Простые зубчатые механизмы

7.1 Структурный анализ простого зубчатого механизма

Структурный анализ простых зубчатых механизмов сводится к определению подвижности механизма.

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Подвижность механизма определяемпо формуле Чебышева:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

где W- подвижность механизма;

n - число подвижных звеньев;

p1 и p2 - соответственно число пар пятого и четвертого класса.

схема Название/ кинематическое состояние
Простые зубчатые механизмы - student2.ru Зубчатое колесо/ подвижное

Простые зубчатые механизмы - student2.ru Зубчатое колесо/ подвижное
Простые зубчатые механизмы - student2.ru Стойка/ неподвижное

В структуру механизма входят два подвижных звена (зубчатые колеса) и стойка, представленная двумя шарнирно-неподвижными опорами. Следовательно, n=2.

№/название схема Класс/ подвижность Вид контакта/ замыкание
0-1/ Вращатель-ная Простые зубчатые механизмы - student2.ru 5/1 Поверхность/ геометрическое
0-2/ Вращатель-ная Простые зубчатые механизмы - student2.ru 5/1 Поверхность/ геометрическое
1-2/ зубчатая Простые зубчатые механизмы - student2.ru 4/2 Линия/ геометрическое

Кинематические пары 0-1 и 0-2 являются вращательными парами пятого класса, следовательно, p1=2.

В структуру механизма входят два подвижных звена (зубчатые колеса) и стойка, представленная двумя шарнирно-неподвижными опорами. Следовательно, n=2.

Кинематические пары 0-1 и 0-2 являются вращательными парами пятого класса, следовательно, p1=2.

Кинематическая пара 1-2 является парой четвертого класса, следовательно, p2=1.

Подставим число подвижных звеньев и число пар пятого и четвертого классов в формулу Чебышева:

.

Полученный результат означает, что для однозначного описания положения всех звеньев механизма в рассматриваемой плоскости достаточно знать одну обобщенную координату.

7.2 Синтез эвольвентного зацепления простого зубчатого механизма

Найдем инвалюту угла зацепления:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ,

По таблице значений инвалют найдем угол зацепления:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Найдем минимальную величину коэффициента смещения для шестерни:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Найдем коэффициент смещения для колеса:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Отложим значение смещения Простые зубчатые механизмы - student2.ru и Простые зубчатые механизмы - student2.ru на осях блокирующего контура. Точка их пересечения должна находится в блокирующем контуре. В данном случае точка находится в контуре, точка Простые зубчатые механизмы - student2.ru , следовательно оставляем полученные значения коэффициентов для дальнейших расчетов.

Найдем геометрические параметры зубчатых колес.

Диаметры делительных окружностей:

для шестерни Простые зубчатые механизмы - student2.ru

для колеса Простые зубчатые механизмы - student2.ru

где Простые зубчатые механизмы - student2.ru - модуль;

Простые зубчатые механизмы - student2.ru - число зубьев на шестерне и колесе соответственно.

Диаметры начальных окружностей:

для шестерни Простые зубчатые механизмы - student2.ru

для колеса Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Шаг по делительной окружности:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Шаг по основной окружности:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Диаметры основных окружностей:

для шестерни Простые зубчатые механизмы - student2.ru

для колеса Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Диаметры окружностей впадин зубьев:

для шестерни Простые зубчатые механизмы - student2.ru

для колеса Простые зубчатые механизмы - student2.ru

где Простые зубчатые механизмы - student2.ru - - коэффициент ножки зуба.

Диаметры окружностей вершин зубьев:

для шестерни Простые зубчатые механизмы - student2.ru

для колеса Простые зубчатые механизмы - student2.ru

где Простые зубчатые механизмы - student2.ru - коэффициент головки зуба.

Коэффициент уравнительного смешения:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Коэффициент воспринимаемого смешения:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Уточненное межосевое расстояние:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Делительное межосевое расстояние:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Толщина зуба по делительной окружности:

для шестерни Простые зубчатые механизмы - student2.ru

для колеса Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Толщина впадин по делительной окружности:

для шестерни Простые зубчатые механизмы - student2.ru

для колеса Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Высота зубьев:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Углы профиля на окружности вершин:

для шестерни Простые зубчатые механизмы - student2.ru

для колеса Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Толщина зубьев по окружности вершин:

для шестерни Простые зубчатые механизмы - student2.ru

для колеса Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Проверка:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru , где Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Оба значения толщины зубьев по окружности больше значения минимальной толщины, проверка сходится.

