Методические указания 1 страница

Вольтметры электродинамической системы измеряют действующее значение несинусоидального напряжения

Методические указания 1 страница - student2.ru . (2.25)

Показания вольтметров выпрямительной системы пропорциональны среднему по модулю значению измеряемого напряжения. Если за начало отсчета времени принять момент прохождения через ноль первой гармоники напряжения и учесть, что начало третьей гармоники напряжения смещено по отношению к началу первой на угол b3, то для кривых, не содержащих постоянной составляющей и четных гармоник, после интегрирования зависимости u(wt) (2.23) в соответствии с выражением (2.1) получим

Методические указания 1 страница - student2.ru . (2.26)

Поскольку приборы этой системы градуируются в действующих значениях при синусоидальном напряжении, то расчет цены деления требует корректировки в соответствии с уравнением (2.3).

Вольтметры электронной системы пикового значения реагируют на амплитудное значение измеряемого напряжения Um . Приборы этой системы также градуируются в действующих значениях U при синусоидальном напряжении, поэтому при определении цены деления также необходима аналогичная корректировка:

Методические указания 1 страница - student2.ru , (2.27)

где Методические указания 1 страница - student2.ru ; Методические указания 1 страница - student2.ru - коэффициенты амплитуды соответственно для заданной и синусоидальной форм напряжения;

U – действующее значение напряжения вида (2.24), определяемое по уравнению (2.25).

Вольтметры магнитоэлектрической системы выделяют из заданного входного напряжения u(wt) только постоянную составляющую U0.

Результаты измерения записать в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Результаты вычислений

Наименование измерительной системы прибора Постоянная СU, В/дел. Постоянная С'U, В/дел. Число делений a, дел.
Электродинамическая      
Выпрямительная      
Магнитоэлектрическая      
Электронная      

2.2.3. Задача № 3. Применение масштабных измерительных
преобразователей тока и напряжения

Измерительный механизм магнитоэлектрической системы рассчитан на ток Iи и имеет сопротивление Rи . По данным варианта, выбранного по табл. 2.3, для схемы, представленной на рис. 2.5,

а) подобрать шунты Rш1 и Rш2 для расширения предела измерения ИМа до значений I1 и I2 , начертить соответствующие схемы;

б) определить мощность Pа , потребляемую амперметром при токе I1;

в) используя ИМ амперметра с шунтами при номинальном токе Iн = I1 , подобрать добавочное сопротивление Rд для изготовления вольтметра на напряжение Uн , начертить схему;

г) найти мощность Рv, потребляемую вольтметром при напряжении U;

д) результаты вычислений занести в табл. 2.4.

 
  Методические указания 1 страница - student2.ru

Рис. 2.5. Схема прибора с шунтами

Таблица 2.3

Исходные данные для задачи № 3

Заданная величина Предпоследняя цифра шифра Последняя цифра шифра
Сопротивление Rи ,Ом
Номинальный ток ИМа Iи, мА
    Ток I1, А 0; 5 0,07 0,3 0,4 0,9 0,07 0,7 0,5 0,06 0,05
1; 6 0,05 0,2 0,8 0,3 0,1 0,3 0,9 0,6 0,15 0,09
2; 7 0,04 0,15 0,6 0,35 0,2 0,4 0,4 0,8 0,08 0,01
3; 8 0,03 0,3 0,3 0,6 0,09 0,6 0,6 1,5 0,1 0,2
4; 9 0,06 0,2 0,5 0,2 0,3 0,5 0,8 0,9 0,04 0,06
    Ток I2 , А 0; 6 0,2 4,5 0,8 0,4
1; 7 0,4 1,5 4,5 0,6
2; 8 0,5 2,5 2,5 1,5
3; 9 0,6 4,5
4; 5 0,3 1,5 0,9 3,5 0,9
Номинальное напряжение, Uн , В 0; 7
1; 8
2; 9
3; 5
  4; 6
Напряжение U, В - 0,5 1,5

2.2.4. Методические указания

При расширении предела измерения ИМа по току Iи до величины I1 шунтом является сумма (Rш1 + Rш2 ), до величины I2 – шунт Rш1 , а шунт Rш2 включается последовательно с Rи .

