Что делать с большим магазином

Сведения о фирме:

1. Фирма занимается торговлей бытовой техникой и электроникой.

2. Возраст фирмы: 5 лет.

3. Фирма создана группой бывших студентов физфака. За счет безграничного энтузиазма, разумного риска и удачно подобранной команды фирма заняла около 20 % городского рынка указанной техники.

4. Имеет несколько магазинов – 7 небольших в центральных районах, имеющих хороший оборот. Действует собственный сервисный центр.

5. Руководство уделяет особое вниманию качеству клиентского обслуживания и технике продаж: регулярно проводит тренинги по продажам для продавцов, требует и поощряет бережное и доброжелательное отношение к клиентам, поддерживает общие стандарты сервиса во всех магазинах.

6. Фирма имеет хорошую репутацию на рынке, пользуется доверием покупателей.

7. Кредо фирмы – «Мы лидеры на рынке бытовой техники в области».

8. 3 года назад в период бума на рынке бытовой техники ЗАО «Мир техники» купила здание мебельного магазина и организовала там крупный магазин электроники и бытовой техники (внутри фирмы эту торговую точку называют просто «большой магазин»).

9. Здание этого магазина построено под магазин и идеально приспособлено для торговли: удобный подъезд, стоянка, грузовые лифты, широкие витрины. При этом оно находится в стороне от центра, по пути в спальные районы города.

10. Торговый и вспомогательный персонал этого магазина насчитывает 34 человека. Т. к. на этот магазин возлагались особые надежды, в нем были собраны лучшие продавцы и менеджеры фирмы.

11. В настоящее время магазин не приносит прибыли. Издержки на его содержания высоки, а уровень продаж здесь находится на уровне маленьких магазинов в центре. Продавцы, получающие зарплату в виде процента от продаж, выражают недовольство, самые энергичные уже уходят.

Вы – вчера назначенный директор, по развитию ЗАО «Мир техники». Вас пригласили на планерку, на которой обсуждаются проблемы, связанные с большим магазином.

Директор большого магазина:

– Уверен, что трудности связаны с недостатком внимания руководства фирмы к этому магазину. Мне кажется, что, не получив от приобретения данной торговой площади немедленного результата, мы опустили руки, поставив на ней клеймо неперспективной. При этом:

– Маркетинговая служба плохо работает – закупаемый службой снабжения товар не пользуется спросом.

Рекламная служба работает плохо и рекламный бюджет недостаточен.

Магазин так и не отремонтировали после покупки.

Тем не менее, я считаю, что ситуацию исправить полостью в наших силах, необходимо только сделать следующее:

– увеличить ассортимент за счет наиболее современных и дорогих моделей техники;

– отремонтировать магазин;

– увеличить финансирование рекламы для этого магазина, в том числе установить несколько больших биллбордов на дороге рядом с магазином;

– ввести минимальную фиксированную ставку для продавцов на период стабилизации продаж, чтобы не потерять персонал;

– восполнить уже уволившихся лучших продавцов наиболее сильными кадрами из других магазинов.

Коммерческий директор фирмы:

– Увы, причины неудачи с большим магазином (я считаю, что время признаться в провале данного проекта давно пришло) нельзя возлагать только на центральный аппарат. Дело в следующем:

– рынок бытовой техники уменьшается;

– для магазина нашего традиционного профиля большой магазин невыгодно расположен.

Выход из данной ситуации следует искать на других рынках. Я считаю, что большой магазин необходимо немедленно переориентировать на торговлю мебелью, т. к. он ранее использовался именно для этого, более того, весь город его таким и помнит. Кроме того:

– магазин оборудован для торговли мебелью, есть подъезд для большегрузных автомобилей, грузовой лифт, оборудованный склад, тележки и другой необходимый инвентарь;

– персонал в магазине молодой, быстро переквалифицируются, если освоили огромный ассортимент бытовой электроники, то смогут освоить и новый ассортимент, кто не захочет – пусть уходит;

– в фирме есть мощная служба снабжения, рекламная служба, собственный транспорт – все уже есть. Выйдя на новый рынок, мы получим преимущество перед конкурентами, т. к. сможем сэкономить на расходах на вспомогательные службы.

Финансовый директор фирмы:

– Да, но в этом случае:

– имеющиеся отделы снабжения и рекламы едва ли будут в состоянии обслуживать новое направление в силу его специфичности;

– затраты на переоборудование будут очень значительными;

– это существенно усложнит учет.

С другой стороны, многие региональные производители мебели будут охотно отдавать товар нам на реализацию.

