ВОПРОС № 1: Принципы и функции маркетинговой деятельности.

Принципы маркетинга – это основополагающие положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение.

Принципы маркетинга:

1. потребитель – король

2. ориентация деятельности фирмы на конечного потребителя

3. производить то, что продается, а не продавать то, что производиться

4. ориентация на новый товар

5. создавая товар – создавай и потребителя

6. гибкость системы и оперативное ее реагирование в условиях жесткой конкуренции

Функции маркетинга - отдельные виды или комплексы видов специализированной деятельности, осуществляемые в процессе организации и осуществления маркетинга.

Четыре блока комплексных функций маркетинга:

1. Аналитическая функция:

· изучение рынка как такового;

· изучение потребителей;

· изучение фирменной структуры;

· изучение товара;

· анализ внутренней среды предприятия.

2. Производственная функция:

· организация производства новых товаров, разработка новых технологий;

· организация материально-технического снабжения;

· управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

3. Сбытовая функция (функция продаж):

· организация системы товародвижения;

· организация сервиса;

· организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;

· проведение целенаправленной товарной политики;

· проведение целенаправленной ценовой политики.

4. Функция управления и контроля:

· организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;

· информационное обеспечение управления маркетингом;

· коммуникативная функция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии);

· организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).

ВОПРОС № 2: Цели и задачи маркетинга.

Основными целями маркетинга являются следующие:

1. Максимизациявозможно высокого уровня потребления – фирмы пытаются увеличить свои продажи, максимизировать прибыль с помощью различных способов и методов (вводят моду на свою продукцию, намечают стратегию роста продаж и др.).

2. Максимизацияпотребительской удовлетворенности, т. е. цель маркетинга – выявить существующие потребности и предложить максимально возможный ассортимент однородного товара. Но так как уровень потребительской удовлетворенности очень трудно измерить, то и оценить маркетинговую деятельность по этому направлению сложно.

3. Максимизация выбора.Данная цель вытекает и как бы является продолжением предыдущей. Трудность в реализации данной цели заключается в том, чтобы не создать на рынке марочного изобилия и мнимого выбора. Да и некоторые потребители при избытке определенных товарных категориях испытывают чувство беспокойства и растерянности.

4. Максимизация качества жизни.Многие склонны считать, что наличие ассортимента товаров благоприятно влияет на его качество, количество, доступность, стоимость, т. е. товар «совершенствуется», а следовательно, потребитель может максимально удовлетворить свои потребности, повысить качество жизни. Сторонники этого взгляда признают, что повышение качества жизни – цель благородная, но в то же время это качество трудно измерить, потому порой рождаются противоречия.

Задачи маркетинга:

1) исследование, анализ, оценка потребностей реальных и потенциальных покупателей;

2) помощь маркетинга в разработке нового товара (услуги);

3) обеспечение сервисного обслуживания;

4) маркетинговые коммуникации;

5) исследование, анализ, оценка и прогнозирование состояния реальных и потенциальных рынков;

6) исследование деятельности конкурентов;

7) сбыт товара (услуги);

8) формирование ассортиментной политики;

9) формирование и реализация ценовой политики фирмы;

10) формирование стратегии поведения фирмы.

ВОПРОС № 3: Основные понятия и категории маркетинга.

Сущность системы маркетинга раскрывается через совокупность социально-экономических категорий, представленных на рис. 3.

ВОПРОС № 1: Принципы и функции маркетинговой деятельности. - student2.ru Рисунок 2 – Основные категории маркетинга

Нужда- это испытываемое индивидуумом чувство нехватки чего-либо, необходимости чего-то. Нужды людей многообразны и сложны, и заложены в самой природе человека. Они могут быть классифицированы на:

  • физиологические нужды (пища, одежда, тепло, безопасность);
  • социальные нужды (духовная близость, влияние, привязанность);
  • личные нужды (знания, самовыражение).

Потребность -это специфическая форма удовлетворения нужды, соответствующая культурному уровню и личности индивида.

Запроспредставляет собой потребность, подкрепленную покупательной способностью. Запросы конкретного общества или региона в конкретный момент времени могут определены с той или иной степенью точности.

Товар- все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Между потребностью и товаром могут быть различные степени соответствия или товар может приносить потенциальному потребителю различную степень удовлетворения Рис. 3.

ВОПРОС № 1: Принципы и функции маркетинговой деятельности. - student2.ru

Рисунок 3 – Степень удовлетворения потребности

Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта взамен чего-либо.

Акт цивилизованного обмена совершается при наличии следующих необходимых условий:

  1. Наличие, по меньшей мере, двух субъектов.

2. Каждый субъект должен обладать товаром, представляющим ценность для другой стороны.

3. Каждый субъект должен обладать коммуникационными способностями (возможностями) и обеспечить доставку своего товара.

4. Каждый субъект должен быть свободен в принятии решений (согласиться или отказаться совершать обмен).

5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности и желательности отношений с другой стороной.

Если на все 5 условий дан положительный ответ, то обмен становится реальным действием и приобретает характер сделки.

Сделка- коммерческий обмен ценностями между субъектами. Она может классической (денежной) и бартерной (обмен товарами или услугами в натуральной форме). Для совершения сделки также необходимо соблюдение определенных условий:

  1. Наличие минимум двух ценностно равнозначных объектов.
  2. Согласованные условия заключения сделки (цена, время, место, условия поставки).

Местом совершения сделок является рынок, который прошел длинный исторический путь эволюционного развития. Рынок- совокупность социально - экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг.

В зависимости от того, какие потребности определили спрос на соответствующий товар, могут быть выделены пять основных видов рынка:

  • потребительский рынок;
  • рынок производителей;
  • посреднический рынок;
  • рынок государственных учреждений;
  • международный рынок.

Наши рекомендации