Коммуникационная политика предприятия
Маркетинговые коммуникации
Впоследние годы одновременно с возрастанием роли маркетинга увеличилось значение маркетинговых коммуникаций. Действительно, эффективные связи с потребителями стали ключевыми факторами успеха любой организации. Предприятия постоянно продвигают свою деятельность к потребителям и клиентам, пытаясь реализовать несколько целей:
•информировать перспективных потребителей о своем продукте, услугах, условиях продаж;
•убедить покупателя отдать предпочтение именно этим товарам и маркам, делать покупки в определенных магазинах, посещать именно эти увеселительные мероприятия и т.д.;
•заставлять покупателя действовать — поведение потребителя направляется на то, что рынок предлагает в данный момент, а не откладывать покупку на будущее.
Эти цели достигаются с помощью рекламы продавцов, названий магазинов, оформления витрин, упаковки, рассылки литературы, раздачи бесплатных образцов, купонов, пресс-релизов и других коммуникационных видов деятельности. Вышеупомянутое называется управлением продвижения или маркетинговыми коммуникациями. Преподаватели маркетинга предпочитают термин «управление продвижением», в то время как практики-маркетологи обычно предпочитают пользоваться термином «маркетинговые коммуникации».
Коммуникации — это процесс, в результате которого должно достигаться однозначное восприятие коммуникационного сообщения субъектами, его посылающими и получающими. Центральным в определении маркетинговых коммуникаций является понятие, согласно которому все переменные комплекса маркетинга участвуют в общении с клиентами. Определение допускает возможность того, что маркетинговые коммуникации могут быть или целенаправленными, как в случае рекламы и персональных продаж, или нецеленаправленными (хотя и оказывающие определенное воздействие), такие как внешний вид продукта, упаковка или цена.
Из данного определения также вытекает, что различные организации являются как отправителями, так и получателями коммуникационных сигналов. В роли отправителя специалист по маркетинговым коммуникациям стремится проинформировать, убедить и побудить рынок предпринять действие, соответствующее его интересам. Как получатель коммуникатор прислушивается к сигналам рынка для того, чтобы приспособить эти сообщения к своим целям, адаптировать их к меняющимся условиям рынка и выявить новые коммуникации.
Коммуникационная политика фирмы в современных условиях реализуется благодаря использованию таких средств коммуникации, как реклама, личная продажа, стимулирование продаж, паблик рилейшнз (ПР).
Все четыре вида средств образуют комплекс коммуникаций. Благодаря правильному сочетанию и использованию всех составляющих этого комплекса обеспечивается так называемое продвижение товара.
Продвижение — любая форма действий, используемых фирмой для информации, убеждения и напоминания людям о своих товарах, услугах, идеях, общественной деятельности или влиянии на общество. Фирма может передавать нужные ей сообщения через фирменные названия, упаковку, витрины магазинов, персональный сбыт, выставки, лотереи, средства массовой информации, прямые почтовые рассылки, буклеты и другие формы.
Эти сообщения могут делать упор на информацию, убеждение, страх, эксплуатационные характеристики, юмор или сравнение с конкурентами. О новой продукции и ее характеристиках потребителей нужно проинформировать, пока у них еще нет какого-либо отношения к ней. Для товаров, о которых потребителям хорошо известно, главное в продвижении — трансформация знаний о товаре и благожелательное отношение к нему. Для прочно утвердившейся продукции упор делается на напоминание, укрепление существующего отношения потребителей.
С позиций маркетинга важнейшими составляющими компонентами продвижения являются следующие функции:
•создание образа престижной фирмы, ее продукции и услуг;
•формирование образа инновационности для фирмы и ее продукции;
•информирование о характеристиках товара;
•обоснование цены товара;
•внедрение в сознание потребителей отличительных черт товара;
•информация о месте приобретения товара и услуг;
•информация о распродажах;
•создание благоприятной информации о фирме по сравнению с конкурентами.
Хороший план продвижения увязывает товар, распределение, сбыт и ценовые составляющие маркетинга. На данное время перспективно развивающимися видами продвижения являются персональные (личные) продажи, формирование общественного мнения (паблик рилейшнз), реклама, стимулирование сбыта (продаж).
Рассмотрим основные виды продвижения товара. По нашему мнению, на рынке потребительских товаров по значимости виды продвижения могут быть расположены в следующем порядке: реклама, стимулирование сбыта, персональные продажи, формирование общественного мнения.
Реклама — любая оплаченная форма неличностного представления идей, товаров и услуг определенным спонсором. В первую очередь, руководство фирмы должно определить цели и задачи как в области рекламной деятельности, так и в сфере сбыта. В зависимости от целей, которые стоят перед компанией в сфере сбыта (рост прибыли или объемов продаж, продвижение нового продукта), определяются цели и соответствующий им вид рекламы. Принято выделять следующие основные виды рекламы: имидж — реклама, стимулирующая, поддерживающая (реклама стабильности).
Прежде чем выбрать вид рекламы, необходимо определить ее цели:
•формирование у потребителя определенного уровня знаний о данном продукте (изделии, услуге);
•формирование у потребителя определенного образа фирмы;
•формирование у рынка потребности в данном продукте;
•формирование благожелательного отношения к фирме;
•побуждение потребителя обратиться к данному предприятию или фирме;
•побуждение к приобретению именно данного товара у данной фирмы;
•стимулирование сбыта продукта;
•ускорение товарооборота;
•стремление сделать данного потребителя постоянным клиентом фирмы;
•формирование у других фирм образа надежного партнера.
Для достижения любой из перечисленных целей используется свой вид рекламы. Также рекомендуется еще до выпуска продукта на рынок провести предварительную рекламную кампанию, извещая потребителя о том, что на рынок скоро выйдет новый товар такой-то фирмы.
