Построение правильных многоугольников

Задача о построении правильного Построение правильных многоугольников - student2.ru -угольника равносильна задачи о делении окружности на Построение правильных многоугольников - student2.ru равных частей. Если выбрать систему координат так, что начало координат, лежит в центре окружности, а точка (1,0) на окружности, то задача сводится к построению корней уравнения

Построение правильных многоугольников - student2.ru ,

причем исходным полем является поле рациональных чисел.

Построение правильных Построение правильных многоугольников - student2.ru -угольников при Построение правильных многоугольников - student2.ru =3,4,6 затруднений не вызывает. Ясно также, как построить правильный 2 Построение правильных многоугольников - student2.ru -угольник, если задан или построен правильный Построение правильных многоугольников - student2.ru -угольник; это задача сводится к делению дуги или хорды пополам.

Рассмотрим задачу о построении правильного пятиугольника. Как отмечалось выше, эта задача равносильна задаче построения корней уравнения Построение правильных многоугольников - student2.ru .

Так как Построение правильных многоугольников - student2.ru , то вопрос сводится к построению корней уравнения

Построение правильных многоугольников - student2.ru (1)

Запишем это уравнение в виде

Построение правильных многоугольников - student2.ru

И положим Построение правильных многоугольников - student2.ru . Тогда

Построение правильных многоугольников - student2.ru

и решение уравнения (1) сводится к последовательному решению уравнения

Построение правильных многоугольников - student2.ru (2)

а затем квадратных уравнений

Построение правильных многоугольников - student2.ru ,

где Построение правильных многоугольников - student2.ru – оба корня уравнения (2).

Отсюда видно, что уравнения (1) разрешимо в квадратных радикалах и согласно Т2 § 11 все его корни можно построить циркулем и линейкой. Ясен также и путь построения: сначала построить корни

Построение правильных многоугольников - student2.ru

уравнения (2), а затем по имеющимся точкам Построение правильных многоугольников - student2.ru и Построение правильных многоугольников - student2.ru строить корни уравнений Построение правильных многоугольников - student2.ru , Построение правильных многоугольников - student2.ru .

Рассмотрим теперь случай Построение правильных многоугольников - student2.ru . Здесь вопрос сводится к построению корней уравнения

Построение правильных многоугольников - student2.ru (3)

Та же постановка Построение правильных многоугольников - student2.ru дает

Построение правильных многоугольников - student2.ru , Построение правильных многоугольников - student2.ru

и решение уравнения (3) сводится к решению уравнения

Построение правильных многоугольников - student2.ru , (4)

а затем к решению уравнений

Построение правильных многоугольников - student2.ru (5)

где Построение правильных многоугольников - student2.ru – корни уравнения (4).

Уравнение (4) не имеет рациональных корней; поэтому многочлен Построение правильных многоугольников - student2.ru неприводим над полем Построение правильных многоугольников - student2.ru - алгебраические числа степени 3. В силу теоремы 1 § 11, Построение правильных многоугольников - student2.ru построить невозможно. Но тогда и корни уравнения (3) тоже построить невозможно. В самом деле, если бы удалось построить корень Построение правильных многоугольников - student2.ru уравнения (3), то для одного из корней Построение правильных многоугольников - student2.ru имели бы место

Построение правильных многоугольников - student2.ru ,

а это означало бы, что корень Построение правильных многоугольников - student2.ru уравнения (4) тоже можно построить.

Мы доказали невозможность построения циркулем и линейкой правильного семиугольника. Если Построение правильных многоугольников - student2.ru имеет взаимно простые делители, то вопрос о возможности построения правильного Построение правильных многоугольников - student2.ru -угольника сводится к вопросу о возможности правильных многоугольников с меньшим числом сторон.

Теорема 1. Если Построение правильных многоугольников - student2.ru и числа Построение правильных многоугольников - student2.ru и Построение правильных многоугольников - student2.ru взаимно просты, то окружность можно разделить циркулем и линейкой на Построение правильных многоугольников - student2.ru равных частей, тогда и только тогда, когда она делится циркулем и линейкой и на Построение правильных многоугольников - student2.ru и на Построение правильных многоугольников - student2.ru равных частей.

Доказательство. Если окружность разделена на Построение правильных многоугольников - student2.ru равных частей, то построен угол Построение правильных многоугольников - student2.ru . Но тогда можно построить угол Построение правильных многоугольников - student2.ru , и тем самым разделить окружность на Построение правильных многоугольников - student2.ru равных частей, а также угол Построение правильных многоугольников - student2.ru и тем самым разделить окружность на Построение правильных многоугольников - student2.ru равных частей.

