Аналогичный метод картирования электрической активности мозга был применен М. Б. Костюниной при распознавании эмо-


циональных состояний на фотографиях человеческих лиц. В случае, когда эмоции опознавались, центры интеграции в альфа-диапазоне частот выявлялись преимущественно в теменно-височно-за-тылочных областях коры левого полушария. Если эмоции не опознавались, центры интеграции были локализованы в лобных отделах полушарий и в правой теменной зоне коры. Электрофизиологические данные М. Б. Костюниной, с одной стороны, еще раз подтверждают наблюдения нейропсихологов о важной роли правого полушария в распознавании эмоциональной экспрессии, а с другой стороны, совпадают с выводом В. Д. Глезера о локализации механизма инвариантного опознания образов в левом полушарии мозга.

Одну из лучших моделей экспериментального исследования творчества как поиска чего-то неизвестного и трудно прогнозируемого предложил К. К. Монахов. Испытуемым демонстрировали картинки с двойным изображением, одно из которых было легко узнаваемым, а второе замаскированным. При опознании каждого из этих изображений субъект должен был нажать на кнопку. При этом производилось картирование коэффициентов взаимосвязей электрических процессов различных областей коры. До момента предъявления картинки зоны наибольших связей располагались в области левого лобного полюса и в правой центральной области. В момент опознания первого изображения через 2 с после появления картинки резко повысились взаимосвязи в лобных отделах. За 8— 7 с перед нажатием на кнопку, сообщающем об опознании второго скрытого изображения, произошло резкое увеличение взаимосвязей в правой лобной области. Позднее этот пик исчезает, и за 2—1 с перед нажатием на кнопку топокарта становится похожей на фон. Высокая активность лобной, затылочной и теменной областей правого полушария зарегистрирована у лиц с наиболее продуктивными ответами при решении задач, требующих развитого воображения. По мнению Я. А. Альтмана, возникновение звуковых ритмических образов у поэтов связано с деятельностью правой слуховой височной области коры. Появление слов и рифм свидетельствует о вовлечении левого полушария.

Еще раз подчеркнув крайнюю ограниченность сведений о нейрофизиологических механизмах творчества, я попытаюсь наметить хотя бы самую грубую схему участия различных мозговых образований в реализации творческого акта в качестве своеобразной программы дальнейших экспериментальных исследований (таблица 3).

Можно предполагать, что ядрам миндалевидного комплекса принадлежит важная роль в выделении той доминирующей мотивации, которая инициирует поиск недостающей информации для решения возникшей перед субъектом задачи. Что касается второго образования лимбической системы — гиппокампа, то именно его участие обеспечивает расширение набора следов, извлекаемых из памяти (прежде всего — из нижневисочной коры) и служащих материалом для формирования гипотез. Сами эти гипотезы, по-видимому, генерируются в лобных отделах правого полушария, где одновременно происходит их первоначальная неосознаваемая оценка, отметающая заведомо не относящиеся к данной задаче варианты. Следует также принять во внимание, что нейроны гиппокампа — детекторы новизны — способны откликаться не только на новый стимул, но и на новую комбинацию следов, хранящихся в памяти.

Совместная деятельность миндалины, гиппокампа и префрон-тальной коры реализует феномен инсайта, в который вовлекается и хвостатое ядро, где найдены нейроны, отражающие стадию предрешения и момент решения при отсроченном выборе.

Взаимодействие между передними отделами левого и правого полушарий представляет тот физиологический субстрат, благодаря функционированию которого возникает отмечаемый творческими личностями диалог двух голосов — фантазирующего и критического, осуществляется осознанный логический отбор гипотез для их последующей проверки практикой. Функциональная асимметрия двух полушарий мозга, в сущности, служит сегодня наиболее приемлемой нейробиологической основой взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых компонентов творческого процесса.

Таблица 3

1 Нейрофизиологические свойства доминанты Характерные черты творческого акта Ключевые структуры мозга
Способность суммации широкого круга внешних стимулов Необычные неожиданные ассоциации Гиппокамп
Ограничивающая функция мотивации в отношении врожденных и ранее приобретенных реакций Решающее значение мотивации и запаса знаний Миндалина Нижняя височная кора
Скрытые доминанты Неосознаваемые процессы формирования гипотез: деятельность сверхсознания Лобные и височные области правого полушария
Быстрое замыкание новых условных связей при устранении доминантных состояний Озарение Лобные и височные области левого полушария
  Диалогическая природа творческого мышления: возникновение гипотез и их отбор Взаимодействие двух полушарий

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



Наши рекомендации