Внетабличное умножение и деление

После изучения табличного умножения и деления учащиеся знакомятся с умножением круглых десятков и двузначных чисел на однозначное число, а также с умножением однозначных чисел на круглые десятки и двузначные числа, когда произведение не превышает 100 (20x3, 15-3, 4x20, 5-13), и соответствующими им случаями деления (60:3, 39:3, 80:20, 65:13). Все эти случаи умножения и деления относятся к внетабличному умножению и делению. Различные случаи внетабличного умножения и деления неодинаковы по сложности и поэтому изучаются в 5—6-х классах

[ I школы VIII вида. Так, умножение и деление круглых десятков на однозначное число (30x2, 60:2) и двузначного числа на одно­значное без перехода через разряд (12x3, 36:3) изучаются в 4-м классе. Случаи умножения и деления двузначного числа на одно-

|, значное с переходом через разряд (15 «2, 30:2, 18x3, 54:3) и деления на круглые десятки (40:20) изучаются в 6-м классе. Случаи умножения и деления на двузначное число (3-25, 75:25) изучаются в 7-м классе:

а) умножение и деление круглых десятков на однозначное
число (20x3).

Умножение круглых десятков на однозначное число сводится к табличному умножению. Например: 20 — это 2 десятка. 2 дес.хЗ=6 дес.=60. Пример можно проиллюстрировать с помо­щью брусков арифметического ящика и счетов.

Деление круглых десятков также сводится к табличным случа­ям деления: 60:3=? 60 — это 6 десятков. 6 дес.:3=2 дес.=20;

б) умножение и деление двузначных чисел на однозначное без
перехода через разряд.

В случаях 12x3 и 36:3 используется прием разложения перв го множителя и делимого на разрядные слагаемые, последовате; ного умножения или деления каждого слагаемого и сложен» результатов:

б. Составьте 10—12 упражнений на закрепление табличного умножения .ления).

6. Выпишите из учебника математики для 4-го класса 8—10 упражнений закрепление таблицы умножения (деления), направленных на развитие |мяти учащихся.



внетабличное умножение и деление - student2.ru 36:3=12 36=30+ 6 30 : 3 = 10 6 : 3= 2 10+ 2 = 12

в) умножение и деление на круглые десятки.

Умножение однозначного числа на круглые десятки объясняет
ся на основе переместительного закона умножения: 3* 20=20-1
20x3=60, значит, 3-20=60. Решение 60:20 рассматривается ка
деление по содержанию: 6 дес.:2 дес.=3. (Сколько раз 2 десяти
содержится в 6 десятках?) 3

внетабличное умножение и деление - student2.ru внетабличное умножение и деление - student2.ru внетабличное умножение и деление - student2.ru внетабличное умножение и деление - student2.ru Со случаями внетабличного умножения и деления с переходо| через разряд учащихся знакомят приемами письменных вычисли ний:

15X4=60 60 : 4=15
Х15
4 ГПГ
20 "
 

Деление двузначного числа на двузначное:

внетабличное умножение и деление - student2.ru внетабличное умножение и деление - student2.ru 51:17=3;

Вопросы и задания

1.Какова последовательность изучения табличного умножения и деления
в школе VIII вида?

2.На основе анализа программы установите, в каких классах специаль­
ной школы VIII вида и в каком объеме изучаются табличное умножение и
деление.

3.Составьте фрагменты уроков на темы: 1) «Умножение — это сложение
равных слагаемых», 2) «Деление на равные части», 3) «Таблица умножения
числа 2», 4) «Таблица деления на 3», 5) «Переместительное свойство умно­
жения».

4.Составьте фрагменты уроков на темы: «Умножение», «Деление».
182

Глава 12

мЕтодакА изучения первой тысячи

Наши рекомендации