По нашему мнению, сроки предварительной рекламы могут быть разными — от 2 мес. до одной недели в зависимости от размаха рекламной кампании. После постановки целей следует разработать бюджет рекламы, определить лимит расходов на ее различные виды и формы, установить нормативы и порядок нормирования затрат.
Стимулирование сбыта — единовременные, отличные от рекламы, побудительные меры, стимулирующие покупки потребителей и способствующие формированию общественного мнения и персональным продажам. Это — выставки, демонстрации, презентации, а также другие сбытовые усилия, не входящие в стандартные процедуры продвижения. Стимулирование сбыта предусматривает кратковременные меры, поощряющие покупку товара.
Персональная (личная) продажа — представление товара одному или нескольким потенциальным клиентам, осуществляемое при непосредственном общении и имеющее целью продажу и установление длительных взаимоотношений с ними. По определению Ф. Котлера, под личной продажей понимается устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи. Эта форма торговли оказывается наиболее эффективной на стадиях формирования покупательских предпочтений и убеждений, непосредственного совершения акта купли-продажи.
В процессе личной продажи также могут присутствовать элементы стимулирования сбыта: купоны, конкурсы, премии, различные приглашения, льготы и т.п.
Формирование общественного мнения — неличное стимулирование спроса на товар, услугу или деятельность посредством помещения коммерчески важных новостей в периодических изданиях или получения благоприятных презентаций на радио, телевидении или сцене, которые не оплачиваются конкретным спонсором. По определению Ф. Котлера, пропаганда представляет собой неличное стимулирование сбыта на товар, услугу, общественное движение посредством распространения о них коммерчески важных сведений в средствах массовой информации. Пропаганда является составной частью более широкого понятия «паблик рилейшнз» (ПР) (publicrelations— в переводе с англ. — общественные связи, рассказ для публики).
По определению Института общественных отношений Великобритании, ПР — это планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью.
Таким образом, искусство ПР состоит в том, чтобы примирять общественные и частные интересы фирмы и ее клиентов (исходя из приоритета последних), находить точки соприкосновения между ними, предвидеть и устранять возможные конфликты.
Принципы ПР:
• говорить о себе только правду, но никто не утверждает, что говорить надо всю правду. Особенность ПР — отделять информацию, которая должна быть опубликована, от информации, которую публиковать нельзя;
• искать «связки» с действительностью, уметь самостоятельно их просчитывать и реализовывать;
• не должны быть заметными и тем более навязчивыми (назойливыми, раздражительными), необходимо чувство меры;
• тщательно отслеживать интересы и стиль подачи материалов всех журналистов, специализирующихся в области подготовки материалов в системе ПР, для их опубликования в СМИ.
Генеральная цель ПР — формирование ситуации успеха фирмы в обществе. Кроме того, существуют и другие цели:
• позиционирование объекта ПР (от англ. position — положение, нахождение) — создание и поддержание (воспроизводство) понятного, благоприятного и управляемого имиджа;
• повышение имиджа — после квалифицированно выполненного позиционирования можно перейти к повышению (возвышению) имиджа, ранжируя показатели имиджа по степени их значимости;
• антиреклама, т.е. снижение имиджа. Цель антирекламы — уменьшить приток клиентов в том случае, если фирма не в состоянии всех удовлетворить, а обижать отказом нежелательно. В этом случае следует разъяснять клиентам существующие проблемы;
• отстройка от конкурентов — комбинация возвышения одного имиджа при снижении другого (или позиционирование своего объекта ПР на фоне конкурентов). Отстройка может быть явной и скрытой (например, зачем пить плохой кофе, если можно пить хороший чай);
• контрреклама («отмыв») — восстановление случайно сниженного имиджа. Опровержение недобросовестной, неэтичной, заведомо ложной и иной рекламы конкурентов. Контрреклама распространяется с целью ликвидации негативных последствий недобросовестной рекламы, устранения противоречий. Она обязательно должна быть дана вовремя, тогда ее действие эффективно вдвойне.
ПР выполняет следующие функции:
• установление взаимопонимания и доверительных отношений между организацией и общественностью;
• создание «положительного образа» организации;
• сохранение репутации организации;
• создание у сотрудников чувства ответственности и заинтересованности в делах предприятия;
• расширение сферы влияния организации средствами соответствующей пропаганды и рекламы.
Любые мероприятия ПР состоят из четырех различных, но связанных между собой частей, которые иногда называют системой RACE: research(исследование), action(действие), communication(общение), evaluation(оценка).
Требования, предъявляемые к специалисту в области ПР:
•способность к аналитической работе, знание менталитета населения;
•ясное и стратегически направленное мышление;
•умение профессионально осуществлять и оценивать результаты коммуникационной активности;
•высокая коммуникабельность и готовность к общению;
•гражданское мужество и порядочность как в деятельности внутри предприятия, так и за его пределами;
•фантазия, способность устанавливать связь между целями предприятия и коммуникационными программами;
•экономическое чутье;
•способность предвидеть развитие событий в общественной жизни;
•профессиональные знания по проблемам своего предприятия, отрасли;
•знание иностранных языков;
•владение экономической, политической, социальной, демографической ситуацией;
•мышление и разговор с общественностью на понятном («родном») языке;
•умение работать творчески, исходя из складывающихся условий;
•владение искусством делового общения, этикета, особенностями отношений со СМИ;
•знание стереотипов потенциальных клиентов;
•умение убеждать аудиторию и завоевывать расположение общественных групп;
•владение техникой невербального общения;
•знание теоретических основ ПР и обладание опытом организации и проведения мероприятий ПР по связям бизнеса с обществом;
•участие в маркетинге, способствование инвестированию, создание имиджа предпринимателя, фирмы, продукции.