Коэффициент торцевого перекрытия:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru (7.1)

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Для построения зубчатого зацепления определим масштабный коэффициент длин и переведем все геометрические параметры зубчатых колес в данный масштабный коэффициент, при условии, что высота зуба должна быть не менее Простые зубчатые механизмы - student2.ru на чертеже.

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Переведем все значения через Простые зубчатые механизмы - student2.ru :

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Для построения зубчатого зацепления отложим межосевое расстояние ( Простые зубчатые механизмы - student2.ru ). Проведем начальную, делительную, основную окружности, а также окружности вершин и впадин зубьев для каждого зубчатого колеса. Начальные окружности ( Простые зубчатые механизмы - student2.ru и Простые зубчатые механизмы - student2.ru ) должны сопрягаться в полюсе зацепления ( Простые зубчатые механизмы - student2.ru ). Откладываем под углом ( Простые зубчатые механизмы - student2.ru ) от линии центров ( Простые зубчатые механизмы - student2.ru ) для колеса и для шестерни лучи, пересекающие основные окружности в точках Простые зубчатые механизмы - student2.ru и Простые зубчатые механизмы - student2.ru . Через точки Простые зубчатые механизмы - student2.ru и Простые зубчатые механизмы - student2.ru проводим прямую - линию зацепления. Она проходит через полюс зацепления ( Простые зубчатые механизмы - student2.ru ). Отрезок от точки сопряжения ( Простые зубчатые механизмы - student2.ru ) до точки пересечения ( Простые зубчатые механизмы - student2.ru ), делим на шесть равных частей аi. Проецируем полученные точки на основную окружность, проводим через каждую из них касательную к основной окружности, и на касательных откладываем величину отрезка ( Простые зубчатые механизмы - student2.ru ), каждый раз уменьшая на величину аi. Полученные точки соединяем плавной кривой и получаем нижнюю половину эвольвентного профиля зуба. Аналогично построим вторую половину профиля зуба, только увеличивая отрезок Простые зубчатые механизмы - student2.ru на величину аi. Откладываем толщину зуба по делительной окружности и ширину зуба по окружности вершин. Симметрично отобразим вторую половину профиля зуба. По делительной окружности откладывая ширину впадины и шаг, строим еще два - три зуба. Аналогично строим профили зубьев шестерни.

Сложный зубчатый механизм

8.1 Структурный анализ

Данный сложный зубчатый механизм образован соединением трёх простых зубчатых передач и планетарного механизма.

Сложный зубчатый механизм является плоским, следовательно, подвижность определяем по формуле Чебышева:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru (8.1)

Составим таблицу по которой определим количество подвижных звеньев:

№ п.п Номер звена Вид совершаемого движения Схема Кинематическое состояние
вращательное Простые зубчатые механизмы - student2.ru подвижное
2 вращательное Простые зубчатые механизмы - student2.ru подвижное
3 – 3’ вращательное Простые зубчатые механизмы - student2.ru подвижное
4–4’ сложное Простые зубчатые механизмы - student2.ru подвижное
Н-6 вращательное Простые зубчатые механизмы - student2.ru подвижное
5 - Простые зубчатые механизмы - student2.ru Неподвижное
вращательное Простые зубчатые механизмы - student2.ru подвижное

Анализируя схему, видим, что механизм состоит из стойки 0, представленной четырьмя шарнирно неподвижными опорами, и шестью подвижными звеньями (1; 2; 3-3'; 4-4`; Н-6; 7).

Колесо 5 является неподвижным звеном и относится к стойке. Таким образом, n=6.

