Порядок выполнения заданий

Тогда при таком допущении из (3.7) следует

Порядок выполнения заданий - student2.ru . Порядок выполнения заданий - student2.ru (3.9)

Отметим, что влияние ошибок измерений на результат в некоторых ситуациях целесообразнее изучать методами математической статистики.

Следует иметь в виду, что в полевых данных особо тщательно должны анализироваться систематические погрешности, здесь имеются в виду случаи, когда все измерения или только меньше, или только больше соответствующего точного числа. Это обстоятельство может быть обусловлено, в частности, особенностями методики измерения.

Для наглядности рассмотрим оценку пористости газо-, водо- и керосинонасыщением для различных типов пород. Метод газонасыщения по своей физической основе точнее методов насыщения жидкостью, так как газ, имея меньший размер молекул и меньшую вязкость по сравнению с жидкостью, может пройти в самые тонкие поры горной породы. То же самое можно сказать про водо- и керосинонасыщение. Вода более активная в связи с её полярностью и меньшим размером молекул. Отсюда следует, что пористость, установленная по газо- или водонасыщению в отдельных случаях может оказаться выше пористости, определенной по насыщению керосином. Это особенно актуально для крепко сцементированных песчано-алевролитовых и алевролитовых пород с большим количеством цемента, характеризующихся наличием тонких пор. При измерении открытой пористости таких пород метод керосинонасыщения даёт систематическую ошибку, величина которой колеблется от 2% до 7-9%.

Варианты заданий

№ 1 № 2

1) Порядок выполнения заданий - student2.ru =6,63; 19/41=0,463. 1)7/15=0,467; Порядок выполнения заданий - student2.ru =5,48.

2) а) 22,553 (±0,016); 2) а) 17,2834; d=0,3%;

б) 2,8546; d=0,3%. б) 6,4257 (±0,0024).

3) х=37,1 Dх=0,3 3) х=12,7 Dх=0,1

у=9,87 Dу=0,11 у=8,1 Dу=0,09 Порядок выполнения заданий - student2.ru

z=6,052 Dz=0,016. z=4,7 Dz=0,071.

4) х1=2,10415 4) х1=3,10815

x2=1,93521 x2=1,17516

х3=0,84542. х3=0,75112.

№ 3 № 4

1) Порядок выполнения заданий - student2.ru=3,24; 4/17=0,235. 1)15/7=2,14; Порядок выполнения заданий - student2.ru =3,16.

2) а) 34,834; d=0,1% 2) а) 2,3485 (±0,0042);

б) 0,5748 (±0,0034). б) 0,34484; d=0,4%.

3) х=47,6 Dх=0,41 3) х=48,3 Dх=0,39

у=6,81 Dу=0,12 у=7,53 Dу=0,15 Порядок выполнения заданий - student2.ru

z=3,971 Dz=0,014. z=1,786 Dz=0,016.

4) х1=7,85169 4) х1=9,15176

x2=1,17972 x2=1,18186

х3=0,75413. х3=0,85176.

№ 5 № 6

1) 6/7=0,857; Порядок выполнения заданий - student2.ru =2,19. 1)12/11=1,091; Порядок выполнения заданий - student2.ru =2,61.

2) а) 5,435 (±0,0028); 2) а) 8,24163; d=0,2%;

б) 10,8441; d=0,5%. б) 0,12356 (±0,00036).

3) х=67,4 Dх=0,28 3) х=46,7 Dх=0,33

у=4,57 Dу=0,14 у=5,47 Dу=0,15 Порядок выполнения заданий - student2.ru

z=1,814 Dz=0,013. z=1,711 Dz=0,012.

4) х1=6,18174 4) х1=9,17514

x2=1,17564 x2=1,74116

х3=0,97415. х3=0,87445.

№ 7 № 8

1) 2/21=0,095; Порядок выполнения заданий - student2.ru =4,69. 1)23/15=1,53; Порядок выполнения заданий - student2.ru =3,13.

2) а) 2,4543 (±0,0032); 2) а) 23,574; d=0,2%;

б) 24,5643; d=0,1%. б) 8,3445 (±0,0022).

3) х=27,5 Dх=0,14 3) х=39,4 Dх=0,31

у=8,15 Dу=0,11 у=6,54 Dу=0,13 Порядок выполнения заданий - student2.ru

z=2,817 Dz=0,009. z=2,154 Dz=0,011.

4) х1=8,12514 4) х1=7,16417

x2=1,85412 x2=1,75344

х3=0,75416. х3=0,91415.

№ 9 № 10

1)6/11=0,545; Порядок выполнения заданий - student2.ru=9,11. 1)17/19=0,889; Порядок выполнения заданий - student2.ru =7,21.

2) а) 21,68563; d=0,3% 2) а) 13,537 (±0,0026);

б) 3,7834 (±0,0041). б) 7,521; d=0,12%.

3) х=44,5 Dх=0,29 3) х=48,3 Dх=0,29

у=8,15 Dу=0,14 у=5,71 Dу=0,15 Порядок выполнения заданий - student2.ru

z=1,759 Dz=0,09. z=1,684 Dz=0,011.

4) х1=8,16744 4) х1=9,17127

x2=1,81234 x2=1,94564

х3=0,81514. х3=0,81576.

№ 11 № 12

1)21/29=0,723; Порядок выполнения заданий - student2.ru=6,63. 1)50/19=2,63; Порядок выполнения заданий - student2.ru =5,19.

2) а) 0,3567; d=0,042% 2) а) 1,784 (±0,0063);

б) 13,6253 (±0,0021). б) 0,85637; d=0,21%.

