Системы ранжирования и рейтинговых оценок
При закупке товаров твердо определенной марки и модели цена является основным критерием выбора. Но зрелый заказчик обязательно поинтересуется, какие дополнительные услуги и сервисы может предоставить поставщик.
Например,
Компании – производители программного обеспечения (ПО) при покупке своих систем предлагают значительные скидки на обновления и последующие версии продуктов. Часто стоимость следующих версий составляет 20-30% от полной стоимости ПО.
Автосалоны могут предложить сервисное обслуживание (иногда даже бесплатное) в течение гарантийного срока или определенного периода времени после покупки.
Поставщики сложного оборудования часто предлагают сопутствующую услугу обучения персонала заказчика в собственных учебных центрах.
Все это делает предложение поставщика более привлекательным в глазах заказчика.
В случае же приобретения услуг цена однозначно является не единственным и очень часто – не самым значимым критерием.
Для обеспечения беспристрастной многокритериальной оценки предложений поставщиков некоторые компании используют системы ранжирования или балльной оценки.
В таблице 3 представлен пример системы балльного ранжирования для предложений учебных центров, предлагающих услуги обучения в области управления проектами.
Таблица 3 – Пример системы балльного ранжирования для предложений
Наименование критерия | Характеристика | Балл | Вес критерия | Оценка критерия | Итоговая оценка |
Характеристики компании-претендента | |||||
1) Опыт работы на рынке в области обучения | Менее 3 лет | 0,05 | |||
От 3 до 5 лет | |||||
Более 5 лет | |||||
2) Наличие своей учебной базы (классы, компьютеры) | Нет собственных классов | 0,03 | |||
Собственные учебные классы | |||||
Собственные учебные классы, в том числе компьютерный | |||||
3) Наличие лицензии на образовательную деятельность, возможность выдачи дипломов государственного образца | Нет лицензии | 0,02 | |||
Есть лицензия | |||||
Есть лицензия и есть возможность выдачи дипломов государственного образца | |||||
4) Опыт адаптации учебных программ к требованиям заказчика | Стандартная программа обучения, изменения невозможны | 0,07 | |||
Опыт адаптации программ под требования заказчика – до 3 лет | |||||
Более 3 лет опыта обучения по адаптированным программам | |||||
5) Опыт в разработке и проведении учебных программ по управлению проектами | Имеет менее 3 стандартных курсов, обучено до 100 чел. | 0,08 | |||
Имеет 3-7 учебных программ, обучено 100-500 чел. | |||||
Имеет более 7 учебных программ, обучено более 500 чел. | |||||
6) Опыт преподавателей | Только преподавательский опыт или только практический опыт | 0,05 | |||
Опыт преподавания – до 1 года; опыт в области УП – более 3 лет | |||||
Опыт преподавания – более 3 лет, опыт в области УП – более 3 лет | |||||
Характеристики предложенной учебной программы | |||||
7) Соответствие программы требованиям заказчика | Малое соответствие требованиям | 0,2 | |||
Частичное соответствие требованиям | |||||
Полное соответствие требованиям | |||||
8) Возможности по изменению, доработке и адаптации учебной программы | Стандартная программа, изменению не подлежит | 0,1 | |||
Программа может быть доработана за дополнительную плату | |||||
Модульная программа; курс может быть составлен из нужных модулей | |||||
Стоимость услуг | |||||
9) Стоимость одного дня обучения для группы 12 человек | Более 100 тыс. руб. | 0,2 | |||
От 50 до 70 тыс. руб. | |||||
Менее 50 тыс. руб. | |||||
10) Стоимость обучения одного слушателя за 1 учебный день | Более 10 тыс. руб. | 0,2 | |||
От 5 до 10 тыс. руб. | |||||
Менее 5 тыс. руб. |
Представленная система содержит 10 основных критериев оценки по трем основным категориям:
1) опыт учебного центра и преподавателей, формальные характеристики претендента (шесть критериев);
2) характеристики соответствия предложенной учебной программы требованиям заказчика (два критерия);
3) стоимостные параметры предложения (два критерия).
Каждый критерий имеет весовой коэффициент от 0,01 до 0,9 и балльную оценку от 1 до 3.
Для получения итоговой оценки по критерию необходимо перемножить значение балльной оценки на вес критерия.
Для получения общей итоговой оценки предложения учебного центра-претендента надо суммировать все итоговые оценки по всем 10 критериям.
Как видно из таблицы, максимальное число баллов, которое может получить претендент за свое предложение, равно 3,0.
Вычисляя итоговую оценку по всем поступившим предложениям, тендерная комиссия может легко ранжировать все предложения подрядчиков. Учебный центр, набравший максимальное количество баллов, получит ранг №1 в этом списке.
Некоторые заказчики включают в запрос на предоставление предложений описание системы ранжирования поставщиков и их предложений (указывают, какие элементы предложения будут оцениваться и каким образом).
Например,
Многие западные заказчики определяют в процентах значимость того или иного раздела оферты.
Очень часто в разделе «Управление и контроль» они требуют предоставить план реализации проекта в случае победы в конкурсе.
За качественный, реалистичный план проекта начисляется 20 баллов из 100 возможных.
Некоторые заказчики раскрывают свои системы ранжирования и прилагают их к тендерной документации. Это очень положительно отражается на качестве предложений поставщиков (понимая, какие критерии интересуют заказчика, как они будут оцениваться, подрядчик имеет возможность представить информацию, свидетельствующую о наличии у него именно таких характеристик).
Системы отсева
Чтобы уменьшить трудозатраты на рассмотрение предложений поставщиков, заказчик может ввести предварительные условия отсева претендентов (это «грубый фильтр», который отсечет заведомо «непроходные» компании, которые явно не соответствуют требованиям заказчика).
В качестве критериев первичного отсева могут применяться:
1) требования к юридическому «возрасту» компании (например, к конкурсу не допускаются компании, образованные менее трех лет назад);
2) требования к численности квалифицированного персонала (например, к числу инженерных работников, кандидатов наук или сертифицированных специалистов Microsoft);
3) требования денежного взноса – тендерная документация к конкурсу может продаваться за определенную сумму (часто эта сумма вовсе не символическая; компания, которая не может купить тендерную документацию за 20-30 тыс. руб., вряд ли может рассматриваться как серьезный претендент на выполнение работ по многомиллионному контракту).
Системы отсева снижают трудозатраты не только заказчика, но и потенциальных поставщиков. Они позволяют последним очень быстро определить, следует ли в принципе пытаться участвовать в конкурсе или разумнее отказаться от подготовки оферты.
Банковская гарантия
Дополнительным достоинством как самого претендента, так и его оферты может стать банковская гарантия.
Банковская гарантия– поручительство, выдаваемое банком-гарантом, на выполнение клиентом либо другим лицом денежных или иных обязательств.
То есть это письменное обязательство гаранта, принятое по просьбе другого лица (принципала), в силу которого гарант по требованию кредитора принципала (бенефициара) должен уплатить последнему определенную денежную сумму.
Наличие банковской гарантии характеризует надежность претендента и его финансовую устойчивость. Банковская гарантия может быть затребована в запросе на предоставление предложений, а может быть предоставлена претендентом самостоятельно. В случае выставления требований по банковской гарантии заказчик должен указать ее минимальную сумму.