рейку рассматривают как часть колеса, диаметр которого обращается в бесконечность.

По форме бокового профиля зубья бывают: эвольвентные, циклоидальные и круговые (зацепление Новикова). В современном машиностроении и курсе ТММ широко рассматриваются эвольвентные З.П.

По сравнению с другими видами зацеплений, эвольвентное зацепление имеет некоторые преимущества:

1. использование стандартизованного инструмента с прямолинейными режущими кромками для изготовления эволвентных зубчатых колёс;

2. простота модификации поверхности зуба (преднамеренное отклонение поверхности зуба от теоретической для компенсации действия факторов, отрицательно влияющих на работу эвольвентной зубчатой передачи);

3. возможность изготовления зубчатых колёс с эвольвентным профилем при смещении инструмента для улучшения показателей качества зацепления или при заданном межосевом расстоянии передачи;

4. нечувствительность эвольвентной зубчатой передачи к колебания межосевого расстояния при монтаже (передаточное отношение З.П. не изменяется);

5. взаимозаменяемость эвольвентных З.К. одного модуля.

Свойства эвольвентного зацепления.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Свойства:

1. Линия зацепления – прямая.

2. Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

3. Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . Передаточное отношение остаётся постоянны при изменении межцентрового расстояния.

4. Нарезается по методу обработки инструментом реечного типа.

Основы теории зацепления и передаточное отношение.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

При работе зубчатых передач, зубья одного колеса входят в впадины другого, при этом боковая поверхность зуба ведущего колеса давит на боковую поверхность зуба ведомого колеса. Профили зубьев пары колёс должны быть сопряжёнными, т.е. заданному профилю зуба одного колеса должен соответствовать вполне определённый профиль зуба другого колеса. Чтобы обеспечить постоянство передаточного отношения, профили зубьев нужно очертить такими кривыми, которые удовлетворяли бы требованиям основной теоремы зацепления.

Теорема зацепления: общая нормаль, проведённая через точку касания двух профилей, делит межосевое расстояние на части, обратно пропорциональные угловым скоростям сопряжённых колёс.

Для доказательства теоремы рассмотрим пару сопряжённых зубьев в зацеплении. Профили зубьев шестерни и колеса соприкасаются в точке К, называемой точкой зацепления. Центры вращения О1 и О2 расположены на неизменном расстоянии друг от друга (межосевое расстояние – Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ). При вращении шестерня с угловой скоростью Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru давит на зуб колеса, сообщая последнему угловую скорость Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . Проведём через точку К общую для обоих профилей касательную ТТ и нормаль NN. Окружные скорости точки К относительно центров вращения О1 и О2 Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru и Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . Разложим V1 и V2 на составляющие по направлению NN и по направлению ТТ: Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Для обеспечения постоянного касания профилей необходимо соблюдение условия Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , т.к. при Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru зуб шестерни отстанет от зуба колеса, а при Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru произойдёт врезание зубьев. Опустим из центров О1 и О2 перпендикуляры О1А = h1 и O2B = h2 на нормаль NN. Углы, образованные между перпендикуляром h1 и линией О1К и перпендикуляром h2 и линией О2К обозначим соответственно α1 и α2. Так как вектор скорости V1 перпендикулярен к линии О1К, а вектор VN1 перпендикулярен к линии О1А = h1, то угол между этими векторами будет равен α1. Аналогично можно доказать, что угол между векторами V2 и VN2 , будет равен α2.

Из построений получаем Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ,

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ;

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru или Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Из подобия треугольников О1АР и O2BР запишем, что Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru или окончательно получим Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , что и требовалось доказать.

Прямая О1О2 называется межосевой линией колёс. Общая нормаль NN профилем пересекает межосевую линию О1О2 в постоянной точке Р (в соответствии с доказанной теоремой). Эта точка называется полюсом зацепления, её положение на межосевой линии определяется отношением угловых скоростей колёс, т.е. передаточным отношением.

Отрезок общей нормали NN, ограниченной токами А и В и являющийся траекторией общей точки контакта зубьев, называется линией зацепления зубчатой передачи.

Окружности, проходящие через полюс и обозначенные dW1 и dW2, называются начальными окружностями. При вращении зубчатых колёс начальные окружности перекрываются друг по другу без скольжения, о чём свидетельствует равенство их окружных скоростей Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Следует иметь ввиду, что незначительное изменение межосевых расстояний an приведёт к изменению и диаметров начальных окружностей, т.к. положение полюса зацепления при этом остаётся неизменным. αW – носит в дальнейшем название угол профиля – острый угол между линией зацепления и перпендикуляром к межосевой линией, его стандартное значение для эволвентных зацеплений αW = 20°.