Для определения класса кинематических пар составив следующую таблицу:

Номер звена Схема Название Класс/ подвижность Вид контакта/замыкание
0 – 1 Простые зубчатые механизмы - student2.ru вращательная 5/1 По поверхности(низшая)/ геометрическое
1 – 2 Простые зубчатые механизмы - student2.ru зубчатая 4/2 Линия (высшая)/ геометрическое
0 – 2 Простые зубчатые механизмы - student2.ru вращательная 5/1 По поверхности(низшая)/ геометрическое
2 – 3,3’ Простые зубчатые механизмы - student2.ru зубчатая 4/2 Линия (высшая)/ геометрическое
3,3’ – 0 Простые зубчатые механизмы - student2.ru вращательная 5/1 По поверхности(низшая)/ геометрическое
3,3’ – 4,4’ Простые зубчатые механизмы - student2.ru зубчатая 4/2 Линия (высшая)/ геометрическое
4,4’ – Н Простые зубчатые механизмы - student2.ru вращательная 5/1 По поверхности(низшая)/ геометрическое
4,4’ – 5 Простые зубчатые механизмы - student2.ru зубчатая 4/2 Линия (высшая)/ геометрическое
5 – Н,6 Простые зубчатые механизмы - student2.ru вращательная 5/1 По поверхности(низшая)/ геометрическое
Н,6 – 7 Простые зубчатые механизмы - student2.ru зубчатая 4/2 Линия (высшая)/ геометрическое
7 – 0 Простые зубчатые механизмы - student2.ru вращательная 5/1 По поверхности(низшая)/ геометрическое

Схема содержит шесть одноподвижных кинематических пар: 0-1; 0-2; H-4,4`; 0-3,3’, Н-5; 0-7. И пять высших двухподвижных кинематических пар: 1-2; 2-3,3’; 3,3’-4,4’; 4,4`-5; H,6-7;

Следовательно, р1=6; р2=5.

Подставив найденные значения в формулу (8.1), получим:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Полученный результат означает, что для однозначного описания положения всех звеньев механизма в рассматриваемой плоскости достаточно знать одну обобщенную координату.

8.2 Синтез сложного зубчатого механизма

Поскольку данный сложный зубчатый механизм состоит из четырёх ступеней (рядов) – планетарной и трёх простых, то передаточное отношение Простые зубчатые механизмы - student2.ru следует разбить на произведение четырех отношений:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru . (8.2)

Проверим возможность реализации заданного передаточного отношения:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Разложим передаточное число по ступеням (рядам):

Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Передаточное отношение первого ряда:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ,

тогда Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Из условия отсутствия интерференции:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru , следовательно, Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Передаточное отношение второго ряда:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru (8.3)

тогда Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Из условия отсутствия интерференции:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru , следовательно, Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Передаточное отношение третьего ряда:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru . (8.4)

Выразим из (8.3) Простые зубчатые механизмы - student2.ru :

Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Представим передаточные числа в виде сомножителей:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Следовательно:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Рассмотрим три варианта числа зубьев для каждого колеса:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Запишем условие соосности: Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ,

где di – делительный диаметр колес: Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ,

Сократим на m/2 все слагаемые в обеих частях уравнения, получим:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru . (8.4)

Выражение (8.4) отображает условие соосности двухрядного планетарного механизма с одним внешним и одним внутренним зацеплениями.

Выразим условие соосности через сомножители:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ,

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ,

где a=(D-C);

b=(A+B).

Выразим числа зубьев через коэффициенты:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Произведем расчет чисел зубьев для трех вариантов и занесем все значения в таблицу 7.

Таблица 7 – числа зубьев колес

Вар-т A B C D a b Z3 Z4 Z4’ Z5 q
1 2 1 7 6 3 6 12 3 21 1
42 84 21 147 7
2 10 5 14 9 12 18 90 60 168 1
2 7 6 24 24 9 36 126 54 216 1

В данной схеме планетарного механизма необходимо обеспечить отсутствие подреза зубьев колес. Для выполнения этого условия необходимо, чтобы число зубьев всех колес было больше или равно семнадцати. Из таблицы 7 видим, что это условие не выполняется в первом варианте, следовательно общий сомножитель q в первом варианте будет равен 7.

