Редакторская, копирайтерская (а может даже и, чем черт не шутит, спичрайтерская), репортерская и дизайнерская службы.
Я думаю, что тут нечего объяснять, поскольку аналогичные отделы были обглоданы по косточкам в главах о рекламных и пиаровских службах.
Единственное, что стоит добавить, так это то, что при крупномасштабных операциях (раскрутка брэнда в новом регионе, громкий скандал, предвыборная кампания) пресс-служба при отсутствии у организации собственного PR-департамента временно нанимает либо отдельных специалистов, либо рекламное или пиаровское агентство.
В принципе, пресс-служба или пресс-центр (это либо временное образование – например, в олимпийской деревне на время проведения Игр, либо координационный узел нескольких пресс-служб) – это редуцированная форма PR-департамента, которую в любой момент можно раздуть до полноценного PR-департамента. Самая редуцированная форма – один пресс-секретарь без подчиненных и привычного стакана с мышьяком в тумбочке письменного стола.
Задачи пресс-службы:
1. Рирайтинг (дословно - переписывание) – реконструкция уже происшедших (или происходящих) событий и интерпретация еще только планируемых в нужном ключе. Отбираются только необходимые для позитивного паблисити строки из официального доклада или факты из СМИ и логически связываются между собой.
Потом шлифуются копирайтером и проверяются на вшивость редактором и корректором.
После этого используются как фактура для пресс-релизов, заказухи в СМИ и текстуры спичрайтера (с последующими публичными выступления тех, кому это положено; кстати - в последнее время все чаще выступают не пресс-секретари, а их боссы) для формирования общественного мнения в нужном направлении.
2. Мониторинг открытых и (ежели удается) закрытых источников информации: от слухов в деревне Бернардшоувка до телепурги с многомиллионной аудиторией. Составление на основе этого кратких резюме для начальства и многотонных досье для аналитиков.
3. Аналитика популярности брэнда, лейбла или имиджа по основным трендам (на основе выжимок из результатов, полученных другими подразделениями конторы).
Что такое пресс-службистская аналитика? Ну, там, всякие графики падения. Диаграммы роста.
И главное (святая святых!) – аналитические записки с прогнозами. И ничего, что эти прогнозы расплывчаты и противоречивы.
Читая их, пацаны, ощущаешь себя Нострадамусом, а то и самим Иоанном Богословом.
На душе становится спокойно, ибо, кто предупрежден, тот вооружен. Пусть даже тупым консервным ножом и ножкой от стула против танкового корпуса.
Аналитика, пацаны, нужна для игры на опережение.
Допустим, Правительству надо принять ряд мер. Например, расстрелять пару тысяч столичных чиновников.
Аналитики должны дать обоснованный план мероприятий, которые должны опередить негативную реакцию москвичей, которые любят столичных чинуш, как родных…
Вы, друзья мои, конечно, теперь презираете пресс-службу.
А не стоит.
Потому, хотя бы, что именно с нее в современной России начался пиар.
Агентства и департаменты – это уже было гораздо позже.
Когда сотни советских чинуш в годы перестройки рванули на Запад (не эмигрировали, нет, а чисто по делу) они наткнулись на ряды пресс-секретарей.
И нашим чинушам (имевшими до этого мнение, что пиарщик нужен только в дипломатии в качестве пресс-атташе) тут же пришло в голову обзавестись тоже массой пресс-секретарей.
Сказано-сделано.
В октябре 1988 года громоздкий аппарат ЦК КПСС (20 отделов, включая знаменитый отдел пропаганды) было реформирован. Цель реформирования – сделать его ближе к народу и СМИ.
И это было сделано. Стало 10 отделов. В том числе: идеологический и отдел для связей с общественно-политическими организациями.
Этим отделам была дана установка: от борьбы за мир во всем мире и поклепа на штатовский безнадежно загнивающий уже 200 лет империализм перейти к пропаганде здорового образа жизни, культу генсека Горбачева и борьбе за гласность (по сути – травлю кондовых, совершенно не перестроившихся бонз на местах).
В секретариате генсека (а позже и президента СССР – эх, недолго музыка играла насчет этого президентства) появились должности пресс-секретарей, а под крылом МИДа стала собираться команда прогорбачевски настроенных акул пера (уже не столько журналюг, сколько пиарщиков-тусовщиков).
Тогда же (1989) были образованы пресс-службы высших органов власти СССР и РСФСР.
Чуть позже (после отмены в марте 1990 года отмены монополии КПСС на политическую деятельность) пресс-службы появились и в общественно-политических структурах (например, у Жириновского в Либерально-демократической партии СССР).