Эвольвентные окружности и её свойства.

Эвольвентой называется кривая, описываемая любой точкой прямой, перекатываемой без проскальзывания по неподвижной окружности.

Так точка А прямой NN (точки от А0 до А8) опишет эвольвенту. Длина дуги окружности, которую проходит точка её контакта с прямой NN, всегда равна длине этой прямой от точки касания с окружностью до эвольвенты (например дуга А0В1 = А1В1, А0В2 = А2В2, А0В3 = А3В3 и т.д.).

Окружность радиусом rb, по которой перекатывается прямая NN, называется эволютой или основной окружностью, а перекатываемая прямая – производящей прямой. Для построения профиля зуба используется часть эвольвенты.

Свойства эвольвенты:

1. эвольвента не заходит внутрь основной окружности а представляет собой спиральную кривую, начинающуюся от основной окружности и полностью определяющуюся её радиусом;

2. производящая прямая NN является одновременно касательной к основной окружности и нормалью ко всем производимым ею эвольвентам, это свойство вытекает непосредственно из построения эвольвенты;

3. две или семейство эвольвент одной и той же основной окружности эквидистантны. Эквидистантными или равноудалёнными называются две кривые, расстояние между которыми в направлении нормали везде одинаковое, (Рв) – это шаг по основной окружности;

4. радиус кривизны эвольвенты в любой точке равен длине касательной к основной окружности, проведённой из этой точки. Центр кривизны эвольвенты в данной точке находится на основной окружности. Это свойство так же вытекает непосредственно из построения эвольвенты;

5. с увеличением радиуса rb основной окружности эвольвента становится более пологой и при Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru обращается в прямую.

Эвольвента и её свойства.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Эвольвента – это след движения точки принадлежащей прямой при её качении по неподвижной окружности без скольжения

Свойства:

- Все нормали в эвольвентах касаются одной и той же основной окружности.

- Все центры кривизны эвольвенты лежат на одной и той же основной окружности.

Основная окружность – это геометрическое место центров кривизны эвольвенты (эволюты).

Эвольвента – симметричная кривая с точкой возврата, лежащей на основой окружности.

Возможность получения удлинённых и укороченных эвольвент.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

При увеличении rb эвольвента распрямляется и при Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru становится прямой линией.

Взаимодействие эвольвент.

Рассмотрим взаимодействие эвольвент двух окружностей радиусами rb1 и rb2 с центрами О1 и О2, вокруг которых могут вращаться эвольвенты 1 и 2.

В первом положении эвольвенты касаются в точке Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . В этой точке они имеют общую нормаль АВ. Эта нормаль является производящей прямой обоих эвольвент и поэтому касается обеих основных окружностей. Из рассмотренного вытекает очень важное свойство эвольвент: у двух сопряжённых эвольвент радиусы кривизны точек касания лежат на общей нормали.

Повернём основную окружность с эвольвентой 1 на некоторый угол Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru вокруг центра О1. При этом эвольвента 1 окажет давление на эвольвенту 2, это давление Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru может предаваться только по общей нормали к обоим кривым, т.е. по линии АВ. Следовательно общая нормаль является линией давления. Поскольку линия давления не проходит через центр О2, то вторая основная окружность вместе с эвольвентой 2 повернётся на некоторый угол φ2. Таким образом, посредством двух эвольвентных профилей можно осуществить передачу движения.

В новом положении эвольвенты соприкасаются в т. Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , имея общую нормаль АВ. Общая нормаль является геометрическим местом точек касания взаимодействующих эвольвент. Из сказанного следует, что линия зацепления является линией давления.

При повороте эвольвент соответствующие дуги основных окружностей Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru и Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru равны между собой, поскольку каждая из них равна расстоянию Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru по общей нормали, а значит Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . Так как угловые скорости пропорциональны угла поворота, то Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , т.е. отношение угловых скоростей двух взаимодействующих эвольвентных профилей обратно пропорционально радиусам их основных окружностей и не зависит от межосевого расстояния этих окружностей.

Начальные окружности перекатываются без скольжения, т.е. эвольвентные профили взаимодействуют различными участками (считая от основания эвольвенты), т.е. дугами различной длины, то их относительное движение происходит со скольжением, чем далее от полюса тем больше скольжение, наибольшее скольжение имеет место у основания эвольвенты. При переходе через полюс изменяется направление скольжения.