Для обеспечения отсутствия контакта сателлитов друг с другом необходимо проверить условие соседства:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ,

где k – число сателлитов;

max(z4,4’) – Максимальное число зубьев сателлитов. В данном случае, число зубьев колеса 4` больше, значит в формулу подставляем z4’;

z5 и z4’ – число зубьев солнечного колеса и сателлита соответсвенно.

Рассмотрим условие соседства для всех вариантов:

Вариант 1:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ; Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Следовательно, условие соседства для первого варианта выполняется.

Вариант 2:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ; Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Следовательно, условие соседства для второго варианта не выполняется.

Вариант 3:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ; Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Следовательно, условие соседства для третьего варианта не выполняется.

Условие соседства выполняется для первого варианта, следовательно, в качестве окончательного принимаем вариант1.

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Передаточное отношение четвертого ряда:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ,

тогда Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Простые зубчатые механизмы - student2.ru , следовательно, Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Определим диаметры зубчатых колес механизма.

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ,

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ,

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ,

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ,

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ,

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ,

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ,

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ,

Рассчитаем масштабный коэффициент длин для данной схемы:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Переведем все диаметры в масштабный коэффициент:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Построим кинематическую схему механизма в найденном масштабном коэффициенте. Расстояние между колесами берем произвольным, поскольку оно не влияет на передаточную функцию механизма.

8.3 Кинематический анализ

Построим план скоростей для данной схемы сложного зубчатого механизма. По условию имеем число оборотов на первом колесе Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Определим угловую скорость на первом колесе:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Найдем линейную скорость первого колеса:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Найдем масштабный коэффициент скоростей:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ,

где |AA1| - отрезок, изображающий скорость точки А на плане скоростей.

Построим план угловых скоростей методом параллельного переноса годографов с плана скоростей на план угловых скоростей от полюса и до пересечения с осью ω. Расстояния от нуля до найденных точек и есть значения величин угловых скоростей.

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Определим передаточное число через полученные в ходе кинематического анализа значения угловых скоростей:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Подсчитаем погрешность:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Погрешность не более 5%, следовательно расчет СЗМ верен.
9 Кулачковый механизм

Кулачковый механизм – это механизм с высшей кинематической парой, обладающий возможностью обеспечения выстоев выходного звена, а структура содержит хотя бы одно звено с рабочей поверхностью переменной кривизны.

9.1 Структурный анализ

Так как все звенья данного механизма лежат в одной плоскости, то его подвижность рассчитывается по формуле Чебышева:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Для определения количества подвижных звеньев составляем таблицу:

схема Название звена/ вид движения
    Простые зубчатые механизмы - student2.ru   Кулачок/вращательное
    Простые зубчатые механизмы - student2.ru   Толкатель/вращательное
    Простые зубчатые механизмы - student2.ru     Ролик/сложное
    Простые зубчатые механизмы - student2.ru     Стойка/неподвижное

Механизм состоит из стойки и трех подвижных звеньев: кулачка 1, толкателя 2 и ролика 3. Ролик введен в схему механизма для замены трения скольжения на трение качения, с целью уменьшения интенсивности износа рабочих поверхностей контактирующих звеньев, а также с целью увеличения КПД и ресурса работы механизма.

схема Класс/ подвижность Вид контакта/ замыкание
0-1 Простые зубчатые механизмы - student2.ru 5/1 Поверхность/ геометрическое
0-2 Простые зубчатые механизмы - student2.ru 5/1 Поверхность/ геометрическое
3-2 Простые зубчатые механизмы - student2.ru 5/1 Поверхность/ геометрическое
1-3 Простые зубчатые механизмы - student2.ru 4/2 Линия/силовое

Ролик образует с выходным звеном поступательную кинематическую пару пятого класса. Подвижность этой кинематической пары не изменяет подвижности кулачкового механизма, не влияет на его передаточную функцию, так как является местной подвижностью.

Звенья 1 и 2 образуют со стойкой низшие кинематические пары 0-1;

0-2; кинематическая пара 2-3 является дефектом структуры с местной подвижностью, равной 1, следовательно Простые зубчатые механизмы - student2.ru Кинематическая пара 1-3 является высшей, следовательно Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

Простые зубчатые механизмы - student2.ru .