3) х=54,7 Dх=0,28 3) х=49,4 Dх=0,24

у=6,44 Dу=0,11 у=6,71 Dу=0,12 Порядок выполнения заданий - student2.ru

z=1,781 Dz=0,012. z=1,814 Dz=0,09.

4) х1=8,17564 4) х1=9,75413

x2=2,81344 x2=4,75641

х3=0,81425. х3=1,12834.

№ 13 № 14

1) 13/17=0,764; Порядок выполнения заданий - student2.ru =5,56. 1)7/22=0,318; Порядок выполнения заданий - student2.ru =3,60.

2) а) 3,6878 (±0,0013); 2) а) 27,1548 (±0,0016);

б) 15,873; d=0,42%. б) 0,3945; d=0,16%.

3) х=64,7 Dх=0,31 3) х=81,2 Dх=0,27

у=7,56 Dу=0,17 у=6,14 Dу=0,30 Порядок выполнения заданий - student2.ru

z=1,749 Dz=0,09. z=1,471 Dz=0,12.

4) х1=8,94567 4) х1=8,17453

x2=6,17581 x2=0,94155

х3=1,13447. х3=6,17441.

№ 15 № 16

1) 17/11=1,545; Порядок выполнения заданий - student2.ru =4,243. 1)5/3=1,667; Порядок выполнения заданий - student2.ru =6,16.

2) а) 0,8647 (±0,0013); 2) а) 3,7542; d=0,32%;

б) 24,3618; d=0,22%. б) 0,98351 (±0,00042).

3) х=74,9 Dх=0,29 3) х=84,6 Dх=0,28

у=7,15 Dу=0,22 у=6,48 Dу=0,19 Порядок выполнения заданий - student2.ru

z=1,916 Dz=0,11. z=1,864 Dz=0,09.

4) х1=9,53475 4) х1=9,75481

x2=6,18445 x2=5,17841

х3=1,12417. х3=1,28412.

№ 17 № 18

1)49/13=3,77; Порядок выполнения заданий - student2.ru=3,74. 1)13/7=1,857; Порядок выполнения заданий - student2.ru =2,64.

2) а) 83,736; d=0,085% 2) а) 2,8867; d=0,43%;

б) 5,6483 (±0,0017). б) 32,7486 (±0,0012).

3) х=84,7 Dх=0,31 3) х=84,7 Dх=0,28

у=5,47 Dу=0,21 у=6,47 Dу=0,15 Порядок выполнения заданий - student2.ru

z=2,754 Dz=0,13. z=1,754 Dz=0,09.

4) х1=8,17564 4) х1=7,94754

x2=5,41746 x2=6,53427

х3=2,11456. х3=1,12147.

№ 19 № 20

1) 19/12=1,58; Порядок выполнения заданий - student2.ru =3,46. 1)51/11=4,64; Порядок выполнения заданий - student2.ru =5,91.

2) а) 4,88445 (±0,00052); 2) а) 38,4258 (±0,0014);

б) 0,096835; d=0,32%. б) 0,66385; d=0,34%.

3) х=16,4 Dх=0,21 3) х=45,7 Dх=0,29

у=7,15 Dу=0,16 у=7,17 Dу=0,15 Порядок выполнения заданий - student2.ru

z=2,127 Dz=0,09. z=1,214 Dz=0,12.

4) х1=7,12415 4) х1=7,15427

x2=8,75112 x2=3,74184

х3=0,75927. х3=0,84415.

№ 21 № 22

1) 18/7=2,57; Порядок выполнения заданий - student2.ru =4,69. 1)17/9=2,11; Порядок выполнения заданий - student2.ru =4,12.

2) а) 0,39642 (±0,00022); 2) а) 5,8425; d=0,23%;

б) 46,453; d=0,15%. б) 0,66385 (±0,00042).

3) х=83,7 Dх=0,31 3) х=87,5 Dх=0,30

у=6,54 Dу=0,21 у=11,54 Dу=0,15 Порядок выполнения заданий - student2.ru

z=1,182 Dz=0,11. z=1,768 Dz=0,09.

4) х1=8,56423 4) х1=8,76465

x2=6,75447 x2=6,74275

х3=0,98476. х3=0,95443.

№ 23 № 24

1)16/7=2,28; Порядок выполнения заданий - student2.ru=3,32. 1)21/13=1,54; Порядок выполнения заданий - student2.ru =7,94.

2) а) 24,3872; d=0,34% 2) а) 2,3684 (±0,0017);

б) 0,75244 (±0,00013). б) 45,7832; d=0,18%.

3) х=64,5 Dх=0,29 3) х=79,9 Dх=0,29

у=11,71 Dу=0,17 у=9,75 Dу=0,17 Порядок выполнения заданий - student2.ru

z=1,841 Dz=0,08. z=1,165 Dz=0,09.

4) х1=9,17156 4) х1=8,17644

x2=0,75441 x2=0,19561

х3=7,14556. х3=9,17441.

№ 25 № 26

1)12/7=1,71; Порядок выполнения заданий - student2.ru=6,86. 1)6/7=0,857; Порядок выполнения заданий - student2.ru =6,40.

2) а) 72,354; d=0,24% 2) а) 0,36127 (±0,00034);

б) 0,38725 (±0,00112). б) 46,7843; d=0,32%.

3) х=84,5 Dх=0,32 3) х=75,9 Dх=0,34

у=8,94 Dу=0,21 у=6,12 Dу=0,17 Порядок выполнения заданий - student2.ru

z=1,754 Dz=0,08. z=0,975 Dz=0,07.

4) х1=7,18171 4) х1=8,15141

x2=2,24157 x2=3,27154

х3=0,75416. х3=0,84114.

