Измерение и прогнозирование спроса

Под спросом понимается платежеспособная потребность, вынесенная на рынок. Можно выделить спрос на товары и услуги конечных потребителей и спрос на товары и услуги предприятий-потребителей.

Спрос на потребительские товары формируется под влиянием значительного числа основных и специфических факторов.

Основные факторы формируют потребительский спрос на все товары и услуги, создавая пределы развития спроса. К ним относятся: размер товарного предложения, уровень доходов и цен, численность и состав населения, ряд других факторов.

Специфические факторы определяют развитие спроса на товарные группы или отдельные товары (например, развитие спроса на мебель определяется обеспеченностью населения квартирами).

Также, различают спрос общего и частного проявления. Общий спрос представляет собой спрос на определенный класс продуктов в целом (спрос на обувь, мебель, телевизоры и т. д.). Частный спрос – это спрос на конкретные, частные товарные марки (спрос на фирменное пиво «Балтика»).

Спрос на товары единовременного пользования делится на первый и повторный. Первый спрос предъявляется на пробные покупки, когда товар только появляется на рынке. Повторный спрос характеризует приверженность потребителей относительно данной товарной марки.

На товары длительного пользования предъявляется спрос первоначальный, на замену и дополнительный. Первоначальный спрос связан с процессом повышения обеспеченности, накоплением таких предметов в пользовании у потребителей, формированием парка. Спрос на замену – это спрос, направленный на возмещение накопленного парка в результате физического или морального износа предметов. Дополнительный спрос направлен на увеличение числа тех или иных товаров, находящихся в пользовании у населения.

Спрос на товары производственного назначения зависит от цели их использования: спрос на материалы для изготовления конечной продукции, спрос на промышленное оборудование, и на расходуемые материалы для производственного процесса.

Различают спрос, определяемый потребностями производственного процесса, как спрос на первые покупки (связан с решением новых задач на предприятии), повторные покупки безизменений (на продукцию, ассортимент, качество и цена которой не меняются), повторные покупки с изменениями (вызывают спрос на модифицированную продукцию, связанную с обновлением производственного процесса).

Особенность измерения спроса состоит в том, что его можно осуществить опосредованно через показатели продажи товаров или расходов населения на приобретение тех или иных предметов потребления.

Потенциальный спрос – это максимально возможный размер спроса, который могут предъявить потенциальные потребители той или иной продукции. Величинами его измерения являются:

– численность потенциальных потребителей;

– потенциально возможное количество продаж в натуральных единицах;

– размер потенциальных продаж в стоимостном выражении.

Основные подходы к измерению потенциального спроса:

– метод «поиска» заключается в промежуточных оценках исчисления конечных потребителей, исходя из общего количества людей;

– метод построения заключается в определении всех возможных групп потенциальных потребителей и последующем их суммировании.

Измерение потенциального спроса необходимо для проведения сравнения потенциальных возможностей с реальным спросом.

Реальный спрос представляет собой размер фактической реализации товаров за определенный срок, выраженный в натуральных или стоимостных показателях. Способы оценки реального спроса:

– расчет на основе объемов производства, экспорта, импорта и товарных запасов;

– замеры поступлений, продаж и запасов товаров в ассортименте по выборочной совокупности магазинов в течение определенного периода времени (исчисление индекса Нильсена);

– оценки расходов потребителей по бюджетной статистике.

Прогнозирование спроса осуществляется различными методами. Обычно реализуется комплексный подход, учитывающий сильные и слабые стороны применяемых методов. Общие методы прогнозирования спроса основываются на экстраполяции, экспертных оценках, нормативах и на экономико-математическом моделировании.

Позиционирование

Позиционирование – это действия, направленные на формирование восприятия потребителями данного товара относительно товаров-конкурентов по тем преимуществам и выгодам, которые они могут получить.

Позиционирование представляет собой два взаимосвязанных процесса: работа с сознанием потенциальных потребителей и работа с товаром. Первая позволяет оценить, как реально потребитель воспринимает товар, вторая, какие действия необходимо предпринять, чтобы данный товар занял определенное место среди товаров-конкурентов, из числа которых потребители делают свой выбор.

Позиционирование тесно связано с сегментацией рынка, обычно они рассматриваются как две стороны единого процесса, связанного с выделением целевого рынка и эффективной деятельности на нем.

