ГОУ СПО «Златоустовский торгово-экономический техникум»
ГОУ СПО «Златоустовский торгово-экономический техникум»
Челябинский филиал.
Маркетинг
Рабочая тетрадь
Студента дневного/ заочного отделения
Специальность_________ группа_________шифр
________________________________________________
________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Разработал: Сосновская Л.Б.
Челябинск 2017
Пояснительная записка.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Менеджмент» предназначена для самостоятельной работы студента в межсессионный период, для подготовки к тьюториалам, к промежуточному и итоговому контролю по дисциплине.
Рабочая тетрадь используется в процессе аудиторной работы с преподавателем для закрепления и углубления теоретических и практических знаний студента, а также для контроля за процессом изучения студентом материалов по курсу.
Работа с тетрадью строится на основе самостоятельного изучения студентом основного материала по дисциплине «Маркетинг» с использованием учебно-методического комплекса и дополнительной специальной литературы по предмету.
В рабочую тетрадь входят инструкционные карты для выполнения практических работ на уроке - для студентов очного отделения или для самостоятельного выполнения для студентов заочного отделения.
Тема 1. Предмет, цели и задачи дисциплины
Понятия: маркетинг, рынок, конъюнктура рынка. Предмет дисциплины, его цели и задачи. Структурно-логическая схема дисциплины. Межпредметные связи с другими дисциплинами. Значение дисциплины в подготовке специалистов технологов. Состояние и прогнозы развития потребительского рынка России. Насыщенность рынка потребительскими товарами и услугами. Цели, задачи маркетинга.
Задания для самостоятельной работы.
Задание 1. Запишите ниже наиболее полную и точную, на Ваш взгляд, формулировку понятия Маркетинг»:
Маркетинг это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Ответьте на следующие вопросы:
а) Нужда — это____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) Потребность –это__________________________________________________________
____________________________________________________________________________
в) Спрос — это ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
г) Товар — это_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
д) Обмен — это _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
е) Сделка — это_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ж) Рынок — это______________________________________________________________
Тема 2. Концепции рыночной экономики
История возникновения и основные этапы развития маркетинга. Необходимость возникновения и совершенствования маркетинга в современных условиях.
Основные концепции развития рыночных отношений, их отличительные особенности. Маркетинг как одна из концепций, его сущность. Социально-этический маркетинг: понятие, отличие от маркетинга.
Задание №3. Заполнить таблицу:
№ | Концепция маркетинга | Основное содержание концепции |
«Совершенствование производства» | ||
«Совершенствование товара» | ||
«Коммерческих усилий» | ||
«Маркетинга» | ||
«Социально-этического маркетинга» |
Тема З. Структура маркетинговой деятельности
Классический комплекс маркетинга. Ключевые элементы: товар, цена, распространение (сбыт), стимулирование (продвижение товара): понятие, назначение. Составляющие элементы структуры маркетинговой деятельности: цели и задачи, функции, принципы, классификация, объекты, субъекты, окружающая среда, средства, методы, стратегия и тактика, исследование, организация и управление (краткий перечень структурных элементов).
Задание№4 Дайте определение понятия «Комплекс маркетинга»
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №5. В зарубежной теории комплекс маркетинга, называемый Marketing- mix рассматривается в форме принципа «4 Р». Раскройте содержание комплекса маркетинга, а заодно попрактикуйтесь в знании английского языка.
1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________
Задание №6. Субъект – объектные отношения в маркетинге. Вспомнив теорию по данному вопросу, заполните таблицу.
Субъекты маркетинга | Объекты маркетинга |
Тема 4.Классификация маркетинга
Классификационные признаки.
Основные виды маркетинга по сфере применения: микро-, макро-, мета-, микс-, социальный маркетинг; по приоритетности задач: дифференцированный, недифференцированный, функциональный, товарно-ориентированный, потребительноориентированный, интегрированный и концентрированный.
Группы маркетинга в зависимости от широты охвата рынка: массовый, сегментированный и множественный. Отличительные особенности. Краткая характеристика отдельных видов маркетинга.
Задание №7. Изучив теоретический материал темы, заполнить таблицу.
Признак классифи-кации | Вид маркетинга | Содержание маркетинга |
1. Период действия | 1.1 Стратегический маркетинг | |
1.2 Тактический маркетинг | ||
2. Сфера действия | 2.1 Потребительский маркетинг | |
2.2 Индустриальный маркетинг | ||
2.3 Социальный маркетинг | ||
3. Способ воздействия | 3.1 Прямой маркетинг | |
3.2 ТV-маркетинг | ||
3.3 Маркетинг по почте | ||
3.4 Маркетинг по каталогам |
Задание №8. Ответьте на следующие вопросы:
а) Метамаркетинг-это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________б) Микромаркетинг – это-_____________________________________________________-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Макромаркетинг – это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №10. Изучив теоретический материал темы, заполнить таблицу.
