Виды и функции интернет-рекламы
Разделение рекламы на отдельные виды по тем или иным классификационным основаниям, в зависимости от цели и объекта рекламирования, средств размещения рекламы, способов рекламного воздействия, функционального назначения рекламы и других критериев сегодня необходимо. Так как современные технологии позволяют подходить к процессу рекламирования творчески и сегментировано. Реклама в сети как рекламное средство является совокупностью огромного спектра разных способов воздействия на потребителя: это и электронная почта, веб-серверы, рекламные сети, баннеры, интернет-аукционы, «желтые страницы», группы новостей, поисковые системы и каталоги, сети мгновенных сообщений. Все это воплощает в себе современная интернет-реклама.
Многообразие форм интернет-рекламы создаёт основания для ее классификации. Рассмотрим классификацию по видам рекламной деятельности [7: 68]:
1. Корпоративный сервер (виртуальное представительство). Дает возможность сделать информацию о товаре, фирме или услуге общедоступной, позволяет оперативно реагировать на рыночную ситуацию
2. Баннеры представляют собой графическое изображение, которое чаще всего помещается на Web-странице и имеет гиперссылку на сервер Вашей фирмы.
3. Электронная почта предполагает формирование адресов потенциальных покупателей и отправку им частных сообщений по каналам электронной почты
4. Группы новостей. Это своего рода газета или электронная доска объявлений в компьютерных сетях, информацию в которых (включая рекламную) в форме статей, сообщений или объявлений могут размещать любые фирмы.
5. Реклама на досках объявления и в дискуссионных листах. Категории объявлений по определенной тематике. Увеличивают вероятность того, что рекламное сообщение будет прочитано целевой аудиторией.
Д.А. Шахов считает, что количество рекламных видов растет постоянно. Кроме того, они чрезвычайно разнообразны и некоторые из них можно считать условно рекламными. Однако он говорит, что их можно классифицировать по признакам исторической практики использования и принципа коммуникации [23: 276]:
1. Традиционные рекламные методы. Они базируются на видах рекламы, применяемых также в журналах, телевидение, прессе и включают в себя таргетенговые рекламные сообщения различных размеров, включающих в себя составные и специфичные варианты размещения текста, анимированных изображений, аудиоинформации и видеороликов. Размещение статей, веб-каталогов, проведение почтовых рассылок также относится к этой группе. проведение почтовых рассылок подразумевает под собой персонализированную рассылку рекламных сообщений через электронную почту (e-mail).
Данные методы основаны на предоставлении сообщений, которые побуждали бы к действию и взаимодействию. Данный метод больше рассчитан на потенциально заинтересованную аудиторию (таргетированную).
2. Нетрадиционные методы рекламы. Они базируются на инновационной (креативной) организации рекламного сообщения. Нужно предложить аудитории реализовать свои коммуникативные потребности другим образом, т. е. предложить самостоятельный продукт, имеющий свою информационную значимость. Это дает возможность аудитории быть соучастником, общаться, как правило, с автором или с пользователями Интернета. Результат вырабатывается не за счет давления на аудиторию, а за счет вовлечения ее в процесс взаимодействия.
Одним из наиболее незамысловатых вариантов «нетрадиционной» рекламы являются игры, «вирусная» реклама, конкурсы, ведение корпоративных блогов, обсуждение на форумах и социальных сетях и т. д., которые объединены в рамках социальных сервисов. Эффективность данной рекламы определяется оповещением о компании, созданием лояльного к ней отношения.
3. Квазирекламные методы рекламы. Они базируются на продвижение сайта через поисковые машины, интернет-спам.
С учетом того, чтотрадиционные и нетрадиционные виды интернет-рекламы основаны главным образом на социально-психологических механизмах воздействия на аудиторию, то в этой ситуации на первенство выходит технический компонент, например программы для рассылки спама или алгоритм отбора информации, заложенный в поисковой машине (например, Yandex.ru). Весомость квазирекламных средств в рекламе в сети нельзя преувеличить на данный момент.
Также можно выделить еще одну классификацию видов рекламы в сети Интернет, более классическую [5: 28]:
1. Медийная реклама — размещение текстово-графических рекламных материалов на сайтах, представляющих собой рекламную площадку. Она имеет множество сходств с рекламой в печатных СМИ. Но воздействие медийной рекламы наиболее расширено, так как в ней могут использоваться баннеры, гиперссылки и есть возможность анимированного изображения. Зачастую медийная реклама имеет форму баннерной рекламы.
2. Контекстная реклама — размещение текстово-графических рекламных материалов рядом с результатами поиска на сайте. Данный вид рекламы является одним из наиболее эффективных и доступных средств увеличения объемов продаж, потому что демонстрация тех или иных рекламных сообщений зависит от поискового запроса пользователя.
3. Геоконтекстная реклама — реклама в мобильных телефонах с учётом местоположения пользователя (поисковая реклама) и на веб-картах (например, Google Maps, Яндекс.Карты, Карты@Mail.ru), которая относится к разряду LBA (location-based advertising). Рекламные сообщения показываются пользователю при просмотре участка карты с учётом контекста запроса. Например, можно просмотреть все салоны красоты в определенном районе города.
4. Продакт-плейсмент в онлайн играх – интернет-реклама продукта или бренда, интегрированная в игровой процесс.
Иные виды рекламы в сети Интернет обычно являются продуктом совмещения, например поисковой и медийной рекламы. Следует отметить, что, как и любая реклама, интернет-реклама выполняет 4 универсальные функции: экономическую, социальную, маркетинговую и коммуникационную [19: http://]. Однако интернет-реклама имеет больше возможностей, чем любая другая и входит во все элементы комплекса рекламных коммуникаций.
Во-первых, интернет-реклама делает процесс предоставления товара или услуги более быстрым. Для реализации товара оперативным образом наиболее всего подходят такие средства, как электронная почта, баннер и веб-страница. Во-вторых, интернет-реклама может выполнять функции PR. Для этой функции могут быть задействованы такие средства рекламы как: электронная почта, баннер и веб-страница. В-третьих, при организации предприятием выставок и ярмарок может осуществляться их виртуальное сопровождение. В-четвертых, Сеть помогает поддерживать личные контакты и продажи, так как скорость реакции через Интернет эквивалентна устной презентации товара или услуги в ходе беседы с потенциальными потребителями. Для этого используется прямая почтовая рассылка рекламных предложений. В-пятых, с помощью интернет-рекламы можно проводить различные презентации товара, так как она может являться одной из части сейлз-промоушн.
По мнению А.Э. Калининой реклама в Интернете может быть нацелена [7: 67]:
- на создание благоприятного имиджа фирмы, товара или услуги;
- обеспечение доступности информации о фирме или продукции для сотен миллионов людей, в том числе географически удаленных;
- реализацию всех возможностей представления информации о товаре: графику, звук, анимацию, видеоизображение и многое другое;
- оперативную реакцию на рыночную ситуацию: обновление данных прайс-листа, информации о фирме или товарах, анонс новой продукции;
- продажу продукции через Интернет — одно виртуальное представительство позволит не открывать новых торговых точек.
Исходя из вышесказанного, следует сделать такие выводы. Наиболее популярным средством рекламы в Интернете сегодня является баннерная реклама, так как она наименее затратная и наиболее эффективная из всех средств рекламы в сети. Способы доведения информации до потенциальных клиентов и потребителей все еще остаются главными направлениями рекламы в Интернете. Затраты на рекламу в сети Интернет, как и доходы от нее будут только увеличиваться.