Общая оценка партнерских и конкурентных взаимоотношений.
В условиях современного рынка любое предприятие, независимо от размеров, вида деятельности и рынка, на котором оно действует, нуждается в эффективном и как можно более быстром взаимодействии с экономической средой. Происходит такое взаимодействие путем установления и функционирования разнообразных партнерских связей между субъектами рынка. В связи с этим является очевидным, что качество, надежность и интенсивность партнерских отношений будут оказывать большое влияние на конкурентоспособность организации (КСО).
Действительно, предполагается, что партнерство должно стремиться к достижению целей, которых ни одна организация не может достичь по отдельности. Это понятие является вполне обычным для бизнеса, где стратегические союзы и совместные предприятия создаются лишь в том случае, когда совместная работа приводит к увеличению добавочной стоимости продукции или когда таким образом достигается некое «совместное преимущество» над конкурентами.
Для правильной оценки фактора необходимо, во-первых, определить критерии фактора, а во-вторых, выявить и классифицировать субъекты оценки – партнеров предприятия.
При анализе специфики партнерских отношений мы выявили следующие критерии:
1. долговечность;
2. глубина партнерских связей;
3. возможность дублирования;
4. надежность;
5. динамика;
6. эффективность.
Первый критерий – долговечность– оценивает время, в течение которого исследуемая организация взаимодействует с партнером. При общих равных условиях уровень конкурентоспособности организации будет тем выше, чем больше у предприятия долгосрочных партнеров. Поясним: долгосрочное партнерство позволит более точно планировать расходы и время осуществления проектов, своевременно и качественно выполнять обязательства и избежать множества рисков как по хранению продукции и сырья, так и в области сбыта и продвижения.
Глубина партнерских связейвыражает уровень взаимодействия партнеров в различных сферах деятельности. Также в рамках данного критерия предполагается оценивать наличие или отсутствие процесса совместного планирования и контроля совместной деятельности, создание и функционирование совместно созданных структур, необходимых для наилучшего использования партнерства.
Под возможностью дублированияпредполагается возможность предприятия в кратчайшие сроки заменить одну связь другой в случае, если партнер по каким-то причинам не сможет выполнить свои партнерские обязательства. Иными словами, любое направление деятельности компании, любые контакты и каналы должны быть доступны в любой момент времени. В современных экономических условиях для производственных предприятий данное условие необходимо для непрерывности технологических процессов, а для посреднических фирм и компаний, занятых на рынке услуг, способствует минимизации затрат по времени и снижению риска невыполнения обязательств.
Динамика партнерских отношенийне предполагает постоянного изменения структуры партнеров, но выражается в непрерывном расширении сфер взаимодействия, разработке и внедрении новых способов установления и развития партнерских связей, проникновении при помощи партнеров на новые рынки и отрасли. В качестве удачного примера динамики партнерских отношений можно привести увеличение доли партнеров с большой глубиной связей. Динамика партнерских связей показывает все тенденции уровня партнерских отношений и при низком значении данного критерия является первым вестником нерациональной стратегии взаимодействия с внешней средой.
Структура становления конкурентных отношений в России носит сложный и специфический характер, несмотря на достаточный уровень их разработки в мировой практике. Механизм конкурентных отношений выражает особенности положения на рынке обособленных товаропроизводителей, с одной стороны, и потребителей их продукции, с другой, и выступает как совокупность форм и методов конкурентной борьбы с целью стимулирования товаропроизводителей для дальнейшей деятельности. Ведущими элементами их функционирования является выявление и анализ конкурентных позиций и формирование системы сравнительных рыночных преимуществ выпускаемой ими продукции, взаимосвязи конкуренции и конкурентоспособности, а также оценка современных тенденций динамики конкурентной борьбы, позволивших выявить новые формы ее проявления в различных конкурентных средах.
Основными признаками, по которым можно сгруппировать виды конкурентных отношений, являются субъекты конкуренции, характер отношений, функциональное назначение, методы действия, степень свободного проникновения на рынок, различие применяемых действий (рис. 1).
По субъектам конкуренции различают:
индивидуальная - конкуренция между отдельными предприятиями;
групповая - конкуренция между различными формами объединения предприятий;
межгосударственная - конкуренция между странами. По характеру отношений:
свободная;
монополистическая;
олигополия;
монополия.
По функциональному назначению:
внутриотраслевая конкуренция предполагает сотрудничество предприятий одной отрасли за получение сверхприбылей;
межотраслевая конкуренция, то есть борьба между производителями в разных отраслях за наиболее выгодные сферы приложения капитала, способствующая направлению капитальных вложений с учётом реально существующих потребностей потребителей;
региональная конкуренция преследует цель не только успешно конкурировать на договорной основе своих предприятий с предприятиями из других регионов, но и конкурировать между собой в части различных льготных режимов со стороны федеральных властей;
внутрипроизводственная конкуренция - когда основные подразделения одного предприятия конкурируют в достижении наилучших технико-экономических показателей своей деятельности;
функциональная конкуренция возникает из-за того, что товары, имеющие одинаковое функциональное назначение, могут удовлетворить различными способами любую потребность покупателей;
видовая конкуренция возникает вследствие наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, не имеющих различия по каким-либо существенным характеристикам;
предметная конкуренция происходит в результате выпуска одинаковых товаров, имеющих незначительные отличия.