Понятие маркетинга: концепции, цели, принципы, функции и типы
Понятие маркетинга: концепции, цели, принципы, функции и типы
Маркетинг – это система продвижения товаров от производителя к потребителю, комплекс действий направленных на изучение рынка, экономической конъюнктуры, запросов потребителей и ориентации на них при производстве товаров и услуг.
Цель м-га – превращ нужды пот-ля в доход фирмы.
Существует пять концепций маркетинга:
Соверш-ние пр-ва. увелич V пр-ва и сниж издержек.
Соверш-ие товара. товар с более новыми качествами, лучшей характеристикой и новым дизайном. Интенсификация коммерческих усилий (сбытовая концепция). реализованы все товары, которые предприятие произвело. Концепция традиционного маркетинга. строим производственную деятельность с учетом нужд потребителя. Социально-этическая концепция. напр на удов-ие нужд потр-ля с учетом улучшения сост окр среды, его здоровья и т.п.
Маркетинг имеет двойственную характеристику:
o стратегический маркетинг, то есть анализ деятельности, который включает в себя: анализ потребностей, сегментация рынка, анализ конкурентоспособности, выбор стратегии развития.
o операционный маркетинг, то есть активный процесс, он включает в себя: выбор целевого сегмента, план маркетинга (цель, позиционирование, тактика), комплексное маркетинговое давление (4Р),
Операционный маркетинг имеет краткосрочный горизонт планирования и нацелен на существующие рынки.
Принципы Марк-й деят-ти, кот используются при выборе концепции маркетинга:
1. Постоянное исследование рынка и конъюнктуры. Сбор и анализ инф-ции, хар-щий емкость рынка, величину потребностей, половозрастные характеристики, ценовые и др.
2. Максимальное приспособление. Гибкость реагирования предприятия на потребности рынка.
3. Активная позиция на рынке.
4. Планирование. План позволяет достигнуть поставленных целей в установленные сроки с минимальными затратами. Гл цель принципа в мар-й деят-ти заключ в том, чтобы снизиз до мин Ур-нь риска в условиях стихийных рыночных отношений.
5. Сегментирование. ориентация деятельности на удовлетворение потребностей опр-го сегмента.
6. Инновации. Подразумевает постоянные совершенствования товаров, организации производства, системы управления и т.д., обновление, модификацию, Маркетинговая деятельность регламентируется функциями маркетинга: план-ие, реал-ия, регул-ие, учет и контроль.
Виды маркетинга могут быть классифицированы по признакам:
1) По видам товаров и услуг Потр-кие; Пр-но-технич назнач; Услуги; Науч-технич продукция.
2) По характеру спроса (хар-р спроса - м-г -задачи м-га)
Негат спрос – конверсионный – зарожд спроса.
Отсутст спроса – стимулирующий –преодоление безразличия
Потенц спрос - развивающий – оценить величину потенц р-ка и созд товар, способ удовл-ть спрос
Падающий спрос – ремаркетинг – продлить ЖЦТ за счет новых св-в, нов обл применения
Колеблющийся спрос – синхронизирующий – стабилиз сбыта, сниж колеб спрос за счет интенс рекл
Полноценыый спрос – поддерживающий – поддержать сущ-й Ур-нь спроса за счет увелич кач-в, стим-ия продаж, рекламы
Чрезмерный спрос – демаркетинг – повыш цены, ликвид послепродаж обслуж
Нерац спрос – противодействующий – ликвид/сокращ спроса, повыш цены, рекл Здор образа жизни.
3) По степени охвата рынка;
Классификация по размеру охвата рынка
Массовый охват – рынку предлагается один универсальный продукт по одной цене, но на разных условиях реализации;
Товарно-дифференцированный маркетинг – предложение ориентировано на всех покупателей, обладающих разными свойствами и вкусами;
Целевой маркетинг подразумевает производство и реализацию продукции для определенных сегментов рынка (изготовление продукции на заказ, мелкосерийное производство)
Товар и его сущность
Тов единица – конкрет воплощ товара, кот хар-ся индивид размерами, ценой и др индив-ми хар-ми.
Товар несет ком и неком хар-ки, представл собой сов-ть выгод и полезностей с (.) зр потребителя, изменяя которые можно управлять спросом.
К ком хар-м относ: Функциональные особ-ти, Нематериальные свойства, К некоммерческим которые необходимы для создания выгоды,
Цели и задачи товарной политики фирмы
Основная цель– предложение товара, удовлетворяющего потребность потребителя.