Коммерческий директор фирмы:

– Неужели мы начнем торговать низкокачественной мебелью? Не хватало еще подорвать свой имидж. Нас знают как поставщика фирменных товаров от лучших производителей, будем торговать мебелью известных европейских фабрик. Для раскрутки же нового направления мы легко получим кредит в банке, заложив собственно здание магазина.

Финансовый директор фирмы:

– Но мы никогда не получим товарного кредита от европейских производителей. Мебель – капиталоемкий товар, нам выгоднее торговать местной мебелью, не повышая собственных рисков.

Главный экономист фирмы:

– Вариант с диверсификацией интересен. Для эффективного управления новым проектом необходимо изменить существующую организационную структуру. Я предлагаю выделить работу по этому направлению в отдельную структуру со своей системой учета, снабжением, маркетингом. Это настолько другой вид деятельности для нас, что невозможно переориентировать специалистов центрального офиса. Проще создать всю систему заново. При этом полученный новый опыт позволит исправить все ошибки, накопившиеся в менеджменте фирмы.

Перечислите все «за» и «против» перехода на торговлю мебелью.

Чью позицию вы разделяете и почему?

Какой выход из сложившегося положения вы видите?

Итоговый тест

1. Конкуренция, возникающая потому, что одинаковые товары различаются только качеством, а нередко совпадают и по качеству называется:

А) функциональной;

Б) видовой;

В) предметной;

Г) ценовой.

2. Автором теории, утверждающей, что каждая страна должна специализироваться на тех продуктах, в производстве которых она обладает наибольшей относительной эффективностью или относительно меньшими издержками является:

А) А. Смит;

Б) Д. Риккардо;

В) Р. Лукас;

Г) М. Портер.

3. Конкурентная стратегия, рассчитанная на завоевание и удержание относительно узких рыночных ниш, в пределах которых реализуются эксклюзивные товары специального назначения и весьма высокого качества:

А) виолентная;

Б) патиентная;

В) коммутантная;

Г) эксплерентная.

4. Факторы конкурентоспособности, включающие качество, продажную цену, затраты на эксплуатацию и зависящие от производительности и интенсивности труда, издержек производства и наукоемкости продукции:

А) технико-экономические;

Б) коммерческие;

В) нормативно-правовые;

Г инновационные.

5. Продажа товаров разным покупателям по разным ценам называется:

А) демпингом;

Б) распродажей;

В) продвижением товаров;

Г) ценовой дискриминацией…

6. Сущность маркетинга заключается в:

А) получении прибыли;

Б) в увеличении объемов продаж;

В) в разработке финансового плана организации;

Г) в обеспечении баланса интересов производителя и потребителя.

7. Максимальная цена товара определяется:

А) издержками;

Б) величиной спроса на товар;

В) качеством товара;

Г) ценами конкурентов на аналогичный товар.

8. Слоганом называется:

А) логотип фирмы;

Б) рекламный девиз фирмы;

В) транспарант-растяжка;

Г) рекламный щит.

9. К мероприятиям по стимулированию сбыта относятся:

А) реклама на телевидении;

Б) кредит в различных формах;

В) бесплатное распространение товара;

Г) экскурсии на предприятие;

10. Товарный знак – это:

А) фирменный знак;

Б) марочное название;

В) зарегистрированная товарная марка;

Г) торговое название фирмы.

11. По целевому назначению различают следующие виды рекламы:

А) информативная;

Б) коммерческая;

В) телевизионная;

Г) социальная.

12. К комплексу элементов маркетинга не относятся:

А) товар, сбыт;

Б) реклама, сервис;

В) цена;

Г) конкуренты.

13. Жизненный цикл товара – это:

А) период внедрения товара на рынок;

Б) производство и продажа товара;

В) период пребывания товара на рынке;

Г) предварительная разработка концепции товара.

14. В понятие “продвижение товара” входят:

А) сбыт товара;

Б) реклама товара;

В) транспортирование товара;

Г) упаковка товара.

15. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на один из них вызовет:

А) рост спроса на второй товар;

Б) бурную негативную реакцию продавцов второго товара;

В) рост цены на второй товар;

Г) падение объема спроса на второй товар.

16. Если спрос на товар сокращается, то общая выручка продавца:

А) растет;

Б) сокращается;

В) сокращается в том случае, если спрос эластичен по цене;

Г) остается неизменной.

17. Маркетинговое исследование – это:

А) то же самое, что и «исследование рынка»;

Б) постоянно действующая система сбора, классификации, анализа, оценки и распространения маркетинговой информации;

В) сбор, упорядочивание, анализ и обобщение данных для обнаружения и решения маркетинговых проблем;

Г) исследование маркетинга.

18. Вторичные данные в маркетинге – это:

А) перепроверенная информация;

Б) второстепенная информация;

В) информация, полученная из посторонних источников;

Г) информация из внешних источников или собственная информация, первоначально полученная с другими целями.

19. Сегментация рынка – это:

А) разделение рынка на отдельные части (сегменты);

Б) деятельность по классификации возможных потребителей в соответствии с качественными особенностями их спроса;

В) структурирование потребителей, заинтересованных в определенных товарах или услугах;

Г) стратегия выборочного проникновения на рынок.

20. Примером естественной монополии является:

А) международный нефтяной картель ОПЕК;

Б) компания «IBM»;

В) издательство «Известия»;

Г) городской метрополитен.

21. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

А) выпускаются дифференцированные товары;

Б) на рынке оперирует множество продавцов и покупателей;

В) выпускаются однородные товары;

Г) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

22. В каких рыночных ситуациях имеет место конкуренция продавцов?

А) «рынок покупателя»;

Б) «рынок продавца»;

В) «равновесный рынок»;

Г) продавцы конкурируют (в той или иной степени) всегда.

23. Зачем надо определять главного конкурента?

А) для изучения потребительских свойств его товара;

Б) чтобы знать, на кого надо опереться;

В)для эффективного анализа рыночной ситуации;

Г) для реализации стратегии «цена лидера».

24. Каким образом определяется главный конкурент?

А) по уровню потребительских свойств товара;

Б) по объему предложения;

В) по величине доли рынка;

Г) по наилучшему соотношению между объемами продаж и предложения.

25. Товар в маркетинге – это:

А) любой продукт деятельности (включая услуги), предназначенный для реализации;

Б) продукт деятельности, предложенный на рынке для продажи по определенной цене и по этой цене пользующийся спросом как удовлетворяющий потребности;

В) результат исследований, разработок и производства;

Г) продукт деятельности становится товаром в момент осуществления по его поводу сделки купли-продажи.

26. Качество товара в маркетинге – это:

А) совокупность физических, химических, эргономических и других измеряемых (оцениваемых) характеристик изделия;

Б) характеристика конкурентоспособности товара, степень его отличия от товаров-конкурентов;

В) степень успешности решения проблем потребителей;

Г) то общее, что ценят в продукте различные покупатели.

27. Ценовая эластичность спроса представляет собой:

А) зависимость цены товара от величины объема спроса;

Б) отношение процентного изменения количества спрашиваемого товара к процентному изменению цены;

В) отношение количества спрашиваемого товара к изменению цены с учетом первоначального количества спрашиваемого товара и первоначальной цены;

Г) размеры диапазона колебаний спроса в зависимости от диапазона колебаний цены.

28. Чем отличается ценовая конкуренция от не ценовой?

А) уровнем коэффициента эластичности предложения по цене;

Б) ролью цены в конкуренции за объемы сбыта;

В) тем, что ценовая конкуренция имеет место на рынке с высоким уровнем дохода;

Г) невозможностью использовать бесплатную рекламу

29. Какая стратегия конкуренции наиболее доходна?

А) «завышенная цена»;

Б) все зависит от рыночной ситуации;

В) «цена лидера»;

Г) «снятие сливок».

30. Для того чтобы охарактеризовать некое сообщение как рекламное, важно убедиться в следующем:

А) неличный характер представления и продвижения идей, товаров или услуг;

Б) оплачиваемость сообщения заинтересованным в продаже вполне определенным лицом;

В) верно и то, и другое;

Г) верно, если первое сочетается со вторым.

Глоссарий

Анкета – набор вопросов, на которые должны быть получены ответы от респондентов.

Ассортимент товаров – это группа товаров одной товарной категории, выпускаемая под одной маркой.

Бренд – название, слово, выражение, символ, графическое решение или их комбинация, используемые в целях обозначения товаров и услуг конкретного продавца или группы продавцов и отличия их от конкурентов, имеющие общественное признание и высокую денежную стоимость.

Гарантии – это письменные обязательства компании заменить товар или вернуть его стоимость в случае обнаружения дефекта или неудовлетворительного функционирования.

Дифференциация товара – действия, направленные на придание товару отличительных признаков относительно товаров-конкурентов.

Жизненный цикл товара характеризуется изменением объемов продаж и получаемой прибыли во времени, которое графически можно представить в виде кривой, по форме напоминающей колокол. На этой кривой можно выделить четыре этапа: внедрение, рост, зрелость и спад.

Канал распределения – это совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.

Карта позиционирования марки – показывает текущие позиции уже существующих марок аналогичных товаров; необходима для того, чтобы найти возможность сделать новый товар отличным от конкурирующих марок.