№ 27 № 28

1)23/9=2,56; Порядок выполнения заданий - student2.ru=9,33. 1)27/31=0,872; Порядок выполнения заданий - student2.ru =6,48.

2) а) 23,7564; d=0,44% 2) а) 15,8372 (±0,0026);

б) 4,57633 (±0,00042). б) 0,088748; d=0,56%.

3) х=91,7 Dх=0,39 3) х=92,9 Dх=0,42

у=8,14 Dу=0,18 у=11,44 Dу=0,21 Порядок выполнения заданий - student2.ru

z=1,124 Dz=0,06. z=1,711 Dz=0,08.

4) х1=9,97115 4) х1=8,25661

x2=2,84114 x2=3,70415

х3=0,79405. х3=1,81615.

№ 29 № 30

1)7/3=2,33; Порядок выполнения заданий - student2.ru=7,61. 1)14/17=0,823; Порядок выполнения заданий - student2.ru =7,28.

2) а) 3,87683; d=0,33% 2) а) 0,66835 (±0,00115);

б) 13,5726 (±0,0072). б) 23,3748; d=0,27%.

3) х=54,2 Dх=0,23 3) х=79,9 Dх=0,37

у=12,11 Dу=0,17 у=24,15 Dу=0,19 Порядок выполнения заданий - student2.ru

z=2,124 Dz=0,10. z=1,184 Dz=0,12.

4) х1=7,12415 4) х1=9,87154

x2=4,90415 x2=3,91164

х3=0,12715. х3=1,17156

Функции к вариантам третьих заданий

№ 1-2 u = x×y2×z3

№ 3-4 u = x3×y2×z

№ 5-6 u = x×y3×z2

№ 7-8 u = x2×y×z3

№ 9-10 u = x3×y2×z

№ 11-12 u = x3×y×z2

№ 13-14 u = x2×y3×z

№ 15-16 u = x2×y2×z3

№ 17-18 u = x2×y2×z2

№ 19-20 u = x3×y2×z2

№ 21-22 u = x2×y3×z2

№ 23-24 u = x2×y3×z3

№ 25-26 u = x×y4×z2

№ 27-28 u = x4×y×z

№ 29-30 u = x×y4×z

3.4. Порядок выполнения заданий

1. Определить: какое из двух равенств точнее.

За точные числа взять значения данных выражений с большим числом десятичных знаков (на три). После определения погрешности каждого выражения, написать вывод с его обоснованием.

2. Найти интервалы точного числа двумя способами:

а) через абсолютную погрешность;

б) через относительную погрешность.

Округлить числа, оставив только верные знаки. Определить предельную абсолютную и предельную относительную погрешности полученных приближенных чисел.

3. Вычислить значение функции u и предельную абсолютную и относительную ошибки функции u для данных значений х, у, z и абсолютных погрешностей аргументов. Значение Порядок выполнения заданий - student2.ru найти двумя способами:

а) по формуле относительной погрешности непрерывной дифференцируемой функции. Для этого необходимо вначале получить формулу относительной погрешности для предложенной функции, исходя из оценки погрешности непрерывной дифференцируемой функции в общем виде (3.8);

б) по определению относительной погрешности,

г) сравнить относительные погрешности, найденные разными способами и по результатам сравнения написать вывод.

4. Найти допустимые абсолютные погрешности аргументов, которые позволяют вычислить значение данной функции u = х1×х2 + х2×х3 + х1×х3 с четырьмя верными знаками после запятой.

Для этого предварительно вывести формулы абсолютных погрешностей аргументов заданной функции, исходя из решения обратной задачи теории погрешностей в общем виде (3.9).

3.5. Решение одного варианта

1) 9/11=0,818; Порядок выполнения заданий - student2.ru =4,24;

2) а) 72,353( Порядок выполнения заданий - student2.ru ); б) 2,3544; Порядок выполнения заданий - student2.ru =0,2%;

3) а) 0,4357; б) 12,384.

1) Находим значения данных выражений с большим числом десятичных знаков: Порядок выполнения заданий - student2.ru =9/11=0,81818…, Порядок выполнения заданий - student2.ru = Порядок выполнения заданий - student2.ru =4,2426. Затем вычисляем предельные абсолютные погрешности:

Порядок выполнения заданий - student2.ru Порядок выполнения заданий - student2.ru , Порядок выполнения заданий - student2.ru = Порядок выполнения заданий - student2.ru .

Предельные относительные погрешности составляют

Порядок выполнения заданий - student2.ru ,

Порядок выполнения заданий - student2.ru .

Вывод. Так как Порядок выполнения заданий - student2.ru , то равенство 9/11=0,818 является более точным.

2) а) Пусть 72,353( Порядок выполнения заданий - student2.ru 0,026). Согласно условию, предельная абсолютная Порядок выполнения заданий - student2.ru погрешность Порядок выполнения заданий - student2.ru =0,026, значит, число верных знаков m=3, а=72.4 (т.е. в числе 72,353 верными являются цифры 7, 2, 3). Предельная абсолютная погрешность полученного приближения Порядок выполнения заданий - student2.ru =0,026+0,047=0,073. Предельная относительная погрешность приближения а Порядок выполнения заданий - student2.ru . Интервалы точного числа через предельную абсолютную погрешность (3.3):

72,4-0,073 £ А £ 72,4+0,073

72,327£ А £ 72,473,

через предельную относительную погрешность (3.4):

72,4(1-0,00101) £ А £ 72,4(1+0,00101)

72,327£ А £ 72,473.