Задачи: управление ксп товара; упр-ие ЖЦТ; анализ, план-ие, контроль создания новых товаров; анализ и план-ие тов. ассортимента;
важной особенностью именно тов полит явл стремление определить, какими свойствами должны обладать тов ед-цы, чтобы соотв-ть тем выгодам, кот пок-ль определяет в качестве критерия выбора товара.
I.Многоуровневая модель Ф. Котлера
1-услуги/осн выгоды, 2-св-ва товара, тов марка, упаковка, кач-во внеш оформл, 3-гарант обслуж, инструкции, сист поставки, обеспеч монтажа.
Товар может быть реальным и с подкреплением
Реальный товар – уровень качества, набор свойств, специфическое оформление, марочное название, характерная упаковка.
Товар с подкреплением – тот же товар, только с предоставлением дополнительных услуг и выгод.
II.Мультиатрибутивная модель Ж. Ломбена
III.4Р + 1S
По выбору стратегии маркетинга товар классифицируется на: Товар длительного пользования
Товар кратковр польз, Услуги, Товары шир потребления (Повседневного спроса, Импульсивной покупки, Для экстренных случаев), Товар предварит выбора – товар, который потребитель перед покупкой сравнивает между собой по показателям пригодности (Схожие, Несхожие), Товар особого спроса (обладает уник характеристиками), Товар пассив спроса (потр-ли о нем не знают или знают, но не думают о покупке) Товар промыш назнач (участ в процессе пр-ва)
Фирменное обличие товара хар-т его качество.
Марка товара - имя, термин, символ, знак или рисунок, либо сочетания, предназнач д/ идентиф тов.
Товарный знак – марка или ее часть, которая имеет правовую защиту.
Стандартизация и дифференциация товара Все товары, которые продавец представляет на рынок, должны быть сертифицированы, то есть соответствуют определенному качеству.
Стандартизированный товара – товар, кот предлаг различные предприятия, но воспринимается покупателем как однородный во всех случаях.
Дифф-й товар – товар, который восприним пок-м как различный у кажд продавца. Большинство таких товаров – это фирм товары.
Фирм товар – товар опр-го кач-ва, опр-го кол-ва, опр-ой упаковки под определенным наименованием.
Качество товара – способность фирменного товара выполнять свои функции
Коммуникации маркетинга
Коммуникации – разнообразн формы распр-я, передачи инф-ии, в виде мыслей, сведений, новостей, т.е. методы и формы, оказ влияние на целев ауд.
Цели коммуникации:Дать достовер инф-ию о продукте;Убедить покуп отдать предпочтение опр-м тов-м и маркам, Заставить покупателя действовать; Направить действие потребителя .
Маркетинговые коммуникации делятся на:
1) Источники запланированных обращений Реклама. Паблисити – представление товара в прессе. Стимулирование сыта. Специальные средства для стимулирования Упаковка. Персональные продажи –общение лицом к лицу. Прямой маркетинг –позволяющая потребителям легко получать интересующие их сведения и приобретать товары с помощью различных каналов распространения информации. Личная продажа – установление личного контакта. Сетевой маркетинг – это система сбыта, позвол потр-м стать распр-ми товара и создать новые уровни сети по продаже. Спец сувениры – подарки, напоминающие о компании. Спонсорство – финансовая поддержка некоммерческим. Предост лицензии – продажи права на использ фирменных символов компании и ее товаров. Сервие обслуж – сист сопровожд-х или подкрепл-х тов-х возд-й.
2) Источники незаплан сообщ вкл все остальн способы передачи инф-ии о компании и ее торг-й марке. Манера повед обсуж персонала. Оборуд-е мест продажи. Общественный контроль.
Структура процесса коммуникаций:
прибыль, кодирование, обращение ср-во распр-ия, расшифровка, полу-ль, ответ р-ция, обрат связь, помехи, барьеры.
Отпр-ль–та стор, кот посыл сообщ др стороне.
Кодир-е – символы, кот-ми передается инф-я.
Обращение – те ср-ва, с помощью кот инф-я передается получ-лю. Две группы обращений: по способу переноса (бумаж, магнит, электрон и т.д.) и по подвижности (стац и мобильн) по форме изображ графич, шрифтовые, знак-е, аудио-видео, анимац-е, а по возможности использ многократ и однократными.
Расшифровка –получатель придает значение символам, переданным отправителем.
Получатель – та сторона, кот получает сообщение.
Ответная реакция – набор откликов получателя, Обратная связь – та часть, кот доходит до отпр-ля.
Помехи, барьеры –вмешательства среды или искажения, в результате которых к получ-лю поступ послание отличное от того, послал отправитель.