Первые пиар-акции с участием "пресс-служб" (так аккуратно назывались тогда предвыборные штабы, чтобы не наводить КГБ на мысль о подготовке переворота – термин "штаб" в русском сознании ближе к войне и революции, чем в сознании каких-нибудь там штатовцев) прошли во время довольно ублюдочных выборов делегатов Съезда народных депутатов (тоже получившемся весьма ублюдочным) СССР (март 1989-го).
А дальше зашевелились националисты (национальная элита и криминальная шпана) в регионах.
Их пресс-службы (и в РСФСР тоже) взяли курс на развал монстра-СССР.
Попутно были инициированы несколько кровавых конфликтов.
Но до гражданской войны не дошло.
А жаль. Полученная на халяву свобода сыграла с народами бывшей коммунистической империи злую шутку.
Впрочем, не об этом сия летописно-хроникальная речь...
Аппаратчики СССР капитулировали перед натиском голодных и отважных чинуш из РСФСРовской номенклатуры.
25 декабря 1991 года Михаил Горбачев, после наезда команды Ельцина (говорят, что вещички команды первого и последнего советского президента со смехом и нецензурной бранью выкидывали из Кремля прямо в снег), объявил о своей отставке.
И "Отечество наше свободное" скончалось, официально прекратив свое существование, поскольку восьмого декабря упившиеся в хлам хозяйчики Белоруссии, Украины и России вместо него учредили СНГ, по сути – объявив СССР вне закона.
Спрашивается, ну на фига тогда ради строительства СССР большевики замочили столько десятков миллионов русских мужиков?
Может, этим упырям хотелось, чтобы на воле оставалось как можно больше незамужних самок?
Прямо, блин, сексопатология какая-то вкупе с зоологией...
Историю пресс-службы в современной Российской Федерации я бы разделили на 3 периода: период до второго пришествия Ельцина на кремлевский трон (1991-1996), период после такого пришествия (1997-2005) и ТНК-период (2006-2030).
Первый период был характерен полным бардаком и постоянными перетрясками.
Но одно было четко – пресс-службисты действовали по феодальному принципу: "Пидорас моего пидораса не мой пидорас".
Пресс-служба, например, Верховного Совета (высшего представительного органа новоявленной русской республики) могла называть в своих релизах Президента и Правительство "бандой воров и бандитов". Каждый пресс-секретарь работал только на своего шефа и мог наехать на любую шарагу, даже на руководство собственного министерства, Правительство и Администрацию Президента.
Пресс-службы государственных, общественных и коммерческих организаций воевали между собой так же жестоко, как и их хозяева.
А потом наступил переломный 1993 год.
В этом году в мире, кстати, произошли стремительные перемены во всем мире. Их главное направление – создание общепланетарного политэкономического порядка.
Иначе говоря: на смену тоталитаризму, социализму, демократизму и прочим фигизмам пришел новый политический режим – глобализм.
Его приход в мир возвестило вступление в силу в январе 1993-го Соглашения о едином рынке стран участниц ЕЭС...
Ну, у них там – глобализм, а у нас – как всегда пьянка с мордобоем, криками "Волки позорные!" и поножовщина.
12 марта на своей чрезвычайной сессии бакланы из Верховного Совета РФ наехали на Ельцина, стремясь подвинуть его к политической параше.
Старине Ельцину не понравился столь грубый наезд на его полномочия и 20 марта он без всяких там церемоний объявил о введении Режима особого управления. По сути – диктатуры.
21 сентября Ельцин распускает Верховный Совет и назначает новые выборы в новый высший орган народного представительства – Государственную Думу.
В свою очередь депутаты уже официально несуществующего Верховного Совета объявляют о низложении Бориса Ельцина и возведении на кремлевский трон нового Президента – Александра Руцкого.
4 октября, после первых же танковых выстрелов по берлоге мятежников, восставшие против Ельцина депутаты ВС и их предводители со своей насмерть перепуганной братвой выбежали сдаваться ОМОНовцам.
Гражданская война на этот раз прошла стороной.
Ельцинисты были готовы мочить всех и вся направо и налево.
А вот руцкисты - нет. Кишка у них тонка оказалась.
12 декабря 1993 года прошли выборы в Государственную Думу (и одновременно - референдума по новой Конституции) первого созыва стал поистине историческим, сенсационным днем.
Ибо большинство россиян на этих выборах отдали свои голоса не за партии, ратующие за "дальнейшее развитие демократии и федерализма", а за истинных патриотов, за тех - кто с луженой глоткой, за тех - кто с финарем за голенищем, за тех - кто всегда готов дать в глаз шпионистому иноземцу.
