Значение элементов восьмицветного субтеста

Диспозиция поведения (+), эмоциональная реакция (х),
внутренние и внешние раздражения (=), мотивация (–)

Циф­ры Цвет Тема Позиция: + Позиция: х Позиция: = Позиция: –
Серый Отношение к коллективу и социальная интеграция. Отгораживание, осторожная сдержанность, замкнутость, скрытность и социальная изоляция. Ограниченная эмоциональная готовность к общению и отключение от ситуации во избежание конфликтных напряжений. Эмоциональная готовность к общению и участию в групповых процессах. Эмоциональная возбудимость и стремление к успеху, обусловленному участием в групповой деятельности.
Темно-синий Покой, изъявление чувств, душевная связь, отношения с партнером. Стремление к покою, интенсивная потребность в приятном общении и удовлетворении, высокая чувствительность и стремление к гармонии. Готовность к покою без напряжения, тяготение к приятной связи и удовлетворению. Переживает чувственную связь как не слишком доверительную и воспринимает ее как не совсем сердечную. Беспокойство, суетливость, отсутствие связей, торможение сердечной привязанности, нарушение отношений с партнером.
Сине-зеленый Напряжение, изъявление воли, оценка своего "Я", уровень притязаний и стремление к самовыражению. Напряжение воли, тщеславие, воля к самоутверждению, внезапно возникающее желание играть определяющую роль. Самоопределение и самообладание. Низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению. Ограничение самовыражения, защитное напряжение, отказ в признании, страдает от оказываемого на него давления жестокости и принуждения.
Желто-красный Возбудимость, жизненная динамика, уровень активности. Стремление к переживаниям, жажда активного участия, высокий уровень активности. Застой стимулов, раздражительность, задержка импульса, досада. Нервозная раздражительность, потребность в бережном отношении, отсутствие желаний. Повышенные требования к переработке восприятий, сверхраздражительность, связанная с чрезмерным ослаблением и истощением резервов.
Ярко-желтый Расслабление, изменение, перспектива раскрытия, горизонты достижений, ориентация на внешний мир. Восприятие возбуждения для разрядки напряжения, ожидание встреч, широта горизонта для раскрытия, суетливость, бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего. Готовность к контактам. Критическое отношение к выбору контактов и ограничение склонности к увлечениям. Беспокойное напряжение ожидания, фиксация на теме, сужение горизонта переживаний и раскрытия, перевозбуждение.
Фиоле­товый Сенсибилизация, повышение чувствительности, магический эротизм, стремление к отождествлению с прекрасным. Стремление очаровывать, чувственная предрасположенность, высокая внушаемость. Предрасположенность к повышенной чувствительности. Сдерживание чувств, направленность внимания на собственные ощущения, щепетильность реагирования, чувствительность самовосприятия. Дифференциация, защита от угрожающего конфликта между стремлением к слиянию и потребностью руководить, неосуществленный идеал партнера, контроль чувствительности, этико-эстетическое и эротико-магическое стремление к порядку.
Корич­невый Физиологические хотения, телесные потребности, функция "Ид" ("Оно"). Возврат к телесному и бегство от проблем. Потребность в комфорте, желание физического и духовного удовлетворения. Желание разрешить импульсивное напряжение с помощью телесной удовлетворенности. Подавление, вытеснение и затормаживание физических потребностей.
Черный Отношение к абсолютному, связь с авторитетом, чувство смерти, ощущение судьбы. Выражение протеста, негативизм, агрессивно-деструктивная импульсивная динамика. Протест и уход от ситуации, сопротивление личности. Способность терпеть лишения, умение ограничивать собственные притязания, готовность к компромиссам. Отклонение стеснения, помех и существующей угрозы, предприимчивость.


Толкование цветов на парных таблицах

На листе протокола есть структурная схема. Каждая клетка, содержащая цифру 3, имеет определенное значение, которое можно найти в расположенной ниже таблице по направлению стрелки вправо. Если, например, клетка на "зеленой" строке и в колонке под D содержит цифру 3, то этот цветовой выбор означает: "хочет добиться признания и осуществить собственные принципы". Соответственно, значение для каждой цифры 0 можно найти по направлению стрелки влево.