Таблица 2.4

Результаты вычислений

Шунт Rш1, Ом Шунт Rш2, Ом Мощность Pa, Вт Сопротивление Rд, Ом Мощность Pv, Вт
         
         

2.2.5. Задача № 4. Измерение мощности в цепях трехфазного тока

Трехфазная нагрузка соединена "звездой" без нулевого провода. Для измерения мощности, потребляемой нагрузкой, использовались два одинаковых ваттметра с номинальным током Iн = 5 А, номинальным напряжением
Uн = 150 В и числом делений шкалы aн = 150 дел. Ваттметры включены во вторичные обмотки измерительных трансформаторов тока и напряжения.

В зависимости от варианта задания измеряется активная мощность Р либо реактивная мощность Q в двух режимах: симметричном и несимметричном (короткое замыкание одной из фаз нагрузки).

Исходные данные для решения задачи приведены в табл. 2.5.

Для работы трехфазной нагрузки в симметричном режиме необходимо выполнить следующее:

а) начертить схему включения ваттметров в цепь через измерительные трансформаторы тока и напряжения;

б) подобрать соответствующие коэффициенты трансформации kIн и kUн , учитывая значения вторичных параметров I =5A, U = 100 B и возможное увеличение тока в несимметричном режиме;

в) записать выражение для измеряемой мощности Р или Q и построить в масштабе векторную диаграмму, выделив на ней векторы токов и напряжений, под действием которых находятся последовательные и параллельные обмотки ваттметров;

г) определить мощность Р или Q на высокой стороне;

д) найти относительную погрешность вычисления Методические указания 1 страница - student2.ru суммарной мощности нагрузки, сравнив расчетные значения Р и Q с заданными;

е) вычислить показания ваттметров на низкой стороне Р и Р при определении активной мощности или РW и РW при определении реактивной мощности и рассчитать соответствующие числа делений шкалы a1 и a2, на которые отклонятся стрелки ваттметров.

Для работы трехфазной нагрузки в несимметричном режиме необходимо выполнить следующее:

а) построить в масштабе векторную диаграмму, выделив на ней векторы напряжений и токов, под действием которых находятся параллельные и последовательные обмотки ваттметров;

б) определить мощность P или Q на высокой стороне;

в) вычислить показания приборов на низкой стороне Р1н и Р2н или РW и РW2Н и определить соответствующие числа делений шкалы a1 и a2, на которые отклонятся стрелки приборов.

Данные вычислений свести в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Результаты вычислений

Наименование величины Режим работы
симметричный несимметричный
Р, Вт    
Р, Вт    
РW, вар    
РW, вар    
a1, дел.    
a2, дел.    

2.2.6. Методические указания

Для измерения активной Р и реактивной Q мощности нагрузки применяется метод двух ваттметров. Метод пригоден как при симметричной, так и при несимметричной нагрузке.

Подбор номинальных коэффициентов трансформации (2.10) сводится к выбору значений I и U трансформаторов из рядов

I = 5, 10, 20, 50, 75, 100, 200, 500, 800, 1000, 1500 А;

U= 0.6; 3; 6; 10; 20 кВ

с соблюдением условий I > I , U > Uл (где I – величина расчетного тока в любом режиме, Uл – заданное линейное напряжение) и проверкой неравенств

Методические указания 1 страница - student2.ru А; Методические указания 1 страница - student2.ru В,

где Iн и Uн – заданные параметры ваттметров.

 
Таблица 2.5

Исходные данные для задачи № 4

Наименование заданной величины Предпоследняя цифра шифра Последняя цифра шифра
Мощность активная Р, кВт - - - - - -
нагрузки реактивная Q, квар - - - - - -
    Линейное напряжение Uл , кВ 0; 5
1; 6
2; 7
3; 8
4; 9
    Угол нагрузки Методические указания 1 страница - student2.ru , град 0; 6
1; 7
2; 8
3; 9
4; 5
Последовательные обмотки ваттметров включены в провода - А, В В, С С, А А, В В, С С, А А, В В, С С, А А, В
Короткое замыкание в фазе - С А В С А В С А В С

В соответствии с вариантом задания записать расчетное значение активной мощности согласно выражениям (2.15) – (2.17) либо реактивной мощности. В последнем случае независимо от режима работы обмотки ваттметров включаются по одному из трех вариантов:

токовые обмотки включены в фазы А и С –

Методические указания 1 страница - student2.ru ; (2.28)

токовые обмотки включены в фазы А и В –

Методические указания 1 страница - student2.ru ; (2.29)

токовые обмотки включены в фазы В и С –

Методические указания 1 страница - student2.ru ; (2.30)

где Методические указания 1 страница - student2.ru – углы сдвига фаз соответствующих линейных напряжений и токов, например: Методические указания 1 страница - student2.ru ; слагаемые в скобках – показания ваттметров
РW1 и РW2.