№ | Вид маркетинга | Состояние спроса | Задачи маркетинга |
Конверсионный | |||
Стимулирующий | |||
Развивающий | |||
Ремаркетинг | |||
Синхромаркетинг | |||
Поддерживающий маркетинг | |||
Демаркетинг |
Тема 7. Субъекты маркетинговой деятельности
Субъекты: юридические и физические лица, осуществляющие маркетинговую деятельность. Службы и отделы маркетинга в организациях, специализированные маркетинговые организации (фирмы). Положение об отделе маркетинга. Требования к специалисту по маркетингу. Нормативные документы, регламентирующие указанные требования. Организационная структура управления маркетингом. Взаимосвязь отдела маркетинга с руководством, другими структурными подразделениями организации (бухгалтерией, финансово-экономическими службами и др.). Международные и национальные организации по маркетингу.
Потребители: понятие, различие понятий в российских и международных нормативных документах. Классификация потребителей по разным признакам.
Задание №11. Определите, какие факторы влияют на покупательское поведение, приведите примеры. Заполните таблицу.
Факторы | Как влияют на поведение покупателей? |
Культурные факторы | |
Социальные факторы | |
Личные факторы | |
Психологические факторы | |
Тема 8. Окружающая среда маркетинга
Окружающая среда маркетинга: понятие; виды; факторы, формирующие окружающую среду. Микросреда маркетинга: понятие. Субъекты и контролируемые факторы, формирующие микросреду организации.
Макросреда маркетинга: понятие. Субъекты и неконтролируемые факторы, формирующие макросреду организации. Разновидности макросреды. Краткая характеристика разных сред. Макросреда и конъюнктура рынка.
Задание №12. Изучив материал темы, дополните таблицу
«Макросреда фирмы»
Задание №13. Напишите, что включают в себя следующие факторы:
а) Природные факторы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Научно-технические факторы____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 9. Конкурентная среда
Конкуренция: обоснование необходимости в рыночных условиях, виды, их характерные признаки. Конкурентная среда: характерные черты, условия возникновения, способы создания и поддержания. Антимонопольное законодательство. Государственная поддержка малого предпринимательства.
Конкурентоспособность организаций и товаров: критерии оценки, их конкурентные преимущества.
Задание №14. Определите основных конкурентов фирмы, в которой Вы работаете, оцените их сильные и слабые стороны по сравнению с Вашей фирмой.
Конкурент | Сильные стороны | Слабые стороны |
Задание №15. Предложите ряд мер, которые помогут Вашей фирме эффективно работать в условиях конкуренции.
Что необходимо сделать для укрепления позиций фирмы в конкурентной борьбе | Ожидаемый результат |
Задание №16. Изучив теорию данной темы, дополнить схему.
Три уровня товара
Монтаж | Товар с подкреплением | |
Товар в реальном исполнении | ||
Основная выгода или услуга (товар по замыслу) | Упаковка | |
Качество | ||
Гарантия |
Задание№17. Вспомнив материал о жизненном цикле товара, заполните таблицу:
Этапы жизненного цикла товара | Маркетинговые мероприятия, соответствующие этапу ЖЦТ |
Этап разработки товара | |
Этап выведения на рынок | |
Этап роста | |
Этап зрелости | |
Этап упадка |
Тема 11. Ценовая политика
Назначение цен в маркетинге. Классификация цен по месту их установления, степени развития конкурентной среды. Факторы, влияющие на формирование цен.
Информационное обеспечение политики ценообразования: источники информации, работа с ними. Стратегия ценообразования: формулирование целей, определение последовательности реализации целей. Особенности стратегии ценообразования на новые и известные товары. Виды цен, характерные для разных стратегий, основания для выбора стратегий ценообразования.
Задание №18. Как формируется цена в зависимости от типа рынка? Заполните таблицу.
Тип рынка | Характеристика | Ценообразование |
Чистая конкуренция | ||
Монополистическая конкуренция | ||
Олигополистическая конкуренция | ||
Чистая монополия | ||
Тема 12. Средства распространения товаров Цели, задачи и основные направления сбытовой политики. Виды сбыта. Средства сбыта: каналы распространения, распределения, их виды (прямые, косвенные, смешанные), ширина, функции, уровни, их возможности. Критерии выбора каналов сбыта. Системы сбыта.
Торговые посредники: виды и типы. Краткая характеристика посредников разных типов. Факторы, влияющие на выбор посредников. Анализ и оценка эффективности сбытовой политики.
Задание №19. Изучив материал темы выполните тестовое задание и заполните таблицу ответов.
ТЕСТ
1. Товародвижение — это:
а) перевозка товаров по железной дороге;
б) сфера товарного обращения;
в) перемещение товаров в экономическом и географическом пространстве.
2. Каналом товародвижения является:
а) водный путь перевозки товара;
б) цепочка торговых посредников, через которых проходит товар;
в) маршрут движения товара в географическом пространстве.