Взаимодействие эвольвентных профилей сопровождается трением. Сила трения достигает наибольшего значения вблизи полюса, где скорость скольжения близка к нулю.

Лекция 10.

Методы нарезания зубчатых колёс.

Заготовку зубчатых колёс получают литьём, штамповкой или ковкой, в зависимости от материала, формы и размеров. Существуют два основных метода изготовления зубчатых колёс: метод копирования и метод обкатки.

Метод копирования.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Метод копирования заключается в удалении той части материала заготовки, которая заполняет объём будущей впадины, инструментом с режущим контуром, совпадающим с контуром впадины нарезаемого колеса. После прорезания каждой впадины заготовка поворачивается на угол 360/z. Контур впадины нарезаемого колеса, определяется его параметрами (m, z, mx). С изменением одной из этих характеристик должен быть изменён режущий контур соответствующего инструмента. Колеса, изготовленные методом копирования, нарезаются неточно. Таким образом, данный метод малопроизводителен, неточен и требует большого количества инструмента. При методе обкатки режущему инструменту и заготовке сообщают такое относительное движение, какое имели бы зубчатые колёса в зацеплении. Зацепление производящего колеса с обрабатываемым называют станочным зацеплением. Существуют несколько способов обкатки.

При зубодолблении инструмент (долбяк) совершает возвратно-поступательно движение,, одновременно долбяку и колесу (заготовка) сообщается вращательное движение. Профиль зуба образуется как огибающая последовательных положений зуба долбяка, построенных относительно заготовки.

При нарезании зуба с помощью инструментальной рейки (гребёнки) суппорт с рейкой участвуют в реверсивном движении, при рабочем ходе осуществляется строгание. За время вспомогательного хода заготовка получает перемещение вдоль гребёнки и поворот вокруг своей оси. Это движение осуществляется аналогично процессу зацепления колеса с рейкой.

Более производительным при нарезании колёс с внешним зубчатым венцом считается зубофрезерование с помощь фрез.

Зубья точных зубчатых колёс после нарезания подвергают доводке шевингованием, шлифованием, притиркой или обкаткой.

Шевингование применяется для тонкой обработки незакалённых колёс. Выполняется инструментом – шевером, имеющим вид зубчатого колеса с узкими канавками на поверхности зубьев. Вращаясь в зацеплении с обрабатываемым колесом, шевер снимает режущими кромками канавок волосообразные стружки с зубьев колеса.

Шлифование применяется для тонкой обработки закаленных зубьев. Выполняется шлифовальными кругами способом копирования или обкатки.

Притирка используется для отделки закалённых зубьев колёс. Выполняется притиром – точно изготовленном чугунным колесом с использованием притирочных абразивных паст.

Метод обкатки.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Обкатка применяется для сглаживания шероховатостей на рабочих поверхностях зубьев незакалённых колёс. В течении 1…2 минут зубчатое колесо обкатывается под нагрузкой с эталонным колесом Большой твёрдости.

Основные размеры зубчатых колёс.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Часть зубчатого колеса, содержащая все зубья, связанные друг с другом прилегающей к ним поверхностью. Тело зубчатого колеса, называется зубчатым венцом.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru радиусы основных окружностей.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru межосевое расстояние.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru радиус делительной окружности.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru модуль [мм].

Модуль – это часть диаметра делительной окружности, приходящейся на 1 зуб.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru шаг – часть длины делительной окружности, приходящейся на 1 круг.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ширина впадины.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru высота головки зуба.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru высота ножек зуба.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru полная высота зуба.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru радиус окружности головки.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru радиус окружности ножек.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Таким образом, окружным делительным модулем Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru зубьев называется линейная величина в Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru раз меньшая делительного окружного шага. Если модуль представить как Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , то окружной делительный модуль можно рассматривать как часть диаметра делительной окружности, приходящийся на один зуб. Модуль измеряют в мм. Для пары зацепляющихся колёс модуль должен быть одинаковым. Для обеспечения взаимозаменяемости зубчатых колёс и унификации зуборезного инструмента значение Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru гостированы. Из изложенного видно, что диаметр делительной окружности равен произведению числа зубьев на стандартный модуль.

Окружный шаг зубьев по делительной окружности равен сумме толщины зуба и ширины впадины: Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Для пары сцепляющихся колёс шаг одинаков. Толщина зубьев Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru и ширина впадины теоретически равны между собой. Практически между зацепляющимися зубьями имеется небольшой боковой зазор.

