ГОУ СПО «Златоустовский торгово-экономический техникум»

ГОУ СПО «Златоустовский торгово-экономический техникум»

Челябинский филиал.

Маркетинг

Рабочая тетрадь

Студента дневного/ заочного отделения

Специальность_________ группа_________шифр

________________________________________________

________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Разработал: Сосновская Л.Б.

Челябинск 2017

Пояснительная записка.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Менеджмент» предназначена для самостоятельной работы студента в межсессионный период, для подготовки к тьюториалам, к промежуточному и итоговому контролю по дисциплине.

Рабочая тетрадь используется в процессе аудиторной работы с преподавателем для закрепления и углубления теоретических и практических знаний студента, а также для контроля за процессом изучения студентом материалов по курсу.

Работа с тетрадью строится на основе самостоятельного изучения студентом основного материала по дисциплине «Маркетинг» с использованием учебно-методического комплекса и дополнительной специальной литературы по предмету.

В рабочую тетрадь входят инструкционные карты для выполнения практических работ на уроке - для студентов очного отделения или для самостоятельного выполнения для студентов заочного отделения.

Тема 1. Предмет, цели и задачи дисциплины

Понятия: маркетинг, рынок, конъюнктура рынка. Предмет дисциплины, его цели и задачи. Структурно-логическая схема дисциплины. Межпредметные связи с другими дисциплинами. Значение дисциплины в подготовке специалистов технологов. Состояние и прогнозы развития потребительского рынка России. Насыщенность рынка потребительскими товарами и услугами. Цели, задачи маркетинга.

Задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Запишите ниже наиболее полную и точную, на Ваш взгляд, формулировку понятия Маркетинг»:

Маркетинг это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Ответьте на следующие вопросы:

а) Нужда — это____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) Потребность –это__________________________________________________________

____________________________________________________________________________

в) Спрос — это ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

г) Товар — это_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

д) Обмен — это _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

е) Сделка — это_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ж) Рынок — это______________________________________________________________

Тема 2. Концепции рыночной экономики


История возникновения и основные этапы развития маркетинга. Необходимость возникновения и совершенствования маркетинга в современных условиях.
Основные концепции развития рыночных отношений, их отличительные особенности. Маркетинг как одна из концепций, его сущность. Социально-этический маркетинг: понятие, отличие от маркетинга.

Задание №3. Заполнить таблицу:

Концепция маркетинга Основное содержание концепции
«Совершенствование производства»  
«Совершенствование товара»  
«Коммерческих усилий»  
«Маркетинга»  
«Социально-этического маркетинга»  

Тема З. Структура маркетинговой деятельности

Классический комплекс маркетинга. Ключевые элементы: товар, цена, распространение (сбыт), стимулирование (продвижение товара): понятие, назначение. Составляющие элементы структуры маркетинговой деятельности: цели и задачи, функции, принципы, классификация, объекты, субъекты, окружающая среда, средства, методы, стратегия и тактика, исследование, организация и управление (краткий перечень структурных элементов).

Задание№4 Дайте определение понятия «Комплекс маркетинга»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №5. В зарубежной теории комплекс маркетинга, называемый Marketing- mix рассматривается в форме принципа «4 Р». Раскройте содержание комплекса маркетинга, а заодно попрактикуйтесь в знании английского языка.

1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________

Задание №6. Субъект – объектные отношения в маркетинге. Вспомнив теорию по данному вопросу, заполните таблицу.

Субъекты маркетинга Объекты маркетинга
   
   
   
   
   

Тема 4.Классификация маркетинга

Классификационные признаки.
Основные виды маркетинга по сфере применения: микро-, макро-, мета-, микс-, социальный маркетинг; по приоритетности задач: дифференцированный, недифференцированный, функциональный, товарно-ориентированный, потребительноориентированный, интегрированный и концентрированный.
Группы маркетинга в зависимости от широты охвата рынка: массовый, сегментированный и множественный. Отличительные особенности. Краткая характеристика отдельных видов маркетинга.

Задание №7. Изучив теоретический материал темы, заполнить таблицу.

Признак классифи-кации Вид маркетинга Содержание маркетинга
1. Период действия 1.1 Стратегический маркетинг  
1.2 Тактический маркетинг  
2. Сфера действия 2.1 Потребительский маркетинг  
2.2 Индустриальный маркетинг  
2.3 Социальный маркетинг  
3. Способ воздействия 3.1 Прямой маркетинг  
3.2 ТV-маркетинг  
3.3 Маркетинг по почте  
3.4 Маркетинг по каталогам  

Задание №8. Ответьте на следующие вопросы:

а) Метамаркетинг-это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________б) Микромаркетинг – это-_____________________________________________________-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Макромаркетинг – это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №10. Изучив теоретический материал темы, заполнить таблицу.

Вид маркетинга Состояние спроса Задачи маркетинга
Конверсионный    
Стимулирующий    
Развивающий    
Ремаркетинг    
Синхромаркетинг    
Поддерживающий маркетинг    
Демаркетинг    

Тема 7. Субъекты маркетинговой деятельности
Субъекты: юридические и физические лица, осуществляющие маркетинговую деятельность. Службы и отделы маркетинга в организациях, специализированные маркетинговые организации (фирмы). Положение об отделе маркетинга. Требования к специалисту по маркетингу. Нормативные документы, регламентирующие указанные требования. Организационная структура управления маркетингом. Взаимосвязь отдела маркетинга с руководством, другими структурными подразделениями организации (бухгалтерией, финансово-экономическими службами и др.). Международные и национальные организации по маркетингу.
Потребители: понятие, различие понятий в российских и международных нормативных документах. Классификация потребителей по разным признакам.

Задание №11. Определите, какие факторы влияют на покупательское поведение, приведите примеры. Заполните таблицу.

Факторы Как влияют на поведение покупателей?
Культурные факторы  
   
   
Социальные факторы  
   
   
Личные факторы  
   
   
   
   
Психологические факторы  
   
   
   

Тема 8. Окружающая среда маркетинга
Окружающая среда маркетинга: понятие; виды; факторы, формирующие окружающую среду. Микросреда маркетинга: понятие. Субъекты и контролируемые факторы, формирующие микросреду организации.
Макросреда маркетинга: понятие. Субъекты и неконтролируемые факторы, формирующие макросреду организации. Разновидности макросреды. Краткая характеристика разных сред. Макросреда и конъюнктура рынка.


Задание №12. Изучив материал темы, дополните таблицу

«Макросреда фирмы»

ГОУ СПО «Златоустовский торгово-экономический техникум» - student2.ru ГОУ СПО «Златоустовский торгово-экономический техникум» - student2.ru

Задание №13. Напишите, что включают в себя следующие факторы:

а) Природные факторы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Научно-технические факторы____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 9. Конкурентная среда
Конкуренция: обоснование необходимости в рыночных условиях, виды, их характерные признаки. Конкурентная среда: характерные черты, условия возникновения, способы создания и поддержания. Антимонопольное законодательство. Государственная поддержка малого предпринимательства.
Конкурентоспособность организаций и товаров: критерии оценки, их конкурентные преимущества.

Задание №14. Определите основных конкурентов фирмы, в которой Вы работаете, оцените их сильные и слабые стороны по сравнению с Вашей фирмой.

Конкурент Сильные стороны Слабые стороны
     
     
     
     

Задание №15. Предложите ряд мер, которые помогут Вашей фирме эффективно работать в условиях конкуренции.

Что необходимо сделать для укрепления позиций фирмы в конкурентной борьбе Ожидаемый результат
   
   
   
   
   

Задание №16. Изучив теорию данной темы, дополнить схему.

Три уровня товара

Монтаж Товар с подкреплением
Товар в реальном исполнении  
  Основная выгода или услуга (товар по замыслу) Упаковка
Качество
Гарантия

Задание№17. Вспомнив материал о жизненном цикле товара, заполните таблицу:

Этапы жизненного цикла товара Маркетинговые мероприятия, соответствующие этапу ЖЦТ
Этап разработки товара  
Этап выведения на рынок  
Этап роста  
Этап зрелости  
Этап упадка  

Тема 11. Ценовая политика

Назначение цен в маркетинге. Классификация цен по месту их установления, степени развития конкурентной среды. Факторы, влияющие на формирование цен.
Информационное обеспечение политики ценообразования: источники информации, работа с ними. Стратегия ценообразования: формулирование целей, определение последовательности реализации целей. Особенности стратегии ценообразования на новые и известные товары. Виды цен, характерные для разных стратегий, основания для выбора стратегий ценообразования.
Задание №18. Как формируется цена в зависимости от типа рынка? Заполните таблицу.

Тип рынка Характеристика Ценообразование
Чистая конкуренция    
   
   
   
Монополистическая конкуренция    
   
   
   
Олигополистическая конкуренция    
   
   
   
Чистая монополия    
   
   
   

Тема 12. Средства распространения товаров Цели, задачи и основные направления сбытовой политики. Виды сбыта. Средства сбыта: каналы распространения, распределения, их виды (прямые, косвенные, смешанные), ширина, функции, уровни, их возможности. Критерии выбора каналов сбыта. Системы сбыта.
Торговые посредники: виды и типы. Краткая характеристика посредников разных типов. Факторы, влияющие на выбор посредников. Анализ и оценка эффективности сбытовой политики.


Задание №19. Изучив материал темы выполните тестовое задание и заполните таблицу ответов.

ТЕСТ
1. Товародвижение — это:
а) перевозка товаров по железной дороге;
б) сфера товарного обращения;
в) перемещение товаров в экономическом и географическом пространстве.
2. Каналом товародвижения является:
а) водный путь перевозки товара;
б) цепочка торговых посредников, через которых проходит товар;
в) маршрут движения товара в географическом пространстве.
3. Канал нулевого уровня включает:
а) только оптовых посредников;
б) только розничных посредников;
в) исключает участие посредников. 4. Канал косвенного маркетинга:
а) предусматривает участие посредников;
б) не предусматривает участия посредников;
в) предусматривает отсутствие отношений купли-продажи.
5. Оптовые торговые предприятия — это:
а) торговые посредники, занимающиеся куплей-продажей крупных партий товаров;
б) крупные магазины, продающие товар населению; в) сеть складских помещений.
6. Дилеры — это:
а) лица, занимающиеся техническим обслуживанием автомобилей; б) физические или юридические лица, закупающие товар у производителя и продающие его потребителю, а также занимающиеся послеторговым обслуживанием;
в) агенты производителя.
7. Франчайзинг — это:
а) продажа или сдача в аренду лицензий, патентов, марок и лого- типов и других нематериальных товаров;
б) продажа технически сложных товаров; в) бартерная торговля.
8. стимулирование сбыта — это:
а) активизация и поощрение торговых посредников;
б) установление и поддержание с возможными покупателями личностных отношений;
в) активизация и поощрение покупателей;
г) осуществление бесплатной раздачи образцов;
д) поощрение постоянных покупателей.

Таблица ответов.

               

Тема 13. Методы маркетинга
Классификация методов маркетинга.
Методы изучения рынка. Назначение, разновидности методов, их возможности, достоинства и недостатки. Методика проведения наблюдений и опросов, виды и разновидности опросов.
Методы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОСТИСС): виды, назначение. Информационные методы: реклама, пропаганда, консультации. Личная продажа, моральное и материальное стимулирование, паблик рилейшенз; возможности, достоинства и недостатки.
Аналитические методы: анализ и оценка окружающей среды, анализ поведения потребителей.
Методы прогнозирования потребностей на рынке: назначение, разновидности, возможности.

Задание №20. Раскройте содержание методов ФОСТИС :

Методы ФОСТИС Содержание методов ФОСТИС Задачи стимулирования
Стимулирование потребителей    
Стимулирование сферы торговли    
Стимулирование собственного персонала фирмы.    

Тема 14. Реклама.

Реклама: понятие, назначение. Цели, задачи и функции рекламы. История возникновения и совершенствования рекламы. Требования к рекламе. Правовые основы рекламной деятельности.
Классификация рекламы по характеру, форме информации, назначению и носителям рекламной информации. Модель потребительского восприятия рекламы.
Рекламная кампания фирмы. Выбор видов и носителей рекламы. Структура рекламы. Правила рекламы. Организация рекламной кампании.
Эффективность рекламы разных видов. Факторы, влияющие на эффективность рекламы. Методы оценки эффективности рекламы.

Задание №21. Ответьте на вопросы:

а) Реклама-это _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Реклама имеет следующие виды:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________в) На эффективность рекламы влияют следующие факторы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГОУ СПО «Златоустовский торгово-экономический техникум»

Челябинский филиал.

Маркетинг

Рабочая тетрадь

Студента дневного/ заочного отделения

Специальность_________ группа_________шифр

________________________________________________

________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Разработал: Сосновская Л.Б.

Челябинск 2017

Пояснительная записка.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Менеджмент» предназначена для самостоятельной работы студента в межсессионный период, для подготовки к тьюториалам, к промежуточному и итоговому контролю по дисциплине.

Рабочая тетрадь используется в процессе аудиторной работы с преподавателем для закрепления и углубления теоретических и практических знаний студента, а также для контроля за процессом изучения студентом материалов по курсу.

Работа с тетрадью строится на основе самостоятельного изучения студентом основного материала по дисциплине «Маркетинг» с использованием учебно-методического комплекса и дополнительной специальной литературы по предмету.

В рабочую тетрадь входят инструкционные карты для выполнения практических работ на уроке - для студентов очного отделения или для самостоятельного выполнения для студентов заочного отделения.

Тема 1. Предмет, цели и задачи дисциплины

Понятия: маркетинг, рынок, конъюнктура рынка. Предмет дисциплины, его цели и задачи. Структурно-логическая схема дисциплины. Межпредметные связи с другими дисциплинами. Значение дисциплины в подготовке специалистов технологов. Состояние и прогнозы развития потребительского рынка России. Насыщенность рынка потребительскими товарами и услугами. Цели, задачи маркетинга.

Задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Запишите ниже наиболее полную и точную, на Ваш взгляд, формулировку понятия Маркетинг»:

Маркетинг это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Ответьте на следующие вопросы:

а) Нужда — это____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) Потребность –это__________________________________________________________

____________________________________________________________________________

в) Спрос — это ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

г) Товар — это_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

д) Обмен — это _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

е) Сделка — это_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ж) Рынок — это______________________________________________________________

Наши рекомендации