Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей

Термодинамический метод исследования циклов

Тепловых двигателей

Основными задачами термодинамического метода исследования циклов тепловых двигателей являются:

- определение величины подведенной q1 и отведенной q2 теплоты, а также работы цикла lц;

- определение эффективности преобразования подведенной к рабочему телу теплоты q1 в работу цикла lц, т.е. определение термического КПД цикла ηt и факторов, на него влияющих;

- оценка путей повышения эффективности цикла.

Превращение теплоты в работу в циклах реальных двигателей связано с рядом сложных физических, химических и газодинамических процессов (горение топлива, теплоотдача от рабочего тела в стенки двигателя, течение вязкого газа в различных элементах двигателя и др.). Они изучаются в теории авиационных двигателей.

В технической термодинамике проводятся изучение и исследование идеальных циклов тепловых двигателей. В них реальные процессы заменяются идеальными. При идеализации циклов обычно принимаются следующие допущения:

1) процессы, составляющие цикл, являются обратимыми, т.е. lтрен и другие диссипативные явления отсутствуют;

3) рабочее тело в цикле обладает неизменным химическим составом, если это газ, то он считается идеальным;

4) реальный процесс горения топлива заменяется обратимым процессом подвода теплоты извне;

5) цикл считается замкнутым, процесс смены рабочего тела не рассматривается, а заменяется обратимым процессом отвода теплоты от рабочего тела в окружающую среду.

Максимально возможная степень преобразования теплоты в работу цикла достигается в цикле Карно, который осуществляется в том же интервале температур, что и в исследуемом цикле.

Совершенство произвольного обратимого цикла оценивается тем, насколько его термический КПД отличается от термического КПД цикла Карно, осуществляемого в то же интервале крайних температур. Эту оценку выполнить сложно, т.к. трудно вычислить ηt произвольного цикла. Поэтому пользуются следующими методами сравнения эффективности циклов.

а) Графический метод сравнения циклов в T,s – координатах

В этих координатах (рис. 6.1) наглядно изображаются теплоты Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru и Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru ,

входящие в выражение для Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru .

Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru  
Рис. 6.1. Графический метод сравнения циклов

Сравним произвольный цикл abcd, осуществляемый в интервале температур Тmax и Тmin с циклом Карно 1234 в этом же интервале температур. Из графика видно, что в произвольном цикле Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru < Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru , а Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru > Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru . Следовательно Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru , поэтому Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru больше Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru произвольного цикла.

б) Метод сравнения циклов путем сравнения средних температур подвода и отвода теплоты в цикле.

Для анализируемого цикла можно записать Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru , Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru . Следовательно, Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru , a Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru .

Если анализируемый цикл заменить циклом Карно в интервале температур Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru и Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru , то термический КПД такого цикла Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru будет ниже, чем термический КПД цикла Карно в интервале температур Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru , т.е. меньше, чем Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru .

Таким образом, чем выше в исследуемом цикле Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru и ниже Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru , тем выше его термический КПД и тем ближе он к циклу Карно, осуществляемом в интервале температур Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru .

6.2. Цикл газотурбинных двигателей – цикл Брайтона

Данный цикл называется также циклом с подводом теплоты при постоянном давлении (рис. 6.2а и 6.2б).

От исходного состояния 1 рабочее тело сжимается в адиабатном процессе 1-2. Далее в изобарном процессе 2-3 к нему подводится извне теплота Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru . Затем происходит адиабатное расширение рабочего тела в процессе 3-4 до давления р4, равного исходному давлению р1. Отвод теплоты Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru происходит в замыкающем цикл изобарном процессе 4-1, в результате чего рабочее тело возвращается в исходное состояние 1.

Для исследования цикла Брайтона необходимо задать:

- род рабочего тела (k, R) и его параметры Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru и Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru в исходной точке цикла 1;

- степень повышения давления в адиабатном процессе сжатия Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru

и степень подогрева рабочего тела в цикле Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru

Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru
Рис. 6.2. Цикл Брайтона  

Определим температуру рабочего тела в характерных точках 2, 3 и 4 данного цикла. При этом для упрощения записей введём обозначение e = Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru Тогда Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru

Определим подведённую и отведённую в цикле теплоту. Для изобарного процесса 2-3 Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru

Для изобарного процесса 4-1 Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru = Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru

Тогда термический КПД цикла Брайтона равен

Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru или Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru

Отсюда видно, что значение термического КПД цикла Брайтона зависит от рода рабочего тела (k) и степени повышения давления в цикле p (рис. 6.3).

  Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru   Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru
Рис. 6.3 Рис. 6.4  

Увеличение p является одним из основных средств повышения Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru и, следовательно, экономичности тепловых машин, работающих по циклу Брайтона.

Практически все современные воздушно-реактивные и газотурбинные двигатели работают по циклу Брайтона. У авиационных двигателей значение p в наземных условиях достигает 25…30, а в полёте и того более.

Найдём выражение для работы цикла

Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru .

Как видно, работа цикла зависит от рода рабочего тела (k, R), его начальной температуры Т1, степени повышения давления Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru и степени подогрева рабочего тела Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru в цикле. С ростом Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru , Т1 и Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru работа цикла растёт.

Работа цикла Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru обращается в нуль при двух значениях Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru , соответствующих e = 1 и e = Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru (рис. 6.4). Следовательно, между этими крайними значениями p имеется некоторое оптимальное значение Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru , при котором работа цикла максимальна. Для определения Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru продифференцируем формулу для Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru по e и приравняем производную нулю: Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru = 0.

Отсюда получим Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru = Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru или Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru = Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru

Как видно, для данного рабочего тела величина Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru в идеальном цикле Брайтона зависит только от степени подогрева Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru . С увеличением Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru увеличивается и значение l Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru и Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru .

Следует отметить, что при Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru термический КПД цикла не достигает максимального значения. В области значений Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru > Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru он продолжает увеличиваться с ростом p, но величина работы цикла при этом будет уменьшаться и достигнет нулевого значения при Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru = Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru

При Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru работа цикла при увеличении Δ линейно возрастает.

Рассмотренный цикл Брайтона реализуется в ряде типов существующих двигателей. В авиации это турбореактивные (рис. 6.5) и турбовинтовые двигатели (рис. 6.6), а также вертолётные газотурбинные двигатели (рис. 6.7). Цикл Брайтона применяется, кроме того, в турбостартёрах и в газотурбинных установках (ГТУ), используемых как вспомогательные силовые установки на тяжёлых самолётах различного назначения.

  Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru   Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru   Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru
Рис. 6.5. Схема ТРДД Рис. 6.6. Схема ТВД Рис. 6.7. Схема ТВаД  

Применительно к ТРД (рис. 6.5) идеальный цикл Брайтона протекает следующим образом. Рабочее тело (воздух) поступает в двигатель из атмосферы через входное устройство. Адиабатный процесс сжатия воздуха 1-2 (рис. 6.2) происходит во входном устройстве и в компрессоре. С ростом скорости полёта повышение давления во входном устройстве становится всё более значительным, и параметры воздуха на входе в компрессор значительно отличаются от атмосферных параметров (точка в на рис. 6.2). В камере сгорания при постоянном давлении происходит сгорание топлива (процесс 2-3) и к воздуху подводится теплота Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru . Продукты сгорания (газ) с параметрами p Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru , T Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru поступают в газовую турбину, которая служит для привода компрессора. Адиабатное расширение газа (процесс 3-4) происходит в турбине и сопле. Состояние газа за турбиной изображено на рис. 6.2 точкой Т. При расширении в турбине часть энергии газа преобразуется в работу на валу турбины, которая передаётся компрессору. При расширении в сопле происходит разгон потока и он в виде газовой струи с большой скоростью вытекает в атмосферу. Изобарный процесс 4-1 соответствует охлаждению в окружающей атмосфере горячих продуктов сгорания, вытекающих из двигателя, с отводом теплоты Лекция 6. Идеальные циклы тепловых двигателей - student2.ru

Вертолётные ГТД (рис. 6.6) и ТВД (рис. 6.7) используются на летательных аппаратах, предназначенных для полета с дозвуковой скоростью. Поэтому повышение давления во входных устройствах этих двигателей практически не происходит, и сжатие воздуха осуществляется только в компрессоре. У этих двигателей только часть работы турбины затрачивается на привод компрессора. Значительная часть её передаётся через редуктор на воздушный винт. Поэтому у ТВД и вертолётных ГТД процесс расширения продуктов сгорания происходит в турбине практически до атмосферного давления и через выходное устройство они отводятся в атмосферу.

Наши рекомендации