Схемы замещения и параметры автотрансформаторов

Автотрансформаторы, как правило, устанавливаются на мощных узловых подстанциях районных сетей и предназначены для связи сетей двух номинальных напряжений. От шин среднего напряжения таких подстанций, обычно, получают электроэнергию целые районы с большим числом потребителей. Изображение автотрансформатора в принципиальной электрической схеме сети при наличии устройства РПН (регулирование напряжения под нагрузкой) представлено на рис. 6.

Автотрансформатор (АТ) имеет последовательную обмотку (П), общую (О) и обмотку низшего напряжения (Н).

Обмотки последовательная и общая электрически соединены друг с другом и пронизываются общим магнитным потоком, тогда как обмотка низшего напряжения связана с ними только магнитной связью, что отражено на рис. 6.

Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru а) Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru б)

Рис. 6. Автотрансформатор.

а) изображение автотрансформатора в электрических схемах;

б)схема соединения обмоток автотрансформатора

Автотрансформаторы характеризуются двумя значениями мощности: номинальная– это предельная мощность, которая может быть передана со стороны высшего напряжения ( Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru ), типовая – мощность последовательной обмотки ( Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru ). Расчётная мощность общей обмотки также равна типовой мощности, а обмотка низшего напряжения рассчитывается на мощность меньшую или равную типовой. Связь между номинальной и типовой мощностью АТ определяется выражением

Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru ,

где a– коэффициент выгодности автотрансформатора:

Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru .

Чем меньше коэффициент выгодности, тем автотрансформатор более экономичен по сравнению с трёхобмоточным трансформатором. В электрических сетях с Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru a=0,25; 0,4; 0,5.

При расчёте электрических сетей автотрансформаторы учитываются схемами замещения (рис. 7). Полная схема замещения автотрансформатора имеет вид трёхлучевой звезды, где Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru – активные сопротивления соответствующих обмоток высшего, среднего и низшего напряжений учитывают потери активной мощности на нагрев обмоток; Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru – соответственно индуктивные сопротивления обмоток учитывают индуктивную мощность на потоки рассеяния.

Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru

Рис. 7. Полная схема замещения автотрансформатора

Намагничивающая ветвь подключается со стороны питающей обмотки, при этом Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru – активная проводимость обусловлена потерями активной мощности на нагрев магнитопровода, а Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru – реактивная проводимость определяет магнитный поток взаимоиндукции обмоток.

Все параметры схемы замещения приведены к номинальному напряжению обмотки высшего напряжения. Для расчёта действительных значений напряжений и токов в обмотках среднего и низшего напряжений в схему включаются идеальные трансформаторы (трансформаторы без потерь мощности), которые учитывают коэффициент трансформации в режиме холостого хода.

Автотрансформаторы характеризуются следующими каталожными данными [1, 2, 3]:

Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru – номинальная мощность, МВА; Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru – номинальные линейные напряжения соответственно обмоток высшего (ВН), среднего (СН), низшего (НН) напряжения, кВ, т.к. параметры схемы замещения отнесены к напряжению обмотки ВН, то в дальнейших расчётах Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru , напряжения заданы при холостом ходе трансформатора; Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru – максимальное число положительных и отрицательных по отношению к основному выводу обмотки ВН регулировочных ответвлений, Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru – относительное значение изменения напряжения в процентах от Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru , приходящееся на одно ответвление;

Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru – суммарные потери короткого замыкания для двух обмоток, кВт; Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru – напряжения короткого замыкания, %. Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru – потери холостого хода, кВт; Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru – ток холостого хода, %.

Для АТ проводят три опыта короткого замыкания, в каждом участвуют две обмотки. Например, при коротком замыкании на выводах обмотки СН, разомкнутой обмотке НН и подключении к источнику выводов обмотки ВН замеряются значения Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru и Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru при протекании по обмоткам ВН и СН номинальных токов. Следовательно, величины Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru и Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru отнесены к Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru автотрансформатора. Если в опыте короткого замыкания участвует обмотка низшего напряжения, по обмоткам протекают токи, соответствующие номинальной мощности обмотки НН, т.е. типовой мощности автотрансформатора. Следовательно Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru и Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru – отнесены к типовой мощности, поэтому указанные величины приводят к номинальной мощности АТ;

Используя каталожные данные автотрансформатора, проводят расчёт параметров схемы замещения.

При определении активных сопротивлений возможны два случая:

1. В справочных данных приведены три величины потерь короткого замыкания (кз):

Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru .

Здесь Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru – потери к.з., отнесённые к номинальной мощности АТ;

Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru – потери кз, отнесённые к типовой мощности АТ; a– коэффициент выгодности.

Потери короткого замыкания в каждой обмотке автотрансформатора рассчитываются:

Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru

Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru

Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru

Затем вычисляют активные сопротивления схемы замещения:

Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru (1)

2. В справочных данных приведено одно значение потерь короткого замыкания Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru . По нему определяют суммарное активное сопротивление двух обмоток:

Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru

Мощность обмотки высшего напряжения равна номинальной мощности автотрансформатора, а мощность обмотки низшего напряжения составляет от неё не более 50%. При наличии магнитной связи активные сопротивления в схеме замещения обратно пропорциональны мощностям соответствующих обмоток:

Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru

а для обмотки НН Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru

Для расчёта индуктивных сопротивлений используют напряжения короткого замыкания. Заданные в каталожных данных напряжения Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru и Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru предварительно должны быть приведены к номинальной мощности АТ.

Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru и Схемы замещения и параметры автотрансформаторов - student2.ru .

Наши рекомендации