Вывод. В обоих случаях получили один и тот же интервал. Это говорит о правильности расчётов.

б) а=2,3544; Порядок выполнения заданий - student2.ru =0,2%=0,002; Порядок выполнения заданий - student2.ru = Порядок выполнения заданий - student2.ru ×а=0,00471.

Далее аналогично вычислениям в предыдущем пункте.

3) а) u=x×y2×z3, х = 1,2; у = 2,1; z = 1,6; Dх = 0,17; Dу = 0,05; Dz=0,02.

u (1,2; 2,1; 0,6)= 21,67603.

Формула (3.7) для рассматриваемой функции имеет вид:

Du=y2×z3Dх+2×х×у×z3×Dу+3×х×у2×z2×Dz.

Для заданных значений Du=4,915814.

Исходя их формулы (3.8), получим выражение для относительной погрешности:

Порядок выполнения заданий - student2.ru

Отсюда, Порядок выполнения заданий - student2.ru .

б) Порядок выполнения заданий - student2.ru .

Вывод. Относительные погрешности, найденные разными способами совпадают, что подтверждает правильность полученной формулы.

4) Для функции u=x2+y2+z3 выражения допустимых абсолютных погрешностей аргументов (3.9) имеют вид:

Порядок выполнения заданий - student2.ru Порядок выполнения заданий - student2.ru Порядок выполнения заданий - student2.ru

Пусть х=12,14; у=7,89; z=2,17; Du=0,00005 (по условию задачи на стр. 8). Тогда Dх=0,0000041; Dу=0,0000063; Dz=0,000023.

4. ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА

4.1. Цель работы

Овладеть точными и приближёнными методами решения систем линейных алгебраических уравнений, научиться находить оценку точности найденного решения и определять пороговые значения, позволяющие остановить итерационный процесс после нахождения решения с заданной точностью.

4.1. Методические указания

Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) делятся на две группы:

1) точные методы, представляющие собой конечные алгоритмы нахождения корней системы (таковы, например, метод Гаусса, правило Крамера, метод Халецкого и др.);

2) итерационные методы, позволяющие получать корни системы с заданной точностью путем построения конечной, а чаще бесконечной последовательности приближений, итераций (к их числу относятся метод простых итераций, метод Зейделя, метод релаксаций и др.).

4.1.1. Метод простых итераций. Рассмотрим систему линейных уравнений вида

Порядок выполнения заданий - student2.ru , (4.1)

где Порядок выполнения заданий - student2.ru - квадратная матрица, причем Порядок выполнения заданий - student2.ru , Порядок выполнения заданий - student2.ru и Порядок выполнения заданий - student2.ru - n-мерные вектора, Порядок выполнения заданий - student2.ru - неизвестный (искомый) вектор.

Приведем систему (4.1) к виду

Порядок выполнения заданий - student2.ru , (4.2)

где Порядок выполнения заданий - student2.ru Порядок выполнения заданий - student2.ru , Порядок выполнения заданий - student2.ru .

Метод простых итераций состоит в следующем. Выбирается произвольный вектор Порядок выполнения заданий - student2.ru (начальное приближение) и строится итерационная последовательность векторов по формуле

Порядок выполнения заданий - student2.ru , Порядок выполнения заданий - student2.ru (4.3)

Теорема 1. Если Порядок выполнения заданий - student2.ru , то система линейных уравнений (4.2) имеет единственное решение Порядок выполнения заданий - student2.ru и итерации (последовательные приближения) (4.3) сходятся к решению со скоростью геометрической прогрессии.

Через Порядок выполнения заданий - student2.ru здесь обозначена норма матриц вида:

Порядок выполнения заданий - student2.ru . (4.4)

Для оценки точности приближения Порядок выполнения заданий - student2.ru , полученного на к-ой итерации по формуле (4.3), используется неравенство

Порядок выполнения заданий - student2.ru . (4.5)

Через Порядок выполнения заданий - student2.ru в (4.5) обозначена норма вектора вида.

С точки зрения теории погрешностей левая часть (4.5) есть абсолютная погрешность приближения Порядок выполнения заданий - student2.ru СЛАУ (4.2). Неравенство (4.5) можно использовать для нахождения предельной абсолютной погрешности приближения Порядок выполнения заданий - student2.ru , на основе правой части формулы (4.5).

Из формулы (4.5) можно найти величину, позволяющую останавливать итерационный процесс (4.3) в автоматическом режиме, если задана точность Порядок выполнения заданий - student2.ru , с которой требуется найти приближенное решение. Действительно, Порядок выполнения заданий - student2.ru , а величина Порядок выполнения заданий - student2.ru определяется по формуле (4.4). Для рассматриваемой ситуации из (4.5) получаем Порядок выполнения заданий - student2.ru . Из этого неравенства следует

Порядок выполнения заданий - student2.ru . (4.6)

Неравенство (4.6) должно проверяться на каждой итерации. Как только оно будет выполнено, итерационный процесс должен быть остановлен, так как требуемая точность достигнута.

4.1.2. Метод Зейделя. Рассмотрим СЛАУ (4.2). Метод Зейделя состоит в том, что итерации производятся по формуле

Порядок выполнения заданий - student2.ru , (4.7)

где Порядок выполнения заданий - student2.ru Порядок выполнения заданий - student2.ru , Порядок выполнения заданий - student2.ru

Итерации (4.7) по методу Зейделя отличаются от простых итераций (4.2) тем, что при нахождении Порядок выполнения заданий - student2.ru - ой компоненты Порядок выполнения заданий - student2.ru - го приближения используются уже найденные компоненты Порядок выполнения заданий - student2.ru - го приближения, а именно, 1,2,…, Порядок выполнения заданий - student2.ru компоненты.

