Товарная реклама: цели, виды, средства. Общие
требования к рекламе, правовая база
В соответствии с Федеральным законом «О рекламе» под рекламой понимается «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».
Важнейшими задачами рекламыявляются: сообщение потенциальному покупателю о существовании товара; осведомление покупателя о потребностях, которые этим товаром удовлетворяются; представление доказательств относительно качества товара; сообщение о гарантиях и защите интересов покупателя и др.
К числуосновных функций рекламы относятся:
• экономическая (формирует спрос и стимулирует сбыт);
• информационная (организует движение направленных потоков информации потребителю о товаре, производителе);
• коммуникационная (организует обратную связь с рынком и потребителем);
• контроль и корректировка (контролирует продвижение товара на рынок, корректирует процессы сбытовой и рекламной деятельности);
• управление спросом (стимулирует, развивает, восстанавливает, синхронизирует, поддерживает спрос).
Реклама участвует в решении двух главных экономических задач: способствует ориентации производства на удовлетворение потребностей людей и стимулирует повышение эффективности производства, обращения товаров и их потребления.
С помощью рекламы решаются проблемы:
• распространение знаний о фирме, ее истории, достижениях;
• получение запросов о более полной информации относительно рекламируемого товара;
• воздействие на лиц, влияющих на принятие решений о закупке товара, в пользу фирмы - рекламодателя;
• помощь работникам службы сбыта во время их переговоров с клиентами;
• формирование положительного отношения к фирме;
• выявление причин предубежденности по отношению к товару;
• поддержание положительных эмоций у лиц, купивших товар, укрепление у них сознания, что они сделали правильный выбор;
• распространение сведений о сервисе;
• демонстрация солидности фирмы;
• рассказ об испытаниях товара и его улучшениях.
Классификация видов рекламы представлена в таблице 7
В зависимости от стадии жизненного цикла товара выделяют следующие виды рекламы:
· информативная – используется в стадии внедрения для информирования потребителей о новых товарах, его свойствах и принципах работы, услугах, ценах и т.п.
· убеждающая – используется в стадии роста для убеждения человека купить товар, обладающий соответствующими свойствами и преимуществами;
· напоминающая – используется в стадии зрелости для поддержания осведомленности о товаре на рынке на необходимом уровне, для напоминания покупателю о том, что товар может понадобиться в ближайшем будущем, где можно его купить и т.п.
Таблица 7 - Классификация рекламы
Признак классификации | Виды рекламы |
Объект рекламирования | Товарная, марочная, фирменная, престижная |
Направленность | Реклама возможностей Реклама потребностей |
Характер и особенности | Информативная; убеждающая; напоминающая |
Способ воздействия | Рациональная; эмоциональная |
Охватываемая территория | Локальная; региональная; Общенациональная; международная |
Концентрированность на сегменте | Селективная; массовая |
Источник финансирования | Реклама от имени отдельных лиц Совместная реклама |
При разработке плана рекламной компаниипринимают пять принципиальных решений:
· определение целей рекламы – устанавливаются конкретные цели рекламной компании и критерии их достижения;
· формирование бюджета рекламы – выбор метода установления и определение общей суммы расходов и сметы расходов по отдельным статьям на рекламные мероприятия;
разработка рекламной стратегии:
· создание рекламного обращения - определяет центральную идею кампании, способы подачи аргументов, стиль и структуру, компоновку и формат текста, иллюстрацию, цветовую гамму, графику, музыкальное сопровождение;
· выбор средства распространения рекламы (каналы передачи информации, частота повторения, широта охвата аудитории, сила воздействия);
· оценка эффективности – предварительно определяют потенциальное воздействие рекламы на уровень осведомленности потребителей и предпочтения («эффект взаимопонимания») и исследуют коммерческий эффект рекламы, то есть влияние рекламы на уровень продаж.
Для усиленного сбыта товаров индивидуального потребления в рекламе должны быть указаны потребительские свойства предлагаемого товара, его качество, какие потребности он лучше удовлетворяет по сравнению с товарами конкурентов, цена, места продажи, скидки, условия оплаты, сервис. Главным является положительное эмоциональное воздействие текста и иллюстрации, легкого для запоминания, создающего привлекательный "образ" товара.
В рекламе товаров производственного назначения должны быть особо отражены к каким социально-экономическим и техническим результатам может привести применение рекламируемого изделия – улучшить финансовые показатели производственной деятельности, повысить качество изделий, выполняемых на приобретенном оборудовании, уменьшить энерго-, материало- и трудозатраты, улучшить условия труда и техники безопасности. Основную роль в рекламе играет содержательность достаточного по объему текста, доказательность и правдивость, высокая информативность.
При разработке рекламного бюджета учитывается ряд факторов: объем и размер рынка сбыта, роль рекламы в маркетинговой деятельности, жизненного цикла товара, расходы конкурентов на аналогичную рекламу, предполагаемый объем сбыта и размеры прибыли, собственные финансовые возможности и др. В практике используются различные подходы:
· процент от товарооборота или прибыли либо прошлого года, либо ожидаемого объема на планируемый год;
· метод фиксированной части себестоимости изделия;
· метод конкурентного паритета;
· метод целей и задач – устанавливают конкретные цели ("дерево целей") и перечень задач и мероприятий по их достижению и определяют необходимые средства;
· способ остаточных (или наличных) средств – на рекламу выделяются деньги, которые остались после распределения их на все остальные цели;
· исследовательские методы – предлагается формировать бюджет на основе моделирования.
Правовое регулирование маркетинговых коммуникаций: Соблюдение этических и социальных норм при проведении политики коммуникаций регулируется законодательством. Рекламодатели международного уровня должны соблюдать законы страны, в которой они осуществляют свою деятельность. Российское законодательство в отношении рекламы представлено следующими законодательными актами:
· Закон РФ «О средствах массовой информации » от 27.12.91;
· Указ Президента РФ от 10.06.94 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы »;
· Указ Президента РФ «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы » 1995 г.;
· Закон РФ «О рекламе » от 18.07.95 и др .
Целями Федерального закона «О рекламе» являются защита от недобросовестной конкуренции в рекламной сфере, недопущение и пресечение лживой рекламы, вводящей в заблуждение и наносящей вред жизни и здоровью покупателей. Закон не распространяется на политическую рекламу.
Раздел 4. «менеджмент»
1. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия.
2. Эволюция концепций менеджмента.
3. Особенности и отличительные черты американского и японского менеджмента.
4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента.
5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора.
6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь.
7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности,
8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления.
9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя.
10. Эффективность менеджмента, понятие и методика ее расчета.
11. Контроль как функция управления. Этапы процесса контроля.
12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации.
13. Адаптация стиля управления к деловым ситуациям.
14. Основные виды и организационные структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации.
15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления.