Понятие «туроперейтинг» и его сущность. Функции туроперейтинга.
Туроперейтинг – деятельность специализированных субъектов (ТО и ТА) по проектированию, формированию, продвижению и реализации тур. продукта с целью получения прибыли.
ТО – субъект рынка (участник) осуществляющий деятельность по планированию, разработке, продвижению и реализации тур. продукта с коммерческими целями.
Функции туроперейтинга (позитив)
1. Создание продукта
2. Ценообразование Возможности каждого туроператора в сфере ценообразования различны и определяются рядом субъективных и объективных факторов. Прежде всего, это объемы работы туроператора. Большое количество регулярно отправляемых туристов может позволить туроператору увеличивать размеры блоков мест в отелях и транспортных средствах, а в конечном счете даже открывать собственные представительства на популярных курортах. Крупные туроператоры становятся законодателями цен на туристских рынках. Другие факторы, влияющие на ценообразование: наличие у оператора крупной агентской сети, эксклюзивных договоров с поставщиками услуг, определенные связи и уникальные права на представительство, использование новейших технологий работы и др.
3. Продвижение
4. Информативная функция современных туристических операторов проявляется в том, что в ходе разработки, продвижения, реализации туров оператор распространяет на рынке все возможные данные (например, отличительные черты туров, особенности туристического потенциала предлагаемых курортов и туристических центров, культура и традиции местного населения, памятные и достопримечательные места, процедура оформления въездных документов, возможные опасности и угрозы жизни, здоровью и имуществу туристов и т. д.), зачастую малоизвестные, либо вообще ранее не известные, полученные в результате кропотливой работы туроператора как со вторичными источниками информации, так и в ходе командировок и ознакомительных поездок. Добытая оператором информация с целью популяризации туристического направления в целом, либо конкретного вида туров в частности, активно распространяется как среди специалистов турбизнеса, так и среди не имеющих непосредственного отношения к туризму населения посредством оформленных каталогов, буклетов, инструментов рекламы и стимулирования сбыта, организации инфо- и fam-туров для работников индустрии туризма.
5. Интегрирующая (объеденяющая) туроперейтинга состоит в его способности прямо или косвенно определять принципы внешней политики стран, их приоритеты и курс на мировой внешнеполитической арене. Являясь не только формой внешнеэкономических связей, но и эффективным средством культурного, социального, научного обмена, международный туризм зачастую способен сделать больше, чем дипломатические переговоры на самом высоком уровне.
6. Новаторская функция туроператоров выражает стремление любой коммерческой организации к выживанию в изменяющихся рыночных условиях, требующее перманентного мониторинга конъюнктуры туристического рынка и своевременной модификации существующего или создание принципиально нового турпродукта, максимально отвечающего существующим потребностям туристов, многоуровневая продажа которого не потребует кардинальных структурных изменений в работе агентской сети. Существует негласное правило, что новый турпродукт всегда должен быть направлен на удовлетворение потребностей сегмента туристического рынка, имеющего тенденцию если не к динамичному росту, то, как минимум, к стабильности своей емкости. Также новый турпродукт должен иметь возможности для последующей своей модификации, поскольку именно это его качество позволит туроператору — автору тура — оставаться лидером по продажам данного направления в будущем в условиях конкурентной борьбы. В любом случае, борьба операторов за клиентов, их (операторов) коммерческие интересы только способствуют увеличению ширины (количество предлагаемых туристических направлений) и глубины (количество видов туров в одном туристическом направлении) туристического ассортимента.
7. Функции создания операторского лобби. Его смысл имеет много общего с политическим толкованием этого термина. Тур-
операторы получили реальную возможность оказывать давление на прямо или косвенно зависящие от его функционирования предприятия других сфер экономики. Среди направлений туроператорского лобби, прежде всего, можно выделить поставщиков туристских услуг. Туроператор определяет направления деятельности отелей, авиакомпаний, предприятий питания, предоставления туристских услуг и работ. В свою очередь предприятия-поставщики туристских услуг, понимая свою зависимость от туроператоров, идут им на всяческие уступки-скидки, модернизацию и введение новых услуг и форм обслуживания и др.
Туроператорское лобби подстегивается также и ростом конкуренции между туристскими регионами, их стремлением завоевать симпатии и внимание со стороны крупных операторов, стать одним из направлений их работы.
Функции туроперейтинга (негатив)
1. Незаконная предпринемательская деятельность (отмывание денежных средств)
2. Незаконные миграции
3. Ризки роста преступности и незаконных видов деятельности
4. «уход» от уплаты налогов
5. Нарушение прав туриста.
Одним из способов регулирования процессов туроперейтинга как позитива, так и негатива являются регулирующие функции государства:
А) лицензирование деятельности
Б) создание контролирующих структур – тур-ой полиции
.