Цифра 0 (мотив) означает:   Цифра 3 (потребность и тенденция) означает:
Устремления I D O P Устремления
Уклоняется от душевной связи. <--0 3--------------------------> Нуждается в гармоничной связи, удовлетворении и отдыхе.
Недостаток воли к самоутверждению, избегает насилия и жестокости. <----------0 3------------------> Хочет преодолеть трудности и добиться признания.
Чрезмерно высокие требования, разрыв отношений. <------------------0 3----------> Жаждет интенсивных переживаний, действия и успеха.
Боязнь утраты любви и боязнь одиночества. <--------------------------0 3--> Надеется на облегчение, ищет удовлетворяющей разрядки.
Характер I D O P Характер
Заторможенное чувство самоотречения из-за недостатка интимности в связи. <--0 3--------------------------> Тоска по полной доверия любви и гармоничной связи.
Боязнь утраты любви и страх перед одиночеством. <----------0 3------------------> Притязание на независимость и требование уважения.
Разрыв из-за мучительного разочарования. <------------------0 3----------> Потребность с восторгом посвятить себя какому-нибудь доминирующему идеалу.
Претендует на неограниченное благосклонное обращение. <--------------------------0 3--> Потребность освободиться с целью беспрепятственного наслаждения счастьем.
"Я" и воля I D O P "Я" и воля
Боязнь расслабиться и пойти на компромисс. <--0 3--------------------------> Потребность в разрядке и физическом удовлетворении.
Слабость сопротивления и страх перед неудовлетворенностью. <----------0 3------------------> Хочет добиться признания и осуществить собственный принцип.
Перенапряжение и стремление к оригинальности. <------------------0 3----------> Хочет утвердиться благодаря твердости.
Защищается от влияния окружающих. <--------------------------0 3--> Ищет возбуждения, велика потребность в контактах.
Потребность I D O P Потребность
Боязнь лишенной прелести скуки и неудовлетворенности. <--0 3--------------------------> Жаждет мира и бережного отношения.
Боязнь помехи. Испытывает потребность в импульсивных реакциях. <----------0 3------------------> Тормозит спонтанное возбуждение вследствие отвращения.
Перевозбужден, изнурен и ослаблен из-за мучительных волнений. <------------------0 3----------> Жажда действовать и интенсивно переживать.
Ограждает себя от волнений и ссор. <--------------------------0 3--> Легкая возбуждаемость.
Ожидание I D O P Ожидание
Страх что-либо упустить, напряженное ожидание. <--0 3--------------------------> Потребность в нежности и приятном времяпрепровождении.
Потребность в подлинном контакте. <----------0 3------------------> Самозащита, всегда начеку, опасается отказа и критики.
Неудовлетворяющее временное состояние и недовольство имеющимся. <------------------0 3----------> Находит удовольствие в чувственных ощущениях и переживаниях.
Боязнь разочарований, игнорирования и изоляции. <--------------------------0 3--> Жаждет облегчения, ищет освобождающую новую разрядку.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В.Кандинский

ДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА

Скольжение нашего взора по покрытой красками палитре приводит к двум главным результатам:

1) Осуществляется чисто физическое воздействие цвета, когда глаз очарован его красотой и другими его свойствами. Зритель испытывает чувство удовлетворения, радости, подобно гастроному с лакомым куском во рту. Или же глаз испытывает раздражение, какое мы ощущаем от острого блюда. Эти ощущения затем угасают или утихают, как бывает, когда коснешься пальцем куска льда. Во всяком случае, все эти ощущения физические и, как таковые, они непродолжительны. Они также поверхностны и не оставляют после себя никакого длительного впечатления, если душа закрыта. Как при прикосновении ко льду можно испытать только ощущение физического холода, и это ощущение забывается при согревании пальца, так забывается и физическое действие цвета, когда от него отвернешься. Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических переживаний, так же и поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание.

Только привычные предметы действуют на средне-впечатлительного человека совершенно поверхностно. Но, если мы видим их впервые, то они сразу производят на нас глубокое впечатление: так переживает мир ребенок, для которого каждый предмет является новым. Он видит свет, который привлекает его, хочет схватить его, обжигает пальцы и начинает боятся огня и уважать его. Затем он узнает, что свет, кроме враждебной стороны, имеет и дружескую, что свет прогоняет темноту, удлиняет день, что он может греть, варить и являться веселым зрелищем. После того, как собран этот опыт, знакомство со светом завершено и познания о нем накоплены в мозгу. Острый, интенсивный интерес исчезает, и свойство огня быть зрелищем вступает в борьбу с полным к нему равнодушием. И так, постепенно, мир лишается своих чар. Мы знаем, что деревья дают тень, что лошади могут быстро бегать, а автомобили движутся еще быстрее, что собаки кусаются, что до луны далеко, что человек в зеркале - не настоящий.

И лишь при более высоком развитии человека всегда расширяется круг свойств, несущих в себе различные вещи и сущности. При таком более высоком развитии существа и предметы получают внутреннюю ценность и, в конце концов, начинают внутренне звучать. Так же обстоит дело и с цветом. При низкой душевной восприимчивости, он может вызвать лишь поверхностное действие, которое исчезает вскоре после того, как прекратилось раздражение. Но и в этом состоянии это простейшее воздействие может иметь различный характер. Глаз больше и сильнее привлекается светлыми красками, а еще сильнее и больше более светлыми и теплыми тонами: киноварь притягивает и манит нас, как огонь, на который человек всегда готов жадно смотреть. От яркого лимонно-желтого глазу через некоторое время больно, как уху от высокого звука трубы. Глаз становится беспокойным, не выдерживает долго вида этого цвета и ищет углубления и покоя в синем или зеленом. При более высоком развитии это элементарное действие переходит в более глубокое впечатление, сильно действующее на душу.

2) Тогда налицо второй главный результат наблюдения - психическое воздействие цвета. В этом случае обнаруживается психическая сила краски, она вызывает душевную вибрацию. Так первоначальная элементарная физическая сила становится путем, на котором цвет доходит до души. Является ли это второе воздействие действительно прямым, как можно было бы предположить из сказанного, или же достигается путем ассоциаций, это остается, возможно, под вопросом. Так как душа в общем крепко связана с телом, то возможно, что душевное сильное переживание путем ассоциации вызывает другое, ей соответствующее. Например, красный цвет может вызвать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь, так как красный цвет есть в то же время цвет огня. Теплый красный цвет действует возбуждающим образом; такой цвет может усилиться до болезненной мучительной степени, может быть, также и вследствие его сходства с текущей кровью. Красный цвет в этом случае пробуждает воспоминание о другом физическом факторе, который безусловно болезненным образом действует на душу.

Если бы дело обстояло так, то мы легко могли бы в ассоциациях найти объяснение и другим психическим воздействиям не только на орган зрения, но и на другие органы чувств. Можно было бы, например, предположить, что светло-желтый цвет путем ассоциации с лимоном вызывает впечатление чего-то кислого.

Но подобными объяснениями едва ли можно удовлетвориться. Именно там, где вопрос касается вкуса цвета, можно привести различные примеры, где это объяснение не может быть принято. Один дрезденский врач рассказывает об одном из своих пациентов, которого он характеризует как "духовно необычайно высоко стоящего" человека, что тот неизменно и безошибочно ощущал "синим" вкус одного соуса, т.е. ощущал его как синий цвет.

Можно было бы, пожалуй, принять похожее, но все же иное, объяснение, что как раз у высокоразвитого человека пути к душе настолько прямы и впечатления приходят так быстро, что воздействие, идущее через вкус, тотчас же достигает души и вызывает созвучие соответствующих путей, ведущих из души к другим телесным органам, - в нашем случае к глазу. Это было бы как эхо или отзвук музыкальных инструментов, когда они без прикосновения к ним созвучат с другим инструментом, испытавшим непосредственное прикосновение. Такие сильно сенситивные люди подобны хорошо наигранной скрипке, которая вибрирует всеми своими частями и фибрами при каждом касании смычка.

Если принять это объяснение, то зрение, разумеется, должно быть связано не только со вкусом, но и со всеми остальными органами чувств. Так именно и обстоит дело. Некоторые цвета могут производить впечатление чего-то неровного, колючего, в то время как другие могут восприниматься как что-то гладкое, бархатистое, так что их хочется погладить (темный ультрамарин, зеленая окись хрома, краплак). Само различие между холодными и теплыми тонами красок основано на этом восприятии.

Имеются такие краски, кажущиеся мягкими (краплак) и другие, которые всегда кажутся жесткими (зеленый кобальт, зелено-синяя окись), так что свежевыжатая из тюбика краска может быть принята за высохшую.

Выражение, что краски "благоухают" - общеизвестно.

Наконец, понятие слышания красок настолько точно, что не найдется, пожалуй, человека, который попытался бы передать впечатление от ярко-желтого цвета на басовых клавишах фортепиано или сравнивал бы краплак со звуками сопрано.

Это объяснение всего путем ассоциации в некоторых, особенно важных для нас, случаях оказывается все же недостаточным. Слышавший о хромотерапии знает, что цветной свет совершенно особенным образом влияет на тело человека. Неоднократно делались попытки использовать и применять силу цвета при различных нервных заболеваниях, причем снова замечено было, что красный цвет живительно, возбуждающе действовал на сердце и что, напротив того, синий цвет может привести к временному параличу. Если подобного рода влияние можно наблюдать и на животных и даже на растениях - что практически и происходит, то объяснение путем ассоциации отпадает совершенно. Во всяком случае, эти факты доказывают, что краски таят в себе мало исследованную, но огромную силу, которая может влиять на все тело, на весь физический организм человека.

Но, если в данном случае объяснение путем ассоциации представляется нам недостаточным, то мы не можем удовлетвориться им и для объяснения влияния цвета на психику. Вообще цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет - это клавиш; глаз - молоточек; душа - многострунный рояль.

Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу.

Наши рекомендации