Взять с собой все необходимое

Возможно, это вам не пригодится, но точно придаст больше уверенности. Что я имею

в виду. Однажды я проводил семинар в восьмидесяти километрах от города Т, в пансионате

на горном озере. Все складывалось чудесно. Прекрасное место, прекрасный пансионат, пре-

красная организация. Только вот за двадцать минут до семинара выяснилось, что организа-

торы забыли прихватить маркеры. А без них никак нельзя! Ближайшие маркеры – в вось-

мидесяти километрах пути по горной трассе. Но ничего страшного не произошло, потому

что маркеры у меня всегда с собой. Даже в избыточном количестве. А также скотч, клей,

ножницы, стикеры и прочие составляющие тренерского набора. Хотя все это по условиям

договора должны предоставлять организаторы мероприятия.

Так вот, собираясь на презентацию, запаситесь всем необходимым таким образом,

чтобы быть абсолютно независимым. Свой удлинитель, переходник, шнуры к ноутбуку и

проектору, маркеры, ручки – одним словом, все, что может пригодиться во время презента-

ции. Может, все это и не понадобится, но вы будете спокойнее. Если под прыгуном однажды

поломался шест, это может навсегда создать для спортсмена препятствие к новым достиже-

ниям. Всякий раз он будет ждать подвоха. Так и презентация, провалившаяся из-за подоб-ного пустяка, может стоить вам карьеры. Добавлю, что необходимо иметь с собой избыток

визитных карточек, буклетов и образцов – участников может оказаться больше, чем предпо-

лагалось.

Соответствующим образом одеться…

…начистить обувь, помыться, побриться, освежить дыхание. Что значит «соответству-

ющим образом одеться»? Одеться в том стиле, в каком с высокой долей вероятности будет

одета публика на презентации.

Эта рекомендация может к вам не относиться, если вы –

суперзвезда. Если просто звезда, оденьтесь как все остальные. При организации приемов и

вечеринок издавна принято в приглашении указывать так называемый дресс-код. Для дело-

вой презентации этого не пишут, поскольку и так подразумевается, что стиль – деловой.

Кто-то может мне возразить: «Но у нас творческая профессия, мы – рекламщики (артисты,

художники, организаторы корпоративных праздников), мы так одеваемся, и это наша дело-

вая одежда!»

Я могу это понять. Это могут понять и сидящие в зале. Однажды, когда я рассказы-

вал об индексе непредсказуемости, сотрудница киевского Кредитпромбанка поделилась, как

она проводила тендер, подбирая оператора для организации корпоративного мероприятия.

Все кандидаты приходили в широких штанах, парни – с серьгами в ушах, с разноