Управление товарным ассортиментом.
Под товарным ассортиментом принято называть подбор товаров различных видов и разновидностей |
Широта товарного ассортиментаопределяется числом входящих в него ассортиментных групп. |
Глубина товарного ассортимента определяется количеством позиций, то есть видов и разновидностей. |
Сопоставимость ассортимента определяется сходством отдельных подгрупп и видов с точки зрения общности конечного использования, каналов распределения, групп потребителей, диапазона цен и прочих характеристик. |
Главной задачей при реализации товарной политики является формирование рациональной структуры товарного ассортимента, то есть такой, которая бы с одной стороны способствовала более полному удовлетворению потребностей покупателей, а с другой - обеспечивала бы максимизацию прибыли предприятия. |
Список дополнительной литературы. 1. Закон о РФ «О товарных знаках обслуживания и наименования источника происхождения товара». 2. Патентный закон РФ. 3. Закон РФ "О защите прав потребителей". 4. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с анг.- М.: Прогресс, 1990.- гл.8,9. 5. Как добиться успеха: практические советы деловым людям./Под ред. Хруцкого В.Е. - М.: Политиздат, 1991. 6. Пилдич Дж. Путь к покупателю: о том, как преуспевающие компании выпускают товары, которые мы с удовольствием покупаем: Пер. с анг. - М.: Прогресс, 1991. 7. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Пер. с анг.- М.: Экономика, 1990.-гл.2,3. |
Тема 10.Маркетинговая политика цен
План:
1.Факторы, влияющие на ценообразование в маркетинге.
Этапы расчета исходной цены товара.
Маркетинговое корректирование цен.
Вопрос 1.
Основные факторы, влияющие на ценообразование в маркетинге | |||
Спрос | |||
Государство | Конкуренты | ||
Издержки |
Цена P 1 | |||
P 2 | |||
Q1 Q2 | Спр |
Рис.1.Кривая эластичности спроса от цены на товары массового спроса
Э = Q2-Q1 : P1-P2 (1)
Q P
где: Q1, Q2 - значения спроса;
P1 , P2 - значения цены.
В знаменателе в качестве значений спроса и цены могут выступать : Q1, Q2, Q1+Q2 и соответственно P1, P2, P1+P2.
2 2
Например:
Период | Цена, руб | Объем реализованного спроса, тыс. шт |
январь | ||
февраль |
Э=[(120-100) /120] : = [(10-9) /10] =0,17 :0,1 =1,7
Коэффициент эластичности спроса от цены показывает насколько процентов изменится спрос при изменении цены на один процент. Э >1 Эластичный спрос Э<1 Неэластичный спрос Э=1 Унитарный спрос |
Цена P 2 | | |||||
P 1 | | |||||
Q1 Q2 | Спрос | |||||
Рис.2. Закономерность эластичности спроса от цены
У престижных товаров
Qа1 - Qа0 : Pа1
Эп = _________ ___________ (2)
Qб1 - Qб0 Pб1
где :
Q0 , Q1 - объем реализации товаров а, б соответственно до и после изменения цены,
P1 - цена после ее изменения
Например:
Товарная группа | Цена 1 кг в феврале | Цена 1 кг в мае | Объем продаж в феврале | Объем продаж в мае |
А)Масло сливочное | 35 рублей | 30 рублей | 100 т | 120 т |
Б)Маргарин | 18 рублей | 15 рублей | 50 т. | 52 т. |
Эп = [(30-35) / (18-15) ] : [(120-100) / (52-50) ] = 1,7:10=0,17
Основные неценовые факторы, влияющие на эластичность спроса от цены · Качество товара · Доступность товара для потребителя · Инфляционные ожидания · Средства продвижения |
Цена Р | | ||||||||||
| |||||||||||
Спр | |||||||||||
Q1 Q2 | Q3 |
Рис.3 Закономерность изменения спроса под влиянием неценовых факторов конкуренции
Виды затраты по производству и реализации, включаемые в себестоимость промышленной продукции
Группа затрат | Характеристика состава затрат |
1.Материальные затраты | · Сырье и основные материалы; · покупные изделия и п\ф; · вспомогательные материалы; · износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; · затраты на ремонт; · потери от недостачи в пределах естественной убыли и др. |
2.Затраты на оплату труда | · Заработная плата и премии основных работников; · стимулирующие и компенсационные выплаты; · стоимость продукции, выдаваемая в порядке натуральной оплаты; · оплата труда работников по заключенным договорам и др. |
3.Амортизаионные отчисления. | Производятся ежемесячно по нормам, которые установлены в процентах к стоимости основных фондов (первоначальной или восстановительной). |
4.Отчисления на социальные нужды. | · Пенсионный фонд; · фонд социального страхования; · фонд обязательного медицинского страхования. |
5. Прочие затраты. | · Платежи по кредитам; · износ нематериальных активов · командировочные расходы; · расходы на рекламу; · представительские расходы; · расходы на подготовку кадров и др. |
Основные направления анализа конкурентов в маркетинговом планировании цен · выявление круга конкурентов; · определение вида конкуренции (ценовая, неценовая); · оценка степени влияния ценовых и неценовых факторов на положение предприятия. |