Основной шаг Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru измеряется по основной окружности. Из треугольника О1АР или O2

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Угловым шагом зубьев называется центральный угол окружности в центре зубчатого колеса, равный ?. Делительная окружность делит зуб на головку и ножку, высоты которых соответственно обозначены Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru и Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . При этом обычно принимают Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , откуда Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . Разница в высоте ножек зубьев одного колеса и высоте головок зубьев другого необходима для образования радиального зазора с: Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Геометрию зубчатого венца характеризуют концентрическими окружностями с центром на оси зубчатого колеса, лежащими в торцевом сечении. Различают делительную Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , начальную Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , основную Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , вершин зубьев Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , впадин зуба Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Начальными называются окружности, проходящие через полюс П, которые в процессе зацепления перекатываются одна по другой без скольжения. Начальная скорость – центройда относительного движения и зацепления зубчатых колёс в передаче. Под центроидой понимается геометрическое место мгновенных скоростей в относительном профилей двух звеньев. Мгновенный центр скоростей в относительном движении двух профилей – это полюс зацепления.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Делительной называется окружность, по которой в процессе изготовления зубчатого колеса проводится деление цилиндрической заготовки на z равных частей (технологическая окружность). В нулевых передачах, у которых коэффициент суммы смещений Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru и угол зацепления Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru равен стандартному углу Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru профиля зуба исходного контура, делительные окружности совпадают с начальными ( Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ). Диаметр делительной окружности равен Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , где Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru окружный шаг зубьев по делительной окружности, т.е. расстояние между одноимёнными профилями соседних зубьев по дуге делительной окружности, z – число зубьев.

Делительная окружность принадлежит отдельно взятому колесу. При изменении межосевого расстояния её диаметр остаётся неизменным Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , где Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru окружный диаметральный модуль передачи.

Наибольшее расстояние между торцами звеньев колеса называется шириной венца и обозначается ?. Расчётные окружности прямозубых колёс Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Межосевое расстояние прямозубой передачи без смещения: Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , где Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . Зная Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru определяют число зубьев шестерни Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru и колеса Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Диаметр основной окружности Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , диаметр окружности впадин Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Приняв эти выражения, получим Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , если Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , то Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Следовательно, если число зубьев колеса более 41, то диаметр основной окружности меньше диаметра окружности впадин и весь профиль зуба может быть очерчен по эвольвенте. Если же Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , то диаметр основной окружности больше диаметра окружности впадины и только часть профиля зуба, лежащая за пределами основной окружности, очерчен по эвольвенте. Часть профиля зуба, лежащая внутри основной окружности, очерчивается по переходным кривым, не отвечающим требованиям основной теоремы зацепления.

Активная линия зацепления, характерные точки на линии зацепления, профиль зуба.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Как указывалось выше. Линией зацепления ЗП является отрезок АВ, который представляет траекторию общей точки контакта двух сопряжённых зубьев за период их зацепления. При этом отрезок АВ определяет предельную длину линии зацепления. При внешнем зацеплении эвольвентные профили являются сопряжёнными только в пределах отрезка АВ линии зацепления, ограниченного точками касания с основными окружностями (точки А и В получены путём восстановления перпендикуляров к производящей прямой соответственно из центров О1 и О2). Таким образом, за пределами линии зацепления нарушается основная теорема зацепления. Активной линией зацепления называется отрезок ab (К1К2), представляющий собой часть линии зацепления АВ. Активная линия зацепления отсекается на прямой АВ окружностями вершин сопряжённых зубьев. Длину активной линии зацепления будем обозначать буквой Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Активной поверхностью зуба называется часть боковой поверхности зуба, на которой происходит взаимодействие с боковой поверхностью зуба парного колеса. Активным профилем зуба называется часть профиля зуба, соответствующая активной поверхности. Профиль головки зуба полностью участвует в зацеплении сопряжённого зуба. Профиль же ножки зуба не весь участвует в зацеплении. Тот участок профиля на котором происходит фактическое касание сопряжённых зубьев, и является его активной частью. Чтобы определить границу активного участка профиля (его верхнюю и нижнюю точки), нужно на ножке зуба найти точку, сопряжённую с вершиной парного зуба.

Чтобы найти активные участки профиля зуба обоих колёс, нужно через начало и конец активной линии зацепления (через точки a и b) провести дуги из центра О1 радиусом О1a до встречи с профилем зуба в точке a1, а через точку b из центра О2 радиусом О2b до встречи со своим профилем зуба в точке b2.