Теорема 2. Если линейная система (4.1) нормальная (симметричная и положительно определенная), то процесс Зейделя для эквивалентной ей приведенной системы (4.2) всегда сходится из любого начального вектора Порядок выполнения заданий - student2.ru .

Способ приведения линейной системы (4.1) к нормальному виду следует из теоремы.

Теорема 3. Если обе части линейной системы (4.1) умножить слева на транспонированную матрицу Порядок выполнения заданий - student2.ru , то полученная новая система линейных уравнений Порядок выполнения заданий - student2.ru будет нормальной.

Оценка погрешности для метода Зейделя имеет вид

Порядок выполнения заданий - student2.ru , (4.8)

где Порядок выполнения заданий - student2.ru .

4.1.3. Метод Халецкого. Этот метод (точный) основан на том, что почти всякую квадратную матрицу Порядок выполнения заданий - student2.ru можно представить в виде произведения нижней треугольной Порядок выполнения заданий - student2.ru и верхней треугольной Порядок выполнения заданий - student2.ru с единичной диагональю, т.е. в виде Порядок выполнения заданий - student2.ru . Так как матрицы Порядок выполнения заданий - student2.ru и Порядок выполнения заданий - student2.ru треугольные, то их элементы выражаются аналитически

Порядок выполнения заданий - student2.ru (4.9)

Порядок выполнения заданий - student2.ru . (4.10)

После нахождения матриц Порядок выполнения заданий - student2.ru и Порядок выполнения заданий - student2.ru искомый вектор Порядок выполнения заданий - student2.ru может быть вычислен из двух систем уравнений:

Порядок выполнения заданий - student2.ru , Порядок выполнения заданий - student2.ru . (4.11)

В силу треугольности матриц Порядок выполнения заданий - student2.ru и Порядок выполнения заданий - student2.ru , система (4.10) решается в явном виде:

Порядок выполнения заданий - student2.ru (4.12)

и Порядок выполнения заданий - student2.ru . (4.13)

Этот метод получил название схемы Халецкого. В схеме применяется обычный контроль с помощью сумм. Над столбцом сумм производим те же действия, что и над столбцом свободных членов.

4.1.4. Нахождение обратной матрицы методом Халецкого. Обратной матрицей А-1 по отношению к данной А называется матрица, которая при умножении как справа, так и слева на данную матрицу А, дает единичную матрицу:

А-1×А=А×А-1=Е, (4.14)

где Е - единичная матрица.

Квадратная матрица называется неособенной, если ее определитель отличен от нуля:

det(А)¹0. … (4.15)

Теорема 4. Всякая неособенная матрица имеет единственную обратную матрицу.

Рассмотрим вычисление обратной матрицы методом Халецкого. Из равенства А=В×С следует

А-1-1×В-1 (4.16)

Умножая (4.16) вначале слева на С, затем справа на В, получим равенства:

А-1×В=С-1 (4.17)

С×А-1-1. (4.18)

Обозначим элементы матрицы А-1 через dij, т.к. С-1 – верхняя треугольная, причем сii=1, i=1, 2,…, n, то (4.17) представляет систему Порядок выполнения заданий - student2.ru уравнений для определения dij:

Порядок выполнения заданий - student2.ru 0 0…0

Порядок выполнения заданий - student2.ru 1 0…0 (4.19)

Порядок выполнения заданий - student2.ru = 1

i=1, 2,…, n.

Так как В-1 – нижняя треугольная матрица, то (4.18) представляет систему Порядок выполнения заданий - student2.ru уравнений:

Порядок выполнения заданий - student2.ru 0 0…0

Порядок выполнения заданий - student2.ru 0 0…0 (4.20)

Порядок выполнения заданий - student2.ru 0

j=2, 3,…, n.

Итак, (4.19) и (4.20) является системой n2 линейных уравнений для вычисления n2 элементов А-1. Решение этой системы не содержит принципиальных трудностей. На первом шаге в каждом из уравнений (4.19) полагаем i=n и находим последовательно dnn, dn, n-1, dn1. На втором шаге из (4.20) при j=n вычисляем dn-1, n, dn-2, n,…, d1n. Затем при i=n-1 из (4.19) находим dn-1, n-1, dn-1,n-2,…, dn-1, 1 и т. д.

4.1.5. Собственные векторы и собственные значения матриц. Рассмотрим квадратную матрицу А=[aij], i,j=1, 2,…, n и n-мерный вектор х¹0.

Вектор х¹0 называется собственным вектором матрицы А, если найдется число l такое, что имеет место равенство:

А×х=l×х. (4.21)

Число l в (4.21) называется собственным значением или характеристическим числом матрицы А, соответствующим собственному вектору х.

Рассмотрим алгоритм нахождения собственных элементов нормальной (симметричной и положительно определенной) матрицы.

Если матрица нормальная, то ее собственные элементы обладают двумя важными свойствами:

1. Собственные числа l1, l2,…, ln её действительны и положительны;

2. Собственные векторы хi, i=1, 2,…, n действительны и взаимно ортогональны:

Порядок выполнения заданий - student2.ru при j¹к.

Исходя из теоремы существования, первый собственный вектор х1 и l1 определяются из системы линейных уравнений:

Порядок выполнения заданий - student2.ru

Порядок выполнения заданий - student2.ru

. . . . . . .

Порядок выполнения заданий - student2.ru

Приведем эту систему к виду, необходимому для итерационного процесса:

Порядок выполнения заданий - student2.ru

Порядок выполнения заданий - student2.ru

. . . . . . . (4.22)

Порядок выполнения заданий - student2.ru

Порядок выполнения заданий - student2.ru .