При удалении дефекта структуры, получим:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

где Простые зубчатые механизмы - student2.ru - подвижность механизма в результате удаления дефектов;

Простые зубчатые механизмы - student2.ru - подвижность механизма;

Простые зубчатые механизмы - student2.ru - местная подвижность.

Следовательно, подвижность равна:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

9.2 Функция аналога пути

Для построения диаграммы зависимости перемещения от угла поворота кулачка вычислим перемещение:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

где Простые зубчатые механизмы - student2.ru - перемещение, м;

Простые зубчатые механизмы - student2.ru - ход кулачкового механизма, м;

Простые зубчатые механизмы - student2.ru - фазовый угол соответствующей фазы, рад;

Простые зубчатые механизмы - student2.ru - текущее значение фазового угла, рад.

Ход механизма с толкателем равен:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru ,

Определим масштабный коэффициент оси аналога пути:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

где Простые зубчатые механизмы - student2.ru - ход механизма (максимальное перемещение), м;

Простые зубчатые механизмы - student2.ru - расстояние, изображающее максимальное перемещение на диаграмме, мм.

Определим масштабный коэффициент угла поворота:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

где Простые зубчатые механизмы - student2.ru - произвольно выбранное расстояние, изображающее один период работы механизма на диаграмме, мм.

Переведем все фазовые углы в масштабный коэффициент.

Фаза удаления:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Фаза верхнего выстоя:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Фаза сближения:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Фаза нижнего выстоя:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Разобьем фазовые углы удаления и сближения на шесть частей и посчитаем перемещения для каждого значения фазового угла.

Для первого положения:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Переведем полученную величину перемещения в масштабный коэффициент:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Для остальных положений расчет ведется аналогично. Результаты сведём в таблицу 9.

Таблица 9 – Значения перемещения

Фаза удаления Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru
Простые зубчатые механизмы - student2.ru 0,00159 0,0107 0,0275 0,0442 0,0534 0,055  
Простые зубчатые механизмы - student2.ru 2,31 15,56 64,37 77,7  
Фаза сближения Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru
Простые зубчатые механизмы - student2.ru 0,00159 0,0107 0,0275 0,0442 0,0534 0,055  
Простые зубчатые механизмы - student2.ru 2,31 15,56 64,37 77,7  

Для построения диаграммы отложим переведенные в масштабный коэффициент величины перемещений, с учетом того, что в положениях, соответствующих фазе сближения (7-13), отрезки откладываем в обратном порядке.

9.3 Функция аналога скорости

Для построения диаграммы аналога скорости воспользуемся формулой:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Для первого положения:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Для остальных положений аналогично, их результаты сводим в таблицу 10.

Таблица 10 – Значения скоростей

Фаза удаления Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru
Простые зубчатые механизмы - student2.ru 0,0525 0,1576 0,21019 0,1576 0,0525  
Простые зубчатые механизмы - student2.ru 13,49 40,49 40,49 13,49  
Фаза сближения Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru
Простые зубчатые механизмы - student2.ru 0,005838 0,0175 0,0233 0,0175 0,0058  
Простые зубчатые механизмы - student2.ru 1,5 4,5 4,5 1,5  

Рассчитаем масштабный коэффициент:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Для построения диаграммы переведем все полученные значения в масштабный коэффициент. Отложим их на диаграмме, с учетом того, что график на фазе сближения должен находиться ниже оси угла.

9.4 Функция аналога ускорения

Для построения диаграммы аналога воспользуемся формулой:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Для первого положения:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Для остальных положений вычисления проводятся аналогично. Результаты сводим в таблицу 12.

Таблица 12 – Значения ускорений

Фаза удаления Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru
Простые зубчатые механизмы - student2.ru 0,5715 0,5715 -0,5715 -0,5715  
Простые зубчатые механизмы - student2.ru  
Фаза сближения Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru Простые зубчатые механизмы - student2.ru
Простые зубчатые механизмы - student2.ru 0,0635 0,0635 -0,0635 -0,0635  
Простые зубчатые механизмы - student2.ru 4,44 4,44 -4,44 -4,44  

Рассчитаем масштабный коэффициент:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Для построения диаграммы переведем все полученные значения ускорений в масштабный коэффициент оси аналога ускорения. Отложим рассчитанные отрезки на диаграмме. В положениях фазы сближения график изображаем симметрично относительно оси угла.