3. Канал нулевого уровня включает:
а) только оптовых посредников;
б) только розничных посредников;
в) исключает участие посредников. 4. Канал косвенного маркетинга:
а) предусматривает участие посредников;
б) не предусматривает участия посредников;
в) предусматривает отсутствие отношений купли-продажи.
5. Оптовые торговые предприятия — это:
а) торговые посредники, занимающиеся куплей-продажей крупных партий товаров;
б) крупные магазины, продающие товар населению; в) сеть складских помещений.
6. Дилеры — это:
а) лица, занимающиеся техническим обслуживанием автомобилей; б) физические или юридические лица, закупающие товар у производителя и продающие его потребителю, а также занимающиеся послеторговым обслуживанием;
в) агенты производителя.
7. Франчайзинг — это:
а) продажа или сдача в аренду лицензий, патентов, марок и лого- типов и других нематериальных товаров;
б) продажа технически сложных товаров; в) бартерная торговля.
8. стимулирование сбыта — это:
а) активизация и поощрение торговых посредников;
б) установление и поддержание с возможными покупателями личностных отношений;
в) активизация и поощрение покупателей;
г) осуществление бесплатной раздачи образцов;
д) поощрение постоянных покупателей.
Таблица ответов.
Тема 13. Методы маркетинга
Классификация методов маркетинга.
Методы изучения рынка. Назначение, разновидности методов, их возможности, достоинства и недостатки. Методика проведения наблюдений и опросов, виды и разновидности опросов.
Методы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОСТИСС): виды, назначение. Информационные методы: реклама, пропаганда, консультации. Личная продажа, моральное и материальное стимулирование, паблик рилейшенз; возможности, достоинства и недостатки.
Аналитические методы: анализ и оценка окружающей среды, анализ поведения потребителей.
Методы прогнозирования потребностей на рынке: назначение, разновидности, возможности.
Задание №20. Раскройте содержание методов ФОСТИС :
Методы ФОСТИС | Содержание методов ФОСТИС | Задачи стимулирования |
Стимулирование потребителей | ||
Стимулирование сферы торговли | ||
Стимулирование собственного персонала фирмы. |
Тема 14. Реклама.
Реклама: понятие, назначение. Цели, задачи и функции рекламы. История возникновения и совершенствования рекламы. Требования к рекламе. Правовые основы рекламной деятельности.
Классификация рекламы по характеру, форме информации, назначению и носителям рекламной информации. Модель потребительского восприятия рекламы.
Рекламная кампания фирмы. Выбор видов и носителей рекламы. Структура рекламы. Правила рекламы. Организация рекламной кампании.
Эффективность рекламы разных видов. Факторы, влияющие на эффективность рекламы. Методы оценки эффективности рекламы.
Задание №21. Ответьте на вопросы:
а) Реклама-это _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Реклама имеет следующие виды:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________в) На эффективность рекламы влияют следующие факторы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГОУ СПО «Златоустовский торгово-экономический техникум»
Челябинский филиал.
Маркетинг
Рабочая тетрадь
Студента дневного/ заочного отделения
Специальность_________ группа_________шифр
________________________________________________
________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Разработал: Сосновская Л.Б.
Челябинск 2017
Пояснительная записка.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Менеджмент» предназначена для самостоятельной работы студента в межсессионный период, для подготовки к тьюториалам, к промежуточному и итоговому контролю по дисциплине.
Рабочая тетрадь используется в процессе аудиторной работы с преподавателем для закрепления и углубления теоретических и практических знаний студента, а также для контроля за процессом изучения студентом материалов по курсу.
Работа с тетрадью строится на основе самостоятельного изучения студентом основного материала по дисциплине «Маркетинг» с использованием учебно-методического комплекса и дополнительной специальной литературы по предмету.
В рабочую тетрадь входят инструкционные карты для выполнения практических работ на уроке - для студентов очного отделения или для самостоятельного выполнения для студентов заочного отделения.
Тема 1. Предмет, цели и задачи дисциплины
Понятия: маркетинг, рынок, конъюнктура рынка. Предмет дисциплины, его цели и задачи. Структурно-логическая схема дисциплины. Межпредметные связи с другими дисциплинами. Значение дисциплины в подготовке специалистов технологов. Состояние и прогнозы развития потребительского рынка России. Насыщенность рынка потребительскими товарами и услугами. Цели, задачи маркетинга.
Задания для самостоятельной работы.
Задание 1. Запишите ниже наиболее полную и точную, на Ваш взгляд, формулировку понятия Маркетинг»:
Маркетинг это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Ответьте на следующие вопросы:
а) Нужда — это____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) Потребность –это__________________________________________________________
____________________________________________________________________________
в) Спрос — это ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
г) Товар — это_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
д) Обмен — это _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
е) Сделка — это_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ж) Рынок — это______________________________________________________________