Так без нравоучений, через игры дети учились быть учениками

Учебные игры как средство повышения эффективности уроков

Предлагаемый игровой материал является результатом работы с детьми 6-летнего возраста. Игры помогли сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих вклю­чение малышей в учебную деятельность. В игре «Минутка», например, дети учились быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку.

Кукла Минутка ежедневно напоминала ребятам: «Внимание! Проверь, дружок, го­тов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: книги, ручка и тетрад­ки?» У Минутки в руках часы - циферблат. Пока стрелка пройдет круг (10—15 с), дети должны проверить состояние рабочего места и готовность к уроку.

Подобная игра проводится и в конце урока: «Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно, по порядку, книги, ручку и тетрадки».

Элемент, соревнования — «Какой ряд быстрее выполнит задание Минутки?» — ак­тивизирует детей. Они стараются за более короткий срок подготовиться к уроку.

Интересны игровые упражнения, в про­цессе которых дети учатся отбирать необ­ходимые принадлежности и рационально располагать их на парте. «Есть у нас девиз такой: все, что нужно, — под рукой»,— говорят дети и по сигналу Минутки отби­рают нужные для урока принадлежности, располагая их так; чтобы ими удобно было пользоваться. Минутка контролирует, оцени­вает задание.

Во втором полугодии I класса достаточ­но было без приговаривания стихов показать. Минутку — и дети за кратчайший срок готовили рабочее место. К концу второго года обучения был сформирован прочный навык в организации рабочего места.

Кукла Минутка помогла нам и в формиро­вании умения ориентироваться во времени и беречь его. Это игры типа «Что можно сделать за одну минуту?». (Чтение текста, решение примеров, письмо слов и т. д.)

Красочно оформленные строки из стихот­ворения С. Маршака «Школьнику на па­мять» помогли усвоить правила поведения школьника на уроке.

Учитель входит — надо встать.

Учитель сесть позволит — сядь!

Парта — это не кровать,

и нельзя на ней лежать.

На уроке не болтай,

Как заморский попугай.

Строки обыгрывались, запоминались, а вместе с ними входили в привычку и правила поведения. Быструю реакцию на школьный звонок помогла выработать игра «Голосистый звонок».

Прозвени-ка, дружок,

Голосистый звонок.

Перемену ждут ребята,

Поиграть, попрыгать надо.

(Звенит звонок. Дети выполняют произ­вольные танцевальные движения. Повторно звенит звонок, дети по его сигналу долж­ны построиться в две колонны перед дверью класса).

Так без нравоучений, через игры дети учились быть учениками.

Шестилетки очень любознательны, отзыв­чивы на все окружающее, расположены к усвоению нового, и интерес их не должен угасать на протяжении всего урока. А инте­рес проявляется тогда, когда все понятно и доступно. И игры помогают в этом.

На первый урок обучения грамоте к детям приходят сказочные персонажи Аз и Буки, маленькие гномы, жители «Азбуки». Они вводят малышей в страну звуков и букв. Буквы живут в теремках. В красном — гласные, в синем — согласные, в белом — твердый и мягкий знаки, не обозначающие звуков. Красочное, интересное пособие помогает детям зрительно запомнить трудные для них термины, классификацию звуков и букв.

В синем теремке, где флюгер — звонкоголосый петушок, живут звонкие согласные. Звонко звенит звоночек у Аза. А во второй половине теремка, где флюгер — глухарь, живут глухие согласные. Буки должен прислушиваться, чтобы их услышать. На теремке мягкого и твердого знаков флю­гер — рыбка: «Нем, как рыба».

Эта игра развивается дальше. Буквы, как и дети, дружат друг с другом: «Дружат буквы, посмотрите, ну-ка вместе их прочтите!» Пособие «Слияние» очень нравилось детям. В свободное время ученики пыта­лись сами рисовать дружные буквы и читать слияния.

Новая буква — именинница. И. конеч­но, к ней в гости - приходят игрушки, в словах-названиях которых есть новый звук. Например, к букве к пришли не только кот, собака, но и медведь, слон; дети сразу, же реагируют на это. Одни говорят: «Слон и медведь, - лишние, здесь нет этого звука», другие же говорят, что жалко отправ­лять их домой, что их можно назвать по-дру­гому: слоник, мишка, медвежонок.

Одна из важнейших задач, которую я ста­вила перед собой, — это развитие у ребенка целенаправленного внимания и трениров­ка памяти. Чтобы сосредоточить внимание детей на том, что необходимо запомнить, я изготавливала интересное, яркое, запоми­нающееся пособие и выставляла его только на 1-2 мин в течение урока. Частая демонстрация пособия — это уже действие на память. Если пособие будет перед глазами детей длительное время, то они привыкают к нему и не реагируют на него, тогда процесса запоминания не происходит. На­пример, пособие все с теми же гномика­ми Аз и Буки — на заучивание орфо­грамм жи, ши, ча, ща, чу, щу. Как работали с пособием: а) посмотрели; б) про­говорили; в) закрыли глаза, представили себе увиданное; г) выложили из букв разрезной азбуки, проговорили и показали гномикам; д) сверили с плакатом. Эта работа; занимает 2-3 минуты, но повторяется в течение всей недели, через десятидневный перерыв она повторяется вновь.

Вот подробный фрагмент урока матема­тики. Цель: составить и запомнить таб­лицу вычитания числа 4.

1. Прежде всего, дети составляли эту таб­лицу. Они «грузили» на платформе Киров­ского завода в вагончики (наборные, по­лотна) комплекты колес для трактора (по 4 колеса), затем «выгружали» их, когда, поезд прибыл в совхоз. Каждый составленный пример выставлялся на табло:

1+4=5 10-4=6

2+4=6 9-4=5

3+4=7 8-4=4

4+4=8 7-4=3

5+4=9 6-4=2

6+4=10 5-4=1

2. Состав из вагонов на доске. На каж­дом вагончике пример, а у проводницы на флажке — ответ. Задача: каждой провод­нице найти свой вагон (т. е. дети должны, решить примеры на таблице выборочно; яркое число на флажке у проводницы — сигнал к лучшему зрительному заломинанию).

3. Учитель читает пример, а дети пока­зывают ответы на своих карточках. Воспринимают таблицу на слух.

4. Физкультминутка. Детям показываю карточки с примерами, а они числом движений дают ответ: «Столько раз ногою топ­нем (8-4), столько раз руками хлопнем (5+4), мы присядем столько раз (7—4), мы наклонимся сейчас (6—4), мы подпрыгнем ровно столько (10—4). Ай да игра и только!» Таким образом, самые трудные примеры из таблиц запоминаются в движений.

5. Пособие «Лесная школа».
Вот так чудо из чудес,
Мы попали с вами в лес.

У зверят идёт урок.

Волк-учитель очень строг.

Кто какой пример решал?

Кто, ребята, отгадал?

Наши рекомендации