Этапы процесса коммуникации:
I. Определение целевой аудитории (на кого направлена информация)
II. Опр-е степени покуп-й готовности ауд
III. Опр-е желаемой ответной реакции ауд
IV. Формир-е комплекса м-вых ком-ций
V. Разработка бюджета коммуникаций
VI. Претворение в жизнь коммуникаций
VII. Сбор инф-и, поступ-й по канал обрат связи
VIII. Корректировка комплекса коммуникаций
Реклама
Реклама – это платное, однонапр-е и неличное обращение, осущ-ое ч/з СМИ и др виды связи, агит-щие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы.
Осн зад рекл: Инф-ниеФормир-е осведомленности и знания о новом товаре, событии, фирмеУвещевание –формирование предпочтения, Напоминание – поддержание осведомленности, Позиционирование товара или фирмы. Удержание покупателей лояльно относящихся к рекламируемой марке. «Отстройка от конкурентов» путем созд собст лица фирмы.
Функции рекламы: Эконом (сводится к информ-ю о товаре или услуге) Соц-я (способ-т единства общества) Идеологическая (отраж интересы опр-го класса, соц-х групп, их цели и пути их реализации)
Классификация рекламы:
1. По составу целевой аудитории сильно, средне, слабо сегментированная;
2. По способу исполнения текстовая; визуальная; текстово-визуальная; аудиальная; аудио-визуальная;
3. По широте распространения глобальная; общенациональная; региональная; местная;
4. По средству передачи печатная; электронная; внешняя (наружная)
5. По целевому воздействию ком; неком;
6. По методу воздействия прямая; косвенная;
7. По способу обращения безличная; персониф-я;
8. По способу оплаты платная; бесплатная.
Основные типы рекламы:рекл торг марки, рекл с обрат связью, торгово-рознич реклама, корпорат рекл, полит рекл, соц-я рекл, адресно-справочная рекл, бизнес-рекл.
Эф-ть рекл заключ: соотв-е содерж рекл, формы представления и способа распр-я опр-м критериям; спос-ть увел-ю спроса на прод-ю; долж иметь определ силу, способную возд-ть на сознание потенц потр-ля.
Существует две теории рекламного воздействия
1) Сильная теория: человек последовательно проходит стадии узнавания, интереса, желания и действия (awareness, interest, desire, action – AIDA). реклама оказывает сильное воздействие на покупателя.
2) Слабая теория: осн-ми стадиями явл узнавание, проба, закрепление (awareness, trial, reinforcement – ATR). Рекл снач пробудить интерес, а затем, после 1 покупки, спос-ть опр-му подкрепл-ю получ-го опыта.
Фирменный стиль
фирменный стиль – совокупность приемов (графические, пластические, языковые), кот обеспеч восприятие пр-ля продукции и самой продукции. Способы отражения фирменного стиля: логотип (сокращенное красочное наименование товара), фирменный блок (сочетание логотипа, девиза, наименования предприятия, подчеркивающее его коммерческое кредо), фирменный цвет, набор фирменных шрифтов, товарный знак.
Тип обозначения товарных знаков: фирменное имя, фирменный знак, персонифицированный образ, торговый знак. Упаковка должна соответствовать качеству товара, содержать минимальную информацию о самом товаре, состав, штрих-код
Цены и ценовые стратегии
Цена – это ден выраж стоимости товара, находящееся под влиянием факторов спроса, предложения и денег.
Ценовые стратегии на рынке с монополистической конкуренцией могут быть следующие:
1. Стратегия, разрабатываемая по географическому принципу;
2. Стратегия ФОБ – посредник предоставляет транспортные услуги;
3. Стратегия единых цен – предприятие-изготовитель определяет цену плюс усредненные транспортные издержки. Посредники компенсируют транспортные издержки;
4. Стратегия зональных цен – рынки делятся на зоны и для каждой из них определяются цены;
5. Стратегия базисных пунктов – по географическому принципу действуют базисные цены;
6. Стратегия «выше номинала» - оценивается динамика спроса и исходя из этого покупателям со средним доходом предлагается товар по низким ценам;
7. Стратегия цен на дополняющие товары – цена на основной товар низкая, а на дополняющие – высокая.
Планирование продукта. Товарные марки и упаковка.
Поиск идей новых товаров, селекция идей нов тов-ов, эк-й анализ идей новых тов-в, развит концепции товара, разраб дизайна тов, разраб упаковки тов, созд тов марки, обеспеч кач-ва тов, оценка ксп, оценка рын адекватности тов.