Так как координаты собственных векторов определяются с точностью до множителя пропорциональности, то одна из них произвольная, для определенности возьмем Порядок выполнения заданий - student2.ru . Систему (4.21) можно решать и методом итераций, и методом Зейделя.

Для определения l2 и х2 СЛАУ имеет вид:

Порядок выполнения заданий - student2.ru i=1, 2,…, n.

Из соотношения ортогональных векторов х1 и х2:

Порядок выполнения заданий - student2.ru

исключим одну из компонент вектора х2, например, хn2. Тогда система для определения l2 и х2 примет вид:

Порядок выполнения заданий - student2.ru i=1, 2,…, n-2

Порядок выполнения заданий - student2.ru . (4.23)

Полагая Порядок выполнения заданий - student2.ru решим системы (4.23) и тем самым найдем l2 и х2.

Порядок выполнения заданий

Задание 1. Решение системы линейных уравнений методом простых итераций.

1. Привести полный текст варианта.

2. Преобразовать систему линейных уравнений к виду, необходимому для метода простых итераций.

3. Проверить условие сходимости метода простых итераций.

4. Определить, какова должна быть норма разности векторов на двух соседних итерациях Порядок выполнения заданий - student2.ru , гарантирующая получение решения с заданной точностью Порядок выполнения заданий - student2.ru Порядок выполнения заданий - student2.ru =0,005.

5. Решить систему методом простых итераций c точностью Порядок выполнения заданий - student2.ru Порядок выполнения заданий - student2.ru =0,005, используя результаты предыдущего пункта для остановки итерационного процесса.

6. Написать интервалы для точного решения системы линейных уравнений.

Задание 2. Решение системы линейных уравнений методом Зейделя.

1. Преобразовать систему линейных уравнений к эквивалентному нормальному виду для решения ее методом Зейделя.

2. Решить преобразованную систему методом Зейделя, сделав 5 итераций.

3. Найти предельную абсолютную погрешность приближения, найденного на пятой итерации.

4. Написать интервалы точного решения системы линейных уравнений.

Задание 3. Решить системы линейных уравнений методом Халецкого.

1. Найти треугольные матрицы В и С, удовлетворяющие условию: Порядок выполнения заданий - student2.ru .

2. Определить вектор Порядок выполнения заданий - student2.ru и вектор Порядок выполнения заданий - student2.ru .

3. Сравнить точность вектора Порядок выполнения заданий - student2.ru и приближений, найденных методами простых итераций и Зейделя. Оценить погрешность решения, найденного методом Халецкого, взяв за точное решение приближение, найденное методом простых итераций.

4. Уточнить решение Порядок выполнения заданий - student2.ru , если его абсолютная погрешность превышает 0,05.

Задание 4. (Самостоятельная работа) Нахождение обратной матрицы методом Халецкого.

1. Найти обратную матрицу А-1, используя матрицы В и С, вычисленные в задании 3.

2. Сделать проверку правильности вычисления А-1, используя определение обратной матрицы.

Задание 5. (Самостоятельная работа) Собственные вектора и собственные числа квадратных нормальных матриц.

1. Найти одно собственное число и соответствующий собственный вектор для нормальной матрицы, вычисленной в задании 2.

2. Сделать проверку правильности вычислений, на основе определения собственных чисел и собственных векторов.

3. Составить систему линейных уравнений для нахождения второго собственного числа и соответствующего собственного вектора. При составлении системы учесть свойство ортогональности собственных векторов нормальных матриц.