9.5 Определение радиуса исходного контура. Построение диаграммы угла давления

Радиус определим из построенного треугольника, в котором один из катетов будет искомым радиусом.

Отложим отрезок Простые зубчатые механизмы - student2.ru длиной равной длине коромысла (85 мм). Ось перемещения S строится путем проведения из точки О дуги окружности радиусом l от точки E. Отложим по дуге, расстояния равные перемещениям. От точки Простые зубчатые механизмы - student2.ru через ось Простые зубчатые механизмы - student2.ru проведем лучи. Возьмем значения в миллиметрах с диаграммы скорости и отложим по этим лучам отрезки (для фазы удаления в положительную, для фазы сближения в отрицательную сторону относительно оси S). Соединим все найденные точки плавной кривой и получим диаграмму для определения радиуса исходного контура кулачка.

Через третью и девятую точку диаграммы проводим прямую и строим перпендикуляр к этой прямой. Проведем две касательные к диаграмме, построенные под предельным углом давления Простые зубчатые механизмы - student2.ru от перпендикуляра в обе стороны. Таким образом мы получили область допустимых решений.

От горизонтальной линии OE под углом ( Простые зубчатые механизмы - student2.ru ) отложим луч из точки Простые зубчатые механизмы - student2.ru , точка пересечения луча и левой касательной к диаграмме для определения радиуса исходного контура кулачка даст точку Простые зубчатые механизмы - student2.ru . Соединив ее с точкой Простые зубчатые механизмы - student2.ru , получим исходный радиус ( Простые зубчатые механизмы - student2.ru ), в данном случае Простые зубчатые механизмы - student2.ru

К характерным точкам диаграммы для определения радиуса исходного контура кулачка (1…13) проведем из точки Простые зубчатые механизмы - student2.ru прямые. От характерных точек отложим перпендикуляры и, замеряя углы, откладываем их на диаграмме углов давления в масштабном коэффициенте угла давления:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Таблица 14 – значения углов давления

6,7 13,14
Простые зубчатые механизмы - student2.ru -12,4 -28,5 -28,6 -18,1 -5,6 0 0,58 2 3,5 3,4 1,4 0

9.6 Синтез профиля кулачка

Для построения теоретической окружности возьмем точку О и справа от нее, на расстоянии е, переведенное в масштабный коэффициент, проведем ось перемещение S. Проведем радиусом Простые зубчатые механизмы - student2.ru окружность и поделим ее согласно данным на углы Простые зубчатые механизмы - student2.ru По оси S отложим все перемещения.

Каждый из углов Простые зубчатые механизмы - student2.ru и Простые зубчатые механизмы - student2.ru поделим на шесть равных дуг и из центра окружности проведем лучи. Радиусами от точки О до 1, 2, 3и так далее по очереди будем проводить дуги до пересечения с лучом, тем самым получим профиль кулачка. Так получим теоретический профиль кулачка.

Радиус ролика найдем из выражения:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

где Простые зубчатые механизмы - student2.ru - начальный радиус, мм.

Выберем стандартное целое значение из полученного ряда. Возьмем:

Простые зубчатые механизмы - student2.ru

Для нахождения рабочего профиля кулачка проведем из каждой точки на теоретическом профиле окружности радиуса ролика. Соединив крайние точки этих окружностей плавной кривой получим рабочий профиль кулачка.

Список используемой литературы

1. Артоболевский, И.И. Теория механизмов и машин / И.И. Артоболевский. – М.: Наука., 1988. – 640с.

2. Попов С.А. Курсовое проектирование по теории механизмов и механике машин – Москва «Выссшая школа» 1986.

3. Теория механизмов и машин. Версия 1.0 [Электронный ресурс]: Электрон. учеб. пособие/ П.Н. Сильченко, М.А. Мерко, М.В. Меснянкин и др. – Электрон. дан. (3 Мб). – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – (Теория механизмов и машин: УМКД № 363-2007/ рук. творч. коллектива П.Н. Сильченко).

Наши рекомендации