Стратегический анализ внутренних ресурсов
Стратегический анализ внутренних ресурсов можно разделить на две части. Первая часть использует информацию и методы, применяемые в текущей деятельности (анализ финансовых ресурсов, человеческих, производства и технологию и др.).
Вторая часть требует специальных процедур для сбора информации и методов анализа. К ней следует отнести следующие основные вопросы:
● Организационная структура управления и сопутствующие ей процессы и процедуры.
● Область деятельности организации, продуктовых линий и связанные с ними организационные и технологические ресурсы.
● Основные и вспомогательные виды деятельности и их взаимодействие.
● Структура собственности и корпоративное управление.
● Группы влияния в организации.
● Пройденные этапы развития, разрешенные кризисы и фаза жизненного цикла, на которой находится организация.
● Уровень пустотелости.
● Ключевая компетенция организации.
● Миссия, видение и цели организации.
Число областей для анализа и уровень детализации должны быть необходимыми и достаточными, описания простыми и ясными для всех участников стратегического процесса.
2.1. Внутренняя структура организации
Для описания внутренней структуры организации используются несколько основных способов:
1. Организация может быть представлена в виде совокупности основных компонентов, соединенных между собой внутренними процедурами (это сотрудники с их навыками и умениями, материальные активы, структура, культура и т.д.).
2. Можно представить внутреннюю структуру организации как набор основных и вспомогательных подразделений либо в структуре управления.
Однако рассмотрение организации как набора отдельных элементов недостаточно для понимания ее функционирования, хотя их графическое отображение является необходимым элементом анализа. Такая схема не дает достаточного представления о производимой продукции, процессах, имеющих место на предприятии, ее клиентах. «Структура организации – это картина взаимодействия и координации, соединяющая технические, производственные и человеческие компоненты организации для достижение ею своих целей …».
Для определения внутренних внешних и связей в компании можно использовать построения органиграммы. Это дает возможность понять взаимодействия внутри предприятия и вне ее – с поставщиками и потребителями, определить критические точки.
![]() |
Рисунок 2 – Пример органиграммы в сельхозорганизации
Дальнейший анализ организации с точки зрения взаимодействия подсистем, элементов и внутренних потоков позволяет определить один из четырех принципиальных вариантов ее построения.
1. Набор. Организация функционирует как некоторый набор машин и людей, большинство которых редко вступают во взаимодействие между собой (пример, нотариальная контора).
2. Цепочка. Организация существует для того, чтобы объединять. Наиболее распространенной формой объединения и взаимодействия является цепочка. Сырье поступает на предприятие, из него изготавливают продукцию и реализуют. Функцией менеджмента в этом случае является контроль за работой цепочки и отдельного звена.
3. Третья форма организации построена по принципу координационного центра. Таким центром является место, куда стекают люди, информация, материалы и которое, в свою очередь выдает информацию и продукцию Задачей менеджмента в этом случае является координация усилий для получения результата. В качестве координационного центра может выступать, например, медсестра в больнице.
4. Координационные центры будучи связанные между собой, образуют сеть, которая является еще одной формой организации, предполагающей работу по согласованию усилий между отдельными узлами. Задачей менеджмента в этом случае является коммуникация, причем менеджмент должен быть везде. Менеджером в подобной ситуации может быть каждый, кто объединяет ресурсы для решения микрозадачи.
Важным направлением анализа внутренней структуры организации является анализ продуктовых линий и связанных с ними внутренних ресурсов организации и их согласование с принципами формирования центров издержек, центров прибыли и стратегических бизнес-единиц в организации.
Анализ продуктовых линий и ресурсов необходимых для их поддержания, начинается с определения того, какие продуктовые линии в компании существуют. Под продуктовой линией понимают процесс или часть процесса (в организационных рамках предприятия) разработки, производства и продвижения одного или группы взаимозаменяемых или близких с точки зрения функционального назначения продуктов (услуги).
Наличие нескольких продуктовых линий может означать, что предприятие оперирует в нескольких отраслях. Совокупность продуктовых линий представляет собой так называемый продуктовый портфель – набор продуктов (услуг) предлагаемых компанией.