Обратно, пусть окружность разделена и на Построение правильных многоугольников - student2.ru ; и на Построение правильных многоугольников - student2.ru – равных частей. Так как Построение правильных многоугольников - student2.ru то существуют целые числа Построение правильных многоугольников - student2.ru и Построение правильных многоугольников - student2.ru , что

Построение правильных многоугольников - student2.ru .

Отсюда Построение правильных многоугольников - student2.ru или Построение правильных многоугольников - student2.ru .

Последнее равенство показывает – как, имея углы Построение правильных многоугольников - student2.ru и Построение правильных многоугольников - student2.ru построить угол Построение правильных многоугольников - student2.ru , т.е. разделить окружность на Построение правильных многоугольников - student2.ru равных частей.

Мы рассматривали здесь некоторые частные случаи в задаче построения правильных многоугольников. Однако еще в начале прошлого века знаменитый математик К.ГАУСС дал полное решение этой задачи. Мы приведем его результаты без доказательства.

Все простые числа в последовательности Построение правильных многоугольников - student2.ru , Построение правильных многоугольников - student2.ru … называются простыми числами ФЕРМА. Сам Ферма показал, что все числа в этой последовательности являются простыми. Оказалось же, что уже при Построение правильных многоугольников - student2.ru получается составное число. В настоящее время известно только 5 простых чисел Ферма, являющимися первыми пятью членами последовательности Построение правильных многоугольников - student2.ru . Это число 3,5,17,257 и 65537. Одно из замечательных свойств простых чисел Ферма и составляет содержание основной теоремы Гаусса.

Теорема 2. Если Построение правильных многоугольников - student2.ru - простое нечетное число, то правильный Построение правильных многоугольников - student2.ru -угольник можно построить циркулем и линейкой тогда и только тогда, когда Построение правильных многоугольников - student2.ru является простым числом Ферма. Правильный Построение правильных многоугольников - student2.ru -угольник , где Построение правильных многоугольников - student2.ru – простое число и Построение правильных многоугольников - student2.ru построить невозможно. Из этой теоремы вытекает, например, возможность построения правильных Построение правильных многоугольников - student2.ru -угольников при Построение правильных многоугольников - student2.ru = 3,5,257,65537 и невозможность при Построение правильных многоугольников - student2.ru =7,8,11,13,25,125 и т.д. и мы здесь его не приводим. На основании этой теоремы уже без труда доказывается более общий результат, который дает полное решение поставленной задачи.

Теорема 3. Правильный Построение правильных многоугольников - student2.ru -угольник, можно построить циркулем и линейкой тогда и только тогда, когда разложение числа Построение правильных многоугольников - student2.ru на простые сомножители имеет вид

Построение правильных многоугольников - student2.ru ,

где Построение правильных многоугольников - student2.ru – различные простые числа Ферма.

Доказательство. Множитель Построение правильных многоугольников - student2.ru в разложении числа Построение правильных многоугольников - student2.ru не влияет на разрешимость задачи; поэтому достаточно доказать теорему 3 для нечетного числа Построение правильных многоугольников - student2.ru .

Пусть Построение правильных многоугольников - student2.ru , где Построение правильных многоугольников - student2.ru – различные простые числа Ферма. Согласно теореме 2 можно построить правильный Построение правильных многоугольников - student2.ru Построение правильных многоугольников - student2.ru -угольник при каждом Построение правильных многоугольников - student2.ru . Но тогда в силу теоремы 1 можно построить и правильный Построение правильных многоугольников - student2.ru - угольник.

Обратно, если можно построить правильные Построение правильных многоугольников - student2.ru -угольники

Построение правильных многоугольников - student2.ru ,

где Построение правильных многоугольников - student2.ru – нечетные простые числа, то в силу теоремы 1 можно построить правильный Построение правильных многоугольников - student2.ru - угольник при каждом Построение правильных многоугольников - student2.ru , а это означает согласно теореме 2, что при каждом Построение правильных многоугольников - student2.ru имеем Построение правильных многоугольников - student2.ru , Построение правильных многоугольников - student2.ru – простое число Ферма.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В настоящее время построены все известные многоугольники, число сторон которых есть простое число Ферма. 257-угольник построил Ришело (80 стр. текста), а 65537-угольник – Гермес (рукопись занимает огромный чемодан, который хранится в Гёттингенском университете). Способ построения тот же, который использовал Гаусс для построения 17-угольника.

Гаусс, сделавший много крупных открытий в самых различных областях математики, очень ценил свою первую научную работу о 17-угольнике, которую он выполнил в 1796г (через 5лет дал полное решение задачи о возможности построения правильного многоугольника циркулем и линейкой). Памятник, воздвигнутый на его могиле в Гёттингене, находится на пьедестале, имеющем форму 17-угольной призмы.

Наши рекомендации