Таким образом, определение активной Р и реактивной Q мощности в любом режиме сводится к определению соответствующих углов
Методические указания 1 страница - student2.ru и Методические указания 1 страница - student2.ru из векторной диаграммы. Кроме того, с помощью векторной диаграммы необходимо убедиться в увеличении тока короткого замыкания в Методические указания 1 страница - student2.ru раз по сравнению с симметричным режимом.

После выбора расчетного выражения Р или Q представить на схеме разметку генераторных зажимов обмоток каждого ваттметра.

2.3. Лабораторная работа 5

ПРИМЕНЕНИЕ МАСШТАБНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ

Цель работы: изучение практического использования масштабных преобразователей, расчет индивидуальных шунтов и добавочных сопротивлений для магнитоэлектрических приборов, экспериментальная проверка расчета.

2.3.1. Основные теоретические положения

Масштабный измерительный преобразователь предназначен для изменения значения измеряемой величины в заданное число раз.

Для расширения пределов измерения измерительных приборов по напряжению и току применяют измерительные трансформаторы, шунты и добавочные сопротивления.

Измерительные трансформаторы переменного тока и напряжения применяются для расширения пределов измерения электромагнитных, электродинамических, индукционных приборов по току и напряжению, а также для обеспечения безопасности измерений при высоком напряжении.

В работе используется только измерительный трансформатор тока, номинальный первичный ток которого I указан на заводском щитке, а номинальный вторичный ток I равен 5А.

Во вторичную обмотку включается токовая обмотка ваттметра, поэтому мощность нагрузки первичной цепи

Методические указания 1 страница - student2.ru , (2.31)

где Методические указания 1 страница - student2.ru ;

Методические указания 1 страница - student2.ru – номинальный коэффициент трансформации ИТТ;

Методические указания 1 страница - student2.ru = 1 – то же, для ИТН;

P2 – показание ваттметра.

2.3.2. Порядок выполнения работы

1) Собрать электрическую цепь по схеме, представленной на рис. 2.6,
подать напряжение U ≤ 100 B, снять показания приборов.

2) Вычислить погрешность использования ИТТ, являющуюся в первом приближении его токовой погрешностью:

Методические указания 1 страница - student2.ru %, (2.32)

 
  Методические указания 1 страница - student2.ru

где Р01 = UI – мощность нагрузки по показаниям вольтметра и амперметра.

Рис. 2.6. Схема измерения мощности с трансформатором тока

3) Используя выражение (2.5), подобрать шунт сопротивлением Rш для расширения предела измерения Iн микроамперметра типа М265М до величины Iн', заданной преподавателем из ряда значений: 10, 15, 20, 25, 30, 40, 50, 60,
70 мА. Сопротивление Rи указано на щитке прибора.

4) Установить на магазине сопротивлений рассчитанное значение сопротивления шунта и подключить к нему микроамперметр М265М для получения схемы миллиамперметра с заданным пределом измерения.

Методические указания 1 страница - student2.ru 5) Собрать цепь (рис. 2.7) для сличения показаний полученного миллиамперметра и образцового. Проверить экспериментально правильность расчета Rш путем сличения показаний на конечной отметке шкалы прибора М265М Методические указания 1 страница - student2.ru с соответствующим показанием образцового прибора Io .

Методические указания 1 страница - student2.ru 6) Определить относительную погрешность вычислений Rш :

Методические указания 1 страница - student2.ru %. (2.33)

7) Использовать измерительный механизм прибора М265М для создания милливольтметра с пределом измерения Uн= IнRи . Подобрать добавочное сопротивление Rд согласно формуле (2.7) для расширения этого предела до величины Методические указания 1 страница - student2.ru , заданной преподавателем из ряда значений: 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900, 1000 мВ.

8) Установить на магазине сопротивлений рассчитанное значение сопротивления добавочного резистора R0 и подключить к нему прибор М265М для получения схемы милливольтметра с заданным пределом измерения.