Увеличение активных профилей зубьев возможно вследствие увеличения диаметров окружностей вершин. Однако, если окружность вершин одного из зубчатых колёс будет пресекать линии зацепления за предельными точками А или В, то произойдёт явление интерференции зубьев, при котором профиль головки зуба одного колеса накладывается на профиль ножки второго колеса за пределами линии зацепления. Произойдёт заклинивание колёс.

Коэффициент перекрытия.

Для обеспечения непрерывной безударной работы передачи необходимо, чтобы выход из зацепления одной пары зубьев упреждался входом в зацепление следующей пары зубьев. Это свойство характеризуется коэффициентом перекрытия, которых характеризует плавность работы зубчатой передачи и показывает, какое число зубьев одновременно участвует в перекрытии зацепления.

Теоретически Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru может быть равен 1 и это означает что только одна пара зубьев вышла из зацепления, следующая пара сразу же вошла в зацепление. Если Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , то предыдущая пара зубьев из зацепления вышла, а следующая пара в зацепление не вошла, т.е. передача работает с ударами и её применение недопустимо. Эвольвентная зубчатая передача с прямозубым колесом имеет Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , для косозубых колёс коэффициент перекрытия Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru увеличивается за счёт коэффициента осевого перекрытия Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Коэффициентом торцевого перекрытия ЗП называется отношение угла торцевого перекрытия зубчатого колеса передачи к его угловому шагу Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , где Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru угол торцевого перекрытия зубчатого колеса, под которым понимают угол поворота зубчатого колеса от положительного входа зуба в зацепление до выхода его из зацепления; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru угловой шаг передачи.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru длина активной линии зацепления.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Полученное выражение может использоваться только при наличии графических построений зацепления. Для аналитического метода определения Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru воспользуемся рисунком.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

В расчётной практике пользуются приближённой формулой: Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; здесь знак + для внешнего, минус для внутреннего зацепления. Величина Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru зависит от числа зубьев z и угла наклона зубьев Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . Поэтому выгодно применять колёса с большим числом зубьев или при заданном диаметре d с малым модулем mt. С увеличением Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru растёт окружной шаг Pbt а длина активной линии зацепления Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru остаётся неизменной, при этом Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru уменьшается, что является одной из причин ограничения угла Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Уравнение эвольвенты в полярных координатах.

Точка А – начало эвольвенты.

ОА – линия начала отсчёта углов в полярных координатах.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru радиус кривизны эвольвенты.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru полярных угол.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ;

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru .

Стандартный исходный центр рейки.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

При увеличении числа зубьев до бесконечности, колесо превращается в рейку, а эвольвентный профиль зуба – в прямолинейный, нормальный к линии зацепления.

Строят исходный контур инструментальной зубчатой рейки: проводят линию, принимаемую за среднюю линию (СП) рейки. Вниз от СП последовательно откладывают расстояния Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru и Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ( Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru , Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ). Через них проводят линии граничных точек (ЛГТ) и прямые головок и ножек зубьев рейки. На средней линии (СП) отмечают полюс – точку Р и откладывают расстояния Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru (толщину зуба и и ширину впадины соответственно). Через полученные точки на средней линии проводят наклонные линии под углом Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru к вертикали.

Головки зубьев рейки на углах скругляют сопрягающими дугами. Закругление начинается от линии ЛГТ, отстающей от средней прямой на расстояние m. Центр закругления Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru находится на пересечении двух прямых: перпендикуляра Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru к профилю зуба рейки, проведённому и точке b и перпендикуляра dc к прямой головок рейки, проведённому из точки d. Для нахождения точки d необходимо отложить be = ed. Радиус Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru закругления головок зубьев рейки равен Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru . По окончании построения левых и правых закруглений головки зуба рейки делают проверку: расстояние между центрами этих закруглений должно составлять 0,13m.

Лекция 11.

Характерные точки на линии зацепления.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru последняя рабочая точка над линией зацепления.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru характеризует со средней прямой.

Р – полюс зацепления.

N – точка, до которой выдерживается основной закон зацепления.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; ОР – радиус делительной окружности.

1. Ра > PA: при этом условии возникает явление подреза. Оно характеризуется укорочением головки зуба и утоньшением ножки зуба.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

2. Ра = РА; при этом условии подреза нет.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

3. Ра < РА.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

Влияние числа зубьев на подрез.

Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru

ЛЗ – линия зацепления.

Уменьшение числа зубьев ведёт к опасности возникновения подреза.

1. Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Ра < РА

2. Лекция 8. Силовой анализ механизма - student2.ru ; Ра > PA (появляется подрез)

Минимальное число зубьев, нарезаемых без подреза, если а совпадает с А.

Наши рекомендации