Поиск идей новых товаров
Основные составляющие процесса поиска идей новых товаров - это анализ источников идей и применение творческих методов получения идей.
Можно выделить три основных источника идей для создания новых продуктов. это рынок, это само предприятие, т.е. в первую очередь, все сотрудники фирмы, которые заинтересованы в выпуске более современного товара независимые фирмы,
Селекция идей новых товаров
Цель предварительной селекции идей заключается в возможно раннем выделении непригодных решений. Предварительная селекция может означать проверку идей на их соответствиетребованиям фирмы
Развитие концепции товара
Концепция продукта изучается по следующим направлениям: Какие функции должен выполнять определенный элемент продукта? Какие вспомогательные функции он выполняет? Какие затраты связаны с ним? Так ли необходимы функции, выполняемые элементом продукта?
Далееоставшиеся идеи воплощаются в прототипы илиизделия, готовые к выходу на рынок. В этой окончательной форме большое значение должно быть уделено дизайну товара.
Разработка дизайна товара
Качество продукта формируется как функциональными признаками данного товара, так и внешним дизайном.
Понятие маркетинга: концепции, цели, принципы, функции и типы
Маркетинг – это система продвижения товаров от производителя к потребителю, комплекс действий направленных на изучение рынка, экономической конъюнктуры, запросов потребителей и ориентации на них при производстве товаров и услуг.
Цель м-га – превращ нужды пот-ля в доход фирмы.
Существует пять концепций маркетинга:
Соверш-ние пр-ва. увелич V пр-ва и сниж издержек.
Соверш-ие товара. товар с более новыми качествами, лучшей характеристикой и новым дизайном. Интенсификация коммерческих усилий (сбытовая концепция). реализованы все товары, которые предприятие произвело. Концепция традиционного маркетинга. строим производственную деятельность с учетом нужд потребителя. Социально-этическая концепция. напр на удов-ие нужд потр-ля с учетом улучшения сост окр среды, его здоровья и т.п.
Маркетинг имеет двойственную характеристику:
o стратегический маркетинг, то есть анализ деятельности, который включает в себя: анализ потребностей, сегментация рынка, анализ конкурентоспособности, выбор стратегии развития.
o операционный маркетинг, то есть активный процесс, он включает в себя: выбор целевого сегмента, план маркетинга (цель, позиционирование, тактика), комплексное маркетинговое давление (4Р),
Операционный маркетинг имеет краткосрочный горизонт планирования и нацелен на существующие рынки.
Принципы Марк-й деят-ти, кот используются при выборе концепции маркетинга:
1. Постоянное исследование рынка и конъюнктуры. Сбор и анализ инф-ции, хар-щий емкость рынка, величину потребностей, половозрастные характеристики, ценовые и др.
2. Максимальное приспособление. Гибкость реагирования предприятия на потребности рынка.
3. Активная позиция на рынке.
4. Планирование. План позволяет достигнуть поставленных целей в установленные сроки с минимальными затратами. Гл цель принципа в мар-й деят-ти заключ в том, чтобы снизиз до мин Ур-нь риска в условиях стихийных рыночных отношений.
5. Сегментирование. ориентация деятельности на удовлетворение потребностей опр-го сегмента.
6. Инновации. Подразумевает постоянные совершенствования товаров, организации производства, системы управления и т.д., обновление, модификацию, Маркетинговая деятельность регламентируется функциями маркетинга: план-ие, реал-ия, регул-ие, учет и контроль.
Виды маркетинга могут быть классифицированы по признакам:
1) По видам товаров и услуг Потр-кие; Пр-но-технич назнач; Услуги; Науч-технич продукция.
2) По характеру спроса (хар-р спроса - м-г -задачи м-га)
Негат спрос – конверсионный – зарожд спроса.
Отсутст спроса – стимулирующий –преодоление безразличия
Потенц спрос - развивающий – оценить величину потенц р-ка и созд товар, способ удовл-ть спрос
Падающий спрос – ремаркетинг – продлить ЖЦТ за счет новых св-в, нов обл применения
Колеблющийся спрос – синхронизирующий – стабилиз сбыта, сниж колеб спрос за счет интенс рекл
Полноценыый спрос – поддерживающий – поддержать сущ-й Ур-нь спроса за счет увелич кач-в, стим-ия продаж, рекламы
Чрезмерный спрос – демаркетинг – повыш цены, ликвид послепродаж обслуж
Нерац спрос – противодействующий – ликвид/сокращ спроса, повыш цены, рекл Здор образа жизни.
3) По степени охвата рынка;