Для некоторых организаций выбор стратегии позиционирования не составляет особого труда. Например, организация, хорошо известная в определенных сегментах рынка высоким качеством своих товаров или услуг, при проникновении в новый сегмент будет придерживаться той же позиции, если в этом сегменте имеется достаточное количество потребителей, ценящих высокое качество как дополнительное преимущество. Во многих случаях на одну и ту же позицию претендуют две или более фирм. В таком случае, каждая из них будет стремиться найти свои способы выделить себя из среды конкурентов. Каждая организация должна дифференцировать свое предложение путем создания уникального набора взаимосвязанных конкурентных преимуществ, привлекательных с точки зрения представительной группы в рамках данного сегмента.

После того как организация идентифицировала множество возможных конкурентных преимуществ, которые могут быть положены в основу позиционирования, она должна составить правильный выбор наиболее существенных конкурентных преимуществ и суметь довести выбранную позицию до рынка.

К критериям, в соответствии с которыми следует выбирать отличительные особенности при позиционировании можно отнести следующие:

– значительность, рассматриваемая как возможность предоставить целевым потребителям такое преимущество, которое они могут оценить как значительное;

– характерность, фиксирующая отсутствие у конкурентов данной отличительной особенности;

– превосходство, определяемое отличительными особенностями, превосходящими все другие способы, с помощью которых потребители могут получить определенные преимущества;

– наглядность, проявляющаяся в очевидности для потребителей;

– защищенность от копирования, реализуемая через невозможность скопировать отличительную особенность;

– доступность, отражающая возможность покупателей заплатить за эту отличительную особенность.

Процедура позиционирования включает несколько этапов:

1. Выбор критериев позиционирования, выделяющих те или иные выгоды или преимущества для потребителей. В качестве критериев позиционирования могут выступать потребительские признаки товара, расширение круга потенциальных покупателей данного товара, повышение престижности и эмоциональной ценности товара, учет слабых сторон конкурентов.

2. Определение показателей по выбранным критериям, делает возможным более полно раскрыть данные критерии. Такие показатели можно выявить в результате рыночного тестирования, проведения фокус-группы, экспертным путем.

3. Построение карты восприятия позволяет представить процесс позиционирования, используя несколько оценочных показателей. Она характеризует предпочтительные комбинации выгод, которыми руководствуются потребители при выборе того или иного товара.

4. Перепозиционирование – это действия, направленные на пересмотр существующей позиции товара в восприятии потребителей целевого рынка, улучшив потребительские характеристики товаров, либо внеся в сознание потребителей новые критерии восприятия товара.

Важным инструментом позиционирования и перепозиционирования является дифференциациятовара – действия, направленные на придание товару отличительных признаков относительно товаров-конкурентов.

Существуют различные способы изучения и описания позиций торговых марок и продуктов. Наиболее распространенным и простым в использовании является метод построения карты восприятия, или, как ее иначе называют, карты позиционирования.

В основе построения карты восприятия лежат различные математические или качественные подходы, суть которых заключается в одном: разместить (описать) восприятие потребителей торговых марок или продуктов по ряду «пространств». Они представляют собой средство наглядного отображения восприятия и показывают относительные позиции различных марок или продуктов (и, следовательно, компаний). Атрибуты для построения карты восприятия определяются посредством изучения потребителей с последующим подтверждающим исследованием, цель которого – определение относительных позиций марок или компаний для нанесения их на карту.

Таким образом, основа конкуренции – это отличительное преимущество фирмы. При наличии крепкого, устойчивого отличительного преимущества упрощается процесс разработки маркетинговых программ. Карты позиционирования являются удобным способом для объединения воедино восприятия покупателей в отношении предложений различных компаний и торговых марок. Знание относительных позиций компании помогает выстроить стратегию позиционирования и правильно разработать маркетинговую программу.

Контрольные вопросы:

1. С какой целью проводится сегментация рынка?

2. Каковы принципы сегментации рынка?

3. Перечислите основные типологии потребителей.

4. Какие методы сегментации рынка используются?

5. Какими критериями руководствуются при выборе рыночного сегмента?

6. Перечислите основные стратегии охвата целевого сегмента.

7. Каким образом осуществляется позиционирование товара?

Рекомендуемая литература

1. Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг. Учебное пособие. – М.: Дело, 2001.

2. Ассель Г. Маркетинг: Принципы и стратегия: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА – М, 1999.

3. Березин И. С. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт. – М.: Изд-во Эксмо, 2000.

4. Коротков А. Сегментация по важности свойств продукта. // Маркетинг. 2000. № 5. С. 30–35.

5. Ерошин Ю.А. Методика сегментирования рынка продукции производственного назначения. // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 1. С3-5.


Измерение и прогнозирование спроса - student2.ru

Наши рекомендации