И понеслось.
С этого момента, переболев демократией, словно юнец триппером, молодая Россия постаралась как можно быстрее забыть об этом конфузе и бодренько поскакала по пути строительства Третьего Рима со всеми вытекающими для отечественных пиарщиков последствиями.
Популярный лозунг политтехнологов "Эту самая современная американская доктрина" сменился на "Это исконно русская идея".
К 1996 году даже на колбасе вместо англоязычных лейблов стали шмякать двуглавых орлов и байки про "традиционные русские рецепты".
После того, как была свернута шея Верховному Совету, пресс-службы РФ стали трансформироваться в характерную для государств бюрократической диктатуры иерархическую структуру.
Главными очагами пиар-деятельности высшего ранга к 1994 году стали:
- пресс-служба информационного управления (по сути – PR-департамента) Администрации Президента (сокращенно – пресс-служба Президента);
- пресс-центр управления правительственной информации аппарата Правительства РФ (пресс-служба Правительства);
- две пресс-службы палат Федерального Собрания РФ (пресс-служба Совфеда и пресс-служба Госдумы).
На форму их релизов ориентировались в пиаре своих местных заморочек пресс-службы как федеральных, так и региональных государственных, муниципальных и общественно-политических шараг.
К маю 1995 года у двадцати четырех федеральных министерств имелось аж 29 пресс-структур (не все они официально звались пресс-службами, но фактически все ими являлись).
Так, например, при Министерстве связи их было создано целых 3 пресс-службы (центральная, госкомиссии по радиочастотам и госкомиссии по электросвязи) и одна пресс-группа (Федерального управления фельдъегерской связи).
У Министерства транспорта появился отдел информации и общественных связей и 6 внештатных служб общественных связей в департаментах и комиссиях министерства.
А 6 министерств не стали раздувать штаты и ограничились введением в них только должности пресс-секретаря. А вот пресс-службу под него не дали. Но это лишь чиновничьи штучки. На самом деле – раз есть пресс-секретарь, есть и пресс-служба.
Пресс-секретарями, кстати, обзавелись все-все-все заместители премьер-министра.
В заведениях рангом чуть пониже федеральных министерств тоже понаделали пресс-структур. Но не с таким азартом, как у министров.
На 9 госкомитетов наплодили только 4 пресс-службы (Госкомоборонпром, ГТК, Госкомимущество и Государственный комитет по физической культуре и туризму).
На более чем 30 остальных комитетов и служб уже сил не хватило. И им пришлось ограничиться всего 15 пресс-структурами.
Впрочем, количество их растет до сих пор, по мере того, как крепнет чиновничья структура России и растут цены на газ и нефть.
Смотрите, пацаны, сами.
В 1992 году в пресс-бюро Правительства (статус – равноценный остальным восемнадцати отделам Правительства отдел; а руководитель нашего девятнадцатого отдела по штатному расписанию не пресс-секретарь никакой, а "заведующий отдела Правительства РФ") мыкалось без дела 10 сотрудников (сам заведующий, его зам, специалисты-эксперты, старшие инспектора, уборщица Баба Дуся и пр.).
А уже в 1996 году на базе уже не отдела, а целого управления правительственной информации пахали во всю Ивановскую уже 46 человек, делая ту же работу, которую в 1992 году со скукой и ленцой выполняли 10.
Сама же структура данного управления стала следующей:
- отдел распространения информации (пресс-центр Правительства РФ);
- информационно-аналитический отдел;
- отдел региональной и международной информации;
- отдел телерадиоинформации;
- отдел технического обеспечения;
- служба делопроизводства.
В качестве примера пресс-службы не исполнительных (в смысле – представительных) органов федеральной власти – Госдума и Совфед (1995).
Пресс-служба Госдумы (41 пипл):
- отдел СМИ: 3 сектора (парламентских корреспондентов, анализа СМИ и по связям с региональной прессой);
- отдел информационного взаимодействия: 4 сектора (оперативной информации, информационных изданий, по связям с центральной прессой и информационного обеспечения);
- телерадиослужба: 3 сектора (телевещания, координации теле- и радиопрограмм, технического обеспечения);
- приемная.
Пресс-служба Совфеда (25 пиплов):
- отдел информации и анализа прессы;
- отдел организации работы парламентских корреспондентов;
- отдел по взаимодействию со СМИ;
- отдел региональной прессы.
