Примеры составления и решения чистых игровых задач

Задача1. Предприятие А выпускает комплектующие изделия для предприятия В. Требуется определить оптимальную частоту контроля предприятием В за качеством комплектующих изделий, выпускаемых А, чтобы затраты на контроль и затраты, зависящие от качества выпускаемой продукции, были минимальны. При уменьшении частоты контроля увеличивается поток брака со стороны А и прибыли В уменьшается. При увеличении частоты контроля качество продукции предприятия В увеличивается, но при этом стоимость контроля увеличивается.

Пусть потери и прибыль предприятия В состоят из:

- 50 тыс. руб. потерь от поставки предприятием А бракованных комплектующих;

- 5 тыс. руб. затраты на контроль комплектующих;

- 10 тыс. руб. премия предприятию А за поставку годных комплектующих;

- 140 тыс. руб. штрафа, налагаемого на предприятие А в случае обнаружения брака.

Используя теорию игр, определить оптимальную стратегию предприятия В.

Составим игровую задачу.

Предположим, что со стороны А могут быть следующие стратегии i:

х1- предприятие поставляет полностью брак;

х2- предприятие поставляет годные комплектующие;

х3- предприятие поставляет 50% брака.

Со стороны В возможны следующие стратегии j:

y1- предприятие полностью контролирует комплектующие;

y2- контролирует 75%;

y3- контролирует 50%;

y4- контролирует 25%.

Для составления матрицы игры введем следующие понятия:

оценка степени контроля Рy=(1; 0,75; 0,5; 0,25);

оценка степени брака Рх=(1; 0; 0,5);

оценка степени обнаружения брака Рб= Рх ∙ Рy;

оценка степени пропуска брака Р=(1- Рy) Рх .

Потери сторон рассчитаем по формуле:

LA=LB=140Pб -50P-5Py-10(1-Pб).

В этом случае таблица игры примет вид:

А В х1 х2 х3
y1 -15
y2 -14
y3 -12 -12
y4 -10 -10 -10

Чтобы исключить отрицательные потери, каждое из значений увеличиваем на 15. В результате получим матрицу.

А В х1 х2 х3 max(a) min
y1
y2
y3
y4 Примеры составления и решения чистых игровых задач - student2.ru 5*
max() min 5*  

Определим цены игры a и b.

Примеры составления и решения чистых игровых задач - student2.ru

Примеры составления и решения чистых игровых задач - student2.ru , Примеры составления и решения чистых игровых задач - student2.ru , следовательно, со стороны А оптимальная стратегия х2 (0% брака), со стороны В- y4 (25% контроль). При этом Примеры составления и решения чистых игровых задач - student2.ru ., т.е. выигрыш стратегии А и проигрыш стратегии В равняется 10 тыс. рублей.

Задача 2. АСУ может быть оснащена ЭВМ трёх типов. На обработку в АСУ будут приниматься задачи трёх видов. Решение задачи требует определенного времени, зависящего от характеристик ЭВМ, сложности и объема задач. Расходы на содержание АСУ оплачивает поставщик задач (заказчик).

Сторона А (организатор АСУ), располагает 3-мя стратегиями по выбору машин i (x1, x2, x3) и стремится увеличить приток средств от заказчика за счет ускорения обработки заказов и даже применяет дорогостоящие ЭВМ там, где можно было бы обойтись простыми машинами.

Сторона В (заказчик) старается разумно расходовать свои средства, отказываясь от чрезмерных требований по срокам, корректно формулирует задачи, выбирает те из них, которые представляют первоочередной интерес. Исходя из этого, заказчик обращается к АСУ для решения трёх видов задач (y1, y2, y3,).

В соответствии с калькуляцией стоимость выполнения работ qij в рублях, следующая.На первой ЭВМ первой задачи q11 = 250, второй задачи q12= 300, и третьей задачи q 13= 350.

Стоимость работы на второй ЭВМ при выполнении соответствующих задач q21=300, q22=400, q23=600.

Стоимость работы на третьей ЭВМ: q31=400, q32=500, q33=600. Рассматривая задачу как игровую, необходимо определить какой из трёх машин необходимо комплектовать АСУ.

Наши рекомендации