Логистический канал и логистическая цепь

По определению Ф. Котлера «канал распределения – совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю». Существует довольно много различных определений данного понятия, что свидетельствует о процессе исследования данной сферы различными специалистами, представляющими разные функциональные направления деятельности. Свой вклад в дифференциацию понятий внесли также переводчики, используя наряду с термином «распределение» и такой, как «дистрибьюция».

Многие отечественные и российские специалисты остаются приверженцами термина «сбыт», трактуя его как аналог названных выше терминов. Поэтому в специальной литературе встречаются понятия каналов сбыта, каналов дистрибьюции, маркетинговых и логистических каналов, как синонимов. Например, Гаджинский А.М. дает такое определение «Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.»( 2, с. 200)

Канал распределения (логистический канал) может быть обеспечен множеством различных участников. После того, как сделан выбор конкретных участников процесса продвиже­ния материального потока от поставщика к потребителю канал распределения преобразуется в логистическую цепь. Она представляет собой линейно упорядоченное множество участников ло­гистического процесса, осуществляющих логистические опе­рации по доведению внешнего материального потока от одного звена логистической цепи к другому. К участникам канала распределения относятся производители и различного рода посредники.

Посредники (торговые и логистические)

Посредник- это физическое или юридическое лицо, способствующее установлению деловых связей между про­изводителями продукции, с одной стороны, и потребителями - с другой.

Центральное место среди логистических посредников в дистрибьюции занимают торговые посредники, которые кроме функций непосредственно обмена (купли-продажи, поставки) товара могут выполнять и многие другие функции физи­ческого распределения и поддерживающие функции (например, транспортировки, экспедирования, страхования, грузопереработки, управления запасами, кредитно-финансового об­служивания, предпродажного и послепродажного сервиса и т. д.).

С точки зрения логистики, именно посредники обеспе­чивают оптимальную систему товаропотоков, используя рыночный механизм саморегулирования. Посредничество осуществляет тесное взаимодействие оптовых продавцов с оптовыми покупателями: для товаропроизводителей поставки могут выполняться с учетом их режима производ­ственного потребления материалов, а для про­давцов - с учетом изменения покупательского спроса в розничной сети.

Управление заказами

Существует несколько определений управления заказами, они отличаются только точностью формулировок. В общих чертах управление заказами — это конкретная работа внутри фирмы по получению, оформлению и обеспечению поступающих заказов. Иначе говоря, — это деятельность, осуществляемая от момента получения заказа до момента, когда на склад поступает уведомление о необходимости отгрузить товар для выполнения данного заказа. Это второе определение больше соответствует термину обработка заказов.

Управление поставка­ми

Договор поставки регламентирует взаимоотношения сторон при прямых хозяйственных связях. Гражданский кодекс Республики Беларусь рассматривает договор поставки как разновидность договора купли-продажи. Договор поставкиявляется двусторонним, возмездным и консенсуальным. При этом отличительные черты договора поставки от договора купли-продажи вытекают из самого определения договора, данного в ст. 476 Гражданского кодекса: «По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием». Таким образом, по договору поставки товар приобретается только для использования в предпринимательской деятельности, а не для личного потребления. При этом договор поставки всегда заключается в письменном виде.

Проблематика эффективного управления поставка­ми в распределительной логистике имеет важней­шее значение. Логистический подход к управлению поставка­ми предполагает формализацию соответствующих задач, анализ и оценку выполнения обя­зательств, предусмотренных договором поставки.

Поставка как экономическое понятие представляет собой прода­жу и доставку продукции оптовым покупателям. Этими покупателями являются:

♦ промышленные предприятия и организации, использующие продукцию для переработки ипроизводственного потребления;

♦ посреднические торговые структуры, покупающие ее для последу­ющей перепродажи;

♦ предприятия сферы услуг. Им продукция необходима для внерыночного потребления.

Наши рекомендации