9) Собрать схему (рис. 2.8) для сличения показаний полученного милливольтметра и образцового.

Экспериментально проверить правильность расчета Методические указания 1 страница - student2.ru Методические указания 1 страница - student2.ru Rд путем сличения показаний на конечной отметке шкалы прибора М265М Uн' с соответствующим показанием образцового прибора Uo.

10) Определить относительную погрешность вычислений Rд :

Методические указания 1 страница - student2.ru %. (2.34)

11) Заполнить табл. 2.7, 2.8. Объяснить причины возникновения погрешностей Методические указания 1 страница - student2.ru , Методические указания 1 страница - student2.ru , Методические указания 1 страница - student2.ru . Наименование параметров, используемых в табл. 2.7, 2.8, приводится в п. 1 – 10.

Таблица 2.7

Измерение тока с шунтом

Iн, мА I'н, мА Rи, Ом Rш, Ом I0, мА Методические указания 1 страница - student2.ru , %
           

Таблица 2.8

Измерение напряжения с добавочным сопротивлением

Uн, мB U'н, мB Rи, Ом Rд, Ом U0, мА Методические указания 1 страница - student2.ru , %
           

2.3.3. Контрольные вопросы

1) Назвать область применения измерительных трансформаторов, шунтов и добавочных резисторов.

2) Вывести расчетные формулы для определения сопротивлений шунта и добавочного резистора.

3) Как определяются постоянные приборов с использованием масштабного преобразователя?

4) Назвать погрешности, возникающие при использовании измерительных трансформаторов тока и объяснить причины их возникновения.

2.4. Лабораторная работа 6

ИЗМЕРЕНИЕ МОЩНОСТИ В ТРЕХФАЗНОЙ ЦЕПИ

Цель работы: изучить методы измерения активной и реактивной
мощности в симметричных и несимметричных трехфазных цепях.

2.4.1. Порядок выполнения работы

1) Собрать электрическую цепь по схеме, представленной на рис. 2.9, для измерения активной мощности трехфазного асинхронного двигателя, обмотки которого образуют симметричную "звезду". В этой и последующих схемах обратить внимание на правильность подключения генераторных зажимов обмоток ваттметра, помеченных знаком *.

       
  Методические указания 1 страница - student2.ru Методические указания 1 страница - student2.ru
    Методические указания 1 страница - student2.ru
 

Рис. 2.9. Измерение мощности Рис. 2.10. Векторная

симметричной нагрузки диаграмма схемы,

представленной на рис. 2.9.

В качестве ваттметров используются электроизмерительные установки, позволяющие измерять ток, напряжение и мощность.

2) Произвести измерения мощности, напряжения и тока фазы A (PA, UA и IA ) и, используя выражение

Методические указания 1 страница - student2.ru , (2.35)

вычислить cos j и угол j, на который фазный ток IA отстает от фазного напряжения UA (рис. 2.10). Вычислить мощность двигателя:

Методические указания 1 страница - student2.ru . (2.36)

3) Собрать электрическую цепь по схеме, представленной на рис. 2.11, для измерения той же активной мощности двигателя методом двух ваттметров, подключение обмоток которых соответствует выражению (2.15).

       
    Методические указания 1 страница - student2.ru
  Методические указания 1 страница - student2.ru Методические указания 1 страница - student2.ru
 

Рис. 2.11. Измерение мощности Рис. 2.12. Векторная диаграмма

двумя ваттметрами измерения двумя ваттметрами

4) Выполнить измерения:

а) мощности P1, линейного напряжения UAB и линейного тока IA первым прибором;

б) мощности P2, линейного напряжения UCB и линейного тока IC вторым прибором.

При определении мощности стрелка одного из ваттметров при отрицательном косинусе отклонится в обратную сторону. В этом случае следует переключить предел измерения с + P на – P и записать показание со знаком минус.

5) Учитывая, что

Методические указания 1 страница - student2.ru ; (2.37)

Методические указания 1 страница - student2.ru , (2.38)

определить мощность двигателя:

Методические указания 1 страница - student2.ru . (2.39)

6) Построить векторную диаграмму (рис. 2.12), определить по ней углы
b1 и b2. Найти расчетное значение мощности:

Методические указания 1 страница - student2.ru . (2.40)

Наши рекомендации