Тема 5. Оценка, контроль и аудит маркетинга

Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Система контроля с обратной связью.

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Существуют следующие виды контроля: 1 предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Основные средства осуществления предварительного контроля – реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется в трех областях по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. 2текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Объектом являются подчиненные сотрудники. Заключительный контроль. Он основывается на обратной связи. Управляющие системы в организации имеют разомкнутую обратную связь, т.е. руководящий работник являющийся по отношению к системе внешним элементом может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы и характер ее работы

Внешний аудит проводится внешними по отношению к предприятию организациями -- заказчиком продукции или, например, органом сертификации. В этом случае, когда аудит осуществляется заказчиком продукции, он называется аудитом второй стороной

Практикуются следующие формы аудита второй стороной:

полный аудит на соответствие определенному стандарту,

частичный аудит, касающийся какого-либо аспекта деятельности предприятия,

вспомогательный аудит, проводимый заказчиком при наличии нескольких претендентов на заключение контракта,

* аудит соблюдения требований контракта.

Внешний аудит, проводимый независимой от предприятия и заказчика организацией, называется аудитом третьей стороной. Данный вид аудита используется при сертификации

Внутренний аудит системы менеджмента -- один из ключевых процессов системы менеджмента. По утверждениям западных специалистов, если такие процессы системы менеджмента, как:

* ответственность руководства;

* корректирующие и предупреждающие действия;

* внутренние аудиты (проверки);

* анализ данных;

* постоянное улучшение

отлажены и внедрены в соответствии с требованиями стандарта, то и все другие процессы системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента будут не только работать, но и постоянно совершенствоваться.

Внутренний аудит системы менеджмента позволяет решать следующие задачи:

* подтверждение соответствия деятельности и её результатов в системе менеджмента установленным требованиям;

* анализ и устранение причин выявленных несоответствий;

* предотвращение появления проблем качества;

* подтверждение выполнения корректирующих действий;

* оценка эффективности функционирующей системы менеджмента;

* установление степени понимания персоналом целей, задач и требований,

установленных документами системы менеджмента;

* определение путей дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента в целом и в отдельных её процессах.

К достоинствам внутренних аудитов по сравнению с внешними можно отнести следующие:

· знание внутренними аудиторами особенностей своего предприятия;

· отсутствие предубежденного отношения сотрудников аудитируемых подразделений к внутренним аудиторам, которые не воспринимаются как посторонние для предприятия лица;

· знание внутренними аудиторами специфических каналов коммуникаций, действующих на предприятии;

· знание внутренними аудиторами неформальных лидеров, чья информация может быть наиболее полезной при аудите;

· возможность использования конфиденциальной информации в отчетах об аудитах;

· отсутствие дефицита времени при внутреннем аудите, ограничивающем возможности более детального изучения аудитируемого объекта;

· независимость работы внутренних аудиторов от режима работы сотрудников аудитируемого подразделения;

· возможность использования внутренних аудиторов также в качестве экспертов;

· сравнительно незначительные затраты на проведение внутреннего аудита. К недостаткам внутренних аудитов по сравнению с внешними следует отнести [25] следующие:

· менее высокий, чем при внешнем аудите, уровень объективности заключений ввиду возможной предвзятости внутренних аудиторов по отношению к некоторым сотрудникам предприятия;

· менее высокая, чем при внешнем аудите, интенсивность работы внутренних аудиторов, обусловленная менее жесткими временными рамками;

· критика со стороны внутренних аудиторов воспринимается болезненнее;

· уровень квалификации внутренних аудиторов, как правило, ниже уровня подготовки внешних аудиторов;

· результаты внутреннего аудита могут рассматриваться как менее объективная информация об эффективности и результативности системы менеджмента предприятия по сравнению с внешним аудитом;

· результаты внутреннего аудита нельзя использовать для рекламы предприятия;

· затраты на внутренний аудит определяются менее точно, чем на внешний.

Наши рекомендации