Кодирование – это процесс, с помощью которого источник преобразует свои цели в стратегию рекламы или стимулирования продаж, позволяющую довести требуемое сообщение до сведения адресата.

Конкурентное преимущество – это система, обладающая какой-либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической и организационной сферах деятельности.

Конкурентоспособность страны – это способность предприятий, организаций и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках и обусловливается экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране.

Конкурентоспособность организации – это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей.

Конкурентоспособность отраслей – это эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемая, помимо традиционных критериев, по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом.

Конкурентоспособность товара – это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение.

Конкуренция – это процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества, при реализации продукции и соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя.

Марка – это наименование или символ, представляющий товар.

Маркетинговые исследования – это систематический сбор, обработка и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности предприятия в целях уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию управленческих решений.

Маркетинговая среда организации – это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами организации и влияющих на возможности устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного обмена.

Модификации товара – это товары, известные компании, но новые для потребителей.

Новый товар-дубликат – это товар, известный на рынке, но новый для компании.

Персональная продажа – это личные контакты торгового персонала предприятия с покупателями, устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью его продажи или заключения торгового соглашения.

Позиционирование – это действия, направленные на формирование восприятия потребителями данного товара относительно товаров-конкурентов по тем преимуществам и выгодам, которые они могут получить.

Посредники простые – это предприятия и лица, которые, не принимая на себя ответственности за товар, осуществляют посредничество или сделки между производителем (продавцом) и покупателем. К числу простых посредников относятся брокеры, агенты, комиссионеры, и др., чьи доходы формируются за счет различного рода вознаграждений.

Посредникиторговые – торговые организации, предприятия и лица, осуществляющие перепродажу товаров для удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли.

Продвижение товара – это совокупность различных видов деятельности по доведению информации о достоинствах продукта до потенциальных потребителей и стимулированию возникновения у них желания его купить».

Реклама – это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физических или юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для определенного круга лиц и предназначена формировать или поддерживать интерес к этим физическим или юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Розничная торговля – любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

Рынок – место, где потребители с похожими потребностями и проблемами встречаются с продавцами соответствующих продуктов или услуг, конкурирующими друг с другом, за привлечение потребителя.

Связи с общественностью(паблик рилейшенз, ПР, public relations, PR) – это продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимание между организацией (предприятием) и общественностью.

Сегментация рынка – разделение рынка на участки (сегменты) в соответствии с наиболее существенными характеристиками самих потребителей.

Система маркетинговых коммуникаций – это целенаправленное и комплексное воздействие на внешнюю и внутреннюю среду фирмы, прямо или косвенно способствующее достижению основной ее цели: получение прибыли.

Спрос – платежеспособная потребность, вынесенная на рынок.

Спрос потенциальный – это максимально возможный размер спроса, который могут предъявить потенциальные потребители той или иной продукции.

Спрос реальный представляет собой размер фактической реализации товаров за определенный срок, выраженный в натуральных или стоимостных показателях.

Средства рекламы – конкретные средства распространения в пределах каждого вида, например, конкретные журналы, телешоу или радиопрограммы.

Стимулирование сбыта – это кратковременные меры, поощряющие покупку товара

Стратегическое управление – это управление развитием предприятия в постоянно изменяющейся рыночной среде.

Субститут – товар, являющийся заменой другому товару.

Теория игр – это теория, изучающая стратегическое поведение в ситуации, когда принятие решения о дальнейших действиях предполагает анализ возможных ответных действий других субъектов рынка.

Товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Товарная категория – это родовой класс, к которому относится марка.

Товарная номенклатура – это совокупность категорий товаров, предлагаемых населению компанией или стратегическим коммерческим подразделением.

Торговцы – это организации, предприятия и лица, осуществляющие перепродажу или продажу товаров и услуг промежуточным и (или) конечным потребителям. Торговцы приобретают товар в собственность, становятся его владельцами и действуют от своего имени и за свой счет.

Фирменный стиль – это ряд взаимосвязанных приемов, которые позволяют обеспечить определенное единство всех товаров предприятия и одновременно противопоставляют их товарам-конкурентам (включает товарный знак, логотип, фирменный блок, фирменные цвет, шрифты и константы).

Цель рекламы – это конкретная задача по информированию целевой аудитории на протяжении определенного времени.

Цена – это денежная сумма, взимаемая за конкретный товар.

Ценовая дискриминация – продажа продукции разным покупателям по разным ценам.

Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) – это степень чувствительности спроса на определенный товар к изменению цены на него.

Эластичность спроса по доходу – это степень чувствительности спроса на какой-либо товар к изменению доходов потребителей. Он показывает, насколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителей на один процент.

Наши рекомендации