Варианты заданий

№ 1   10х1+2х2 +2х3 +2х4=16 -х1+10х2- х3 - х4=7 -2х1 - х2 +10х3+2х4=9 -х1 - х2 - 2х3 + 10х4=6 № 2   10х1+ х2+ х3 + х4=13 х1+10х2 - х3 - х4=9 х1+ 2х2+10х3+ х4=14 -х1 - х2- х3+ 10х4=7    
№ 3   10х1+2х2+ х3 +2х4=15 2х1+10х2+2х3+2х4=16 х12+10х3+2х4=14 -х12- х3+10х4=7 № 4   10х1+2х2+2х3+ х4=15 х1+10х2+2х3 - 2х4=11 2х1+2х2+10х3 - 2х4=12 -2х1 - 2х2+2х3+10х4=8    
№ 5   10х12+2 х3+ х4=14 -х1+10х2- х3- 2х4=6 2х1+2х2 +10х3+ х4=15 -х12+2х3+10 х4=12   № 6   10х12+ х3+ х4=13 х1+10х2+2х3-2х4=11 -х12+10х3+2х4=12 -х1-2х2- 2х3+10х4=5  
  № 7   10х1+2х2+ х3- х4=12 -х1+10х2- х3-2х4=6 -х1-2х2+ 10х3+ х4=8 -2х1+2х2+ 2х3+ 10х4=12   № 8   10х12+ х3+ 2х4=14 -х1+10х2- х3 -2 х4=6 2х1+2х2+ 10х3+ х4=15 -х1-2х23+10х4=8  
  № 9   10х1+2х2+3х3+3х4=18 -х1+10х2+ 2х3+2х4=13 -2х1-2х2+10х3- 2х4=4 2х123+10х4=14 № 10   10х12+2х3+ 2х4=15 -х1+10х23- 2х4=6 2х1+2х2+10х3+ 2х4=16 -х123+ 10х4=7  
  № 11   10х12+2х3+ 2х4=15 х1+10х23+ х4=13 -х12+10х3+ 2х4=10 -х123+10 х4=9 № 12   10х1+2х23+ х4=14 х1+10х2-2х3- 2х4=7 2х1+2х2+10х3+ 2х4=16 -х12+2х3+ 10х4=10  
  № 13 10х1+2х2+2х3+ 2х4=16 х1+10х2-2х3-2 х4=7 2х1+3х2+10х3+ 2х4=17 -2х1-2х2-2х3+ 10х4=4 № 14 10х12+2х3+ х4=14 х1+10х23- х4=11 х12+10х3+ 3х4=15 -х123+ 10х4=7  
  № 15 10х123+ х4=13 х1+10х2 - х3 - х4=9 -х1 - х2+10х3 - х4=7 2х1+2х23+ 10х4=15   № 16 10х123+ х4=13 2х1+10х2+2х3+ х4=15 -х12+10х3- х4=7 -2х1-2х23+ 10х4=7    
  № 17 10х123+ 2х4=14 х1+10х23- х4=9 х12+10х3+ х4=13 х12-2х3+ 10х4=8   № 18 10х123+ х4=13 х1+10х2+2х3- х4=12 -х12+10х3+ х4=9 х1-2х2+2х3+ 10х4=11    
  № 19 10х12 + 2х3+ 3х4=16 х1+10х2-2х3- 2х4 =7 -х1-2х2+10х3-2х4=5 2х1+3х2+2х3+ 10х4=17 № 20 10х1+3х2 + 2х3+ 3х4=18 -х1+10х2 - 2х3 - 2х4=5 х12 + 10х3+ х4=13 2х1-2х2 + х3+ 10х4=11  
  № 21 10х12 + 2х3+ х4=14 х1+10х2 - х3 - х4=11 х1+2х2 + 10х3- 3х4=10 х12 + х3+ 10х4=13 № 22 10х12 - 2х3- 2х4=7 х1+10х2 + х3 - 4х4=8 х1+2х2 + 10х3 - 3х4=10 х1 + х2 + 2х3+ 10х4=14  
  № 23 10х1+2х2 - 2х3 - х4=9 -х1+10х2 - 2х3- 2х4=5 х12 + 10х3+ х4=13 -х1- х2 + 2х3+ 10х4=10 № 24 10х1- х2 - 2х3-2х4=5 2х1+10х2 + х3+ 2х4=15 -х1- х2 + 10х3-2х4=6 -2х1-2х2 - 2х3+10х4=4  
  № 25 10х12 - 2х3 - 2х4=7 -х1+10х2 + х3 - 2х4=8 х1-2х2 +10х3+2х4=11 2х1+2х2 + 2х3+ 10х4=16 № 26 10х12 - х3 - 2х4=6 х1+10х2 - 2х3 - 2х4=7 х12 + 10х3- 2х4=10 х12 + х3+ 10х4=13  
  №27 10х12 + 2х3 + 2х4=15 -х1+10х2 + 2х3 + 2х4=13 -х1- 2х2 + 10х3 - 2х4=5 2х1+2х2 + 3х3+10х4=17 №28 10х1+2х2 + х3 + х4=14 -2х1+10х2 +3х3 + 3х4=14 х12 +10х3 + х4=13 -х1- х2 + х3 + 10х4=9  
  № 29 10х12 + 2х3 + 2х4=15 х1+10х2 + 3х3 + х4=15 2х1+2х2 + 10х3 + 2х4=16 х12 + х3 + 10х4=13   №30 10х12 - х3 - х4=9 х1+10х2 - 3х3 + 2х4=10 -х1+2х2 +10х3 - 2х4=9 х1+2х2 + 2х3 + 10х4=15  
               

4.4. Решение одного варианта

4.4.1. Решить систему линейных уравнений

10х1+2х23=13

х1+10х23=12 (4.24)

12+10х3=8

с точностью ε=0,001.

Преобразуем систему (4.24) к виду:

х1=1,3 - 0,2х2 – 0,1х3

х2=1,2 – 0,1х1 – 0,1х3 (4.25)

х3=0,8 + 0,1х1 + 0,1х2

Так как норма матрицы B системы (4.25) удовлетворяет неравенству ||В||<1 (по формуле 4.4), то согласно теореме 1 метод простых итераций для заданной системы сходится. На основе неравенства (4.6) определим величину || Порядок выполнения заданий - student2.ru ||. Для этого найдем ||В||=0,3. Тогда || Порядок выполнения заданий - student2.ru ||£ Порядок выполнения заданий - student2.ru . За нулевое приближение решения системы (4.24) примем: х10=1,3; х20=1,2; х30=0,8. Подставляя эти значения и последующие найденные приближения в (4.3), получим последовательность итераций, которая приведена в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Решение системы линейных уравнений методом простых итераций

Порядок выполнения заданий - student2.ru Порядок выполнения заданий - student2.ru Номер итерации I
хiк 1,3 0,98 0,997 1,0009 0,99994
х2к 1,2 0,99 0,997 1,0006 0,99997
х3к 0,8 1,05 0,997 0,9994 1,00015

Из табл. 4.1 видно, что ||х4 - х3||£0,002, это означает, что приближение х4 имеет предельную абсолютную погрешность 0,005.

Ответ: 0,99989 £ х1 £ 0,99999

0,99972 £ х2 £ 1,00002

1,0001 £ х3 £ 1,00020.

4.4.2. Решить систему линейных уравнений (4.24) методом Зейделя.

Для этого преобразуем систему к сходящемуся виду по формуле теоремы 3 (АТ×А×х= АТ×в). Эквивалентная нормальная система для СЛАУ (4.24) имеет вид:

102×х1+31×х23=134

31×х1+105×х2+2 х3=138 (4.26)

х1+2 х2+102×х3=105.