Пресс-службы в регионах к 1995 году, несмотря на катастрофическое положение с кадрами пиарщиков, ухитрились расплодится, хотя и не в таком количестве и не с такой скоростью, как в наши дни, когда каждый час где-нибудь какого-либо пипла назначают пресс-секретарем.
Региональная исполнительная власть имела:
- в республиках – 9 пресс-служб;
- в краях и областях – 35;
- в автономных округах – 1;
- в аппаратах администраций столичных городов – 17 (формально не все 17 имели официальный статус пресс-службы, я включаю сюда и пресс-секретарей без службы и запорожскую вольницу из числа советников по связям с общественностью).
В 1995 году по стране нашей прокатились новые выборы в Госдуму. Они отличались от Выборов-93 участием огромного количества партий (была среди этого сонма даже моя любимая Партии любителей пива) и лиц (около 10 000 пиплов!), объявивших себя знатными пиарщиками и доками в избирательных технологиях.
Действительно толковыми и грамотными из них было человек 50, остальные являлись таким отребьем, которое в солидных конторах даже на порог не пускают.
Выборы не стали эпохальными, поскольку власть решила не рисковать и фальсифицировала итоги избирательной гонки, отмеченной шумными скандалами и выбросом компромата в трудно представимых ныне объемах.
Но кое в чем эти выборы стали знаменательными. Мы впервые увидели иностранных (в основном штатовских) пиарщиков, которые через год, в 1996 году, на выборах Президента РФ показали себя во всей красе.
Кроме представителей западных пиар-шараг (прячущихся под брэндом неких "общественных фондов" или "организаций по поддержке" какой-нибудь там "демократии" или "голимых прав человека"), у нас появились в 1995 году и собственные отечественные пиар-агентства.
Они быстро утерли нос иноземцам и с помощью чекистов, окончательно победивших в схватке с Семьей за кремлевскую власть в 2000 году, полностью выперли западных прощелыг с такого доходного сегмента рынка пиар-услуг, как рынок политтехнологий.
Со стыдом вспоминаю, как мы, русские пиарщики, преклонялись перед западными бесогонами, которые нам, откровенно говоря, и в подметки не годились.
Впрочем, некоторый толк от этих подлых басурманов был. Они дали нам систематизацию всех штучек, воздействующих на сознание и подсознание пипла, ибо до этого у нас царил терминологический беспредел и полный системных хаос.
Меня лично поразило в тех пришлых учителях их дремучее невежество. Многие из этих зазнаек даже не могли найти на карте самую большую страну мира – Матушку-Россию.
В 1997 году (начало второго этапа в истории пресс-служб), когда пиарщики стали вмешиваться в политику, Семья решила провести реформу верхнего эшелона пресс-служб.
Управление правительственной информации слили с департаментом культуры, образовав гибрид – Департамент культуры и правительственной информации, набитый пришлыми чиновниками.
Они должны были похоронить боевой настрой приближенных к премьеру пиарщиков (оставив другим, тем кто работал на Администрацию Президента, поле для игры в большую политику; впрочем и тех через несколько лет слили в отстой серенькие канцелярские мышки).
Их компетенцией стали:
- культура, физкультура и туризм;
- обеспечение СМИ материалами о деятельности Правительства РФ;
- организация взаимодействия Правительства с зарубежными и отечественными СМИ;
- обеспечение информационного сопровождения официальных визитов и рабочих поездок председателя Правительства и его замов;
- содействие информационным службам, пресс-службам и пресс-центрам федеральных органов исполнительной власти в подготовке и продвижении в СМИ теле- и радиопрограмм, а также текстовых материалов, освещающих деятельность министерств и ведомств;
- телевидение и радиовещание, кинематография, печать и полиграфия;
- система архивов РФ.
Реальной власти, пацаны, в этом ворохе направлений было - кот наплакал (поскольку реально этими делами занимались те, с кем Департамент имел "непосредственное взаимодействие": Министерство культуры, госкомитеты по физкультуре и спорту, по печати, по кинематографии, а также Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию, Федеральная архивная служба, Информационное телеграфное агентство России "ИТАР-ТАСС", Российское информационное агентство "Новости").
Правда, подкормиться, пацаны, и здесь можно было нехило.
Позже, по Департаменту был нанесен добивающий удар. Число должностей урезали (и это – на фоне безумного раздувания штатов в других подразделениях Правительства!) и выбросили дополнительные источники доходов.
В 1999 году мы видим уже Департамент правительственной информации (без всякой там культуры) со всего лишь тридцатью двумя сотрудниками (правда, и тем было нечего уже делать) и следующей структурой:
- отдел информационного обеспечения и планирования;
- отдел по работе со СМИ;
- служба делопроизводства.