Приведем систему (4.26) к виду (4.2):

Порядок выполнения заданий - student2.ru

Порядок выполнения заданий - student2.ru (4.27)

Порядок выполнения заданий - student2.ru .

За нулевое приближение возьмем вектор х0 = {1,3137; 1,3141; 1,0294}. Последующие приближения получаются по формулам (4.7) и приведены в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Решение системы линейных уравнений методом Зейделя

 
  Порядок выполнения заданий - student2.ru


Порядок выполнения заданий - student2.ru Порядок выполнения заданий - student2.ru Номер итерац. i
хiк 1,3137 0,90419 0,99157 0,99925 0,99993
х2к 1,3143 1,02773 1,00248 1,00022 1,00002
х3к 1,0294 1,00040 1,00003 1,00000 1,00000

||х43||=0,0002.

4.4.3. Решить систему линейных уравнений (4.24) методом Халецкого.

Результаты расчётов, для удобства, сведены в таблицу (табл.4.3). А теперь рассмотрим формулы (4.9), (4.10) при n=3. По равенствам Порядок выполнения заданий - student2.ru i1 = Порядок выполнения заданий - student2.ru i1, i=1, 2, 3 находится первый столбец матрицы В. Затем по формулам с1j= Порядок выполнения заданий - student2.ru , j= 2, 3 вычисляется первая строка матрицы С. Второй столбец матрицы В находим по формулам:

bi2 = аi2 –bi1×с12, i =2, 3.

Таблица 4.3

Решение системы линейных уравнений методом Халецкого

  x1 x2 x3 b х1 х2 x3 b
II a11 a12 a13 a14
a21 a22 a23 a24
a31 a32 a33 a34 -1 -1
II b11 c12 c13 c14 0.200 0.100 1.3000 2.600
b21 b22 c23 c24 1.0000 9.8 0.0918 1.0918 2.1837
b31 b32 b33 c34 -1.0000 -0.8000 10.1735 0.9795 2.0000
III     y1 x1       1.3000 1.0000
    y2 x2       1.0918 1.0000
    y3 x3       1.0000 1.0000
                               

Элементы второй строки матрицы В вычисляются из соотношений:

с2j= Порядок выполнения заданий - student2.ru , j=3, 4, 5.

4.4.4. Найти обратную матрицу А-1 методом Халецкого (Самостоятельная работа)

Для матрицы системы (4.24) обратная матрица имеет вид:

Порядок выполнения заданий - student2.ru Порядок выполнения заданий - student2.ru

Проверка правильности вычисления А-1 по формуле (4.14) показывает, что матрица вычислена с высокой точностью.

Формулы (4.19) для i=3, n=3 имеют вид:

d31×b11+d32×b21+d33×b31=0

d32×b22+b33×b32=0

d33×b33=1

Решается эта система, начиная с последнего уравнения. Далее используется (4.20) при n=3 и j=3:

d23+d33×c23=0

d13+d23×c12+d33×c13=0.

4.4.5. Найти l1 и х1 матрицы Ат ×А системы линейных уравнений (4.26) (Самостоятельная работа)

В примере рассматривается матрица Ат ×А, т.к. она нормальная. Система (4.22) при n=3, x3=1 и матрице (4.26) имеет вид:

Порядок выполнения заданий - student2.ru x11=1/l1(102×x11+31×x21+1)

x21=1/l1(31×x11+105x21+2)

l1= (x11+2×x21+102).

Решение её методом простых итераций даёт l1=134,6760 x1={10,5338; 11,0711; 1,0000}. Проверка правильности вычислений по формуле (4.21) показывает, что в l1 и x1 все приведённые знаки верные.

5. ЧИСЛЕННОЕ ИНТЕГРИРОВАНИЕ

5.1. Цель работы

Овладеть навыками оценки погрешности приближённых величин и сравнения замеров по точности.

5.2. Порядок выполнения задания

1. Вычислить интеграл по формуле трапеций с тремя верными десятичными знаками.

2. Вычислить интеграл по формуле Симпсона при n=8; оценить погрешность результата, составив таблицу конечных разностей. Найти интервалы точного значения интеграла.

2.2. Варианты заданий

№1. 1) Порядок выполнения заданий - student2.ru 2) Порядок выполнения заданий - student2.ru

№2. 1) Порядок выполнения заданий - student2.ru 2) Порядок выполнения заданий - student2.ru

№31) Порядок выполнения заданий - student2.ru 2) Порядок выполнения заданий - student2.ru

№41) Порядок выполнения заданий - student2.ru 2) Порядок выполнения заданий - student2.ru

№51) Порядок выполнения заданий - student2.ru 2) Порядок выполнения заданий - student2.ru

№61) Порядок выполнения заданий - student2.ru 2) Порядок выполнения заданий - student2.ru

№71) Порядок выполнения заданий - student2.ru 2) Порядок выполнения заданий - student2.ru

№81) Порядок выполнения заданий - student2.ru 2) Порядок выполнения заданий - student2.ru

№91) Порядок выполнения заданий - student2.ru 2) Порядок выполнения заданий - student2.ru

№101) Порядок выполнения заданий - student2.ru 2) Порядок выполнения заданий - student2.ru

№111) Порядок выполнения заданий - student2.ru 2) Порядок выполнения заданий - student2.ru

№12 1) Порядок выполнения заданий - student2.ru 2) Порядок выполнения заданий - student2.ru

№13 1) Порядок выполнения заданий - student2.ru 2) Порядок выполнения заданий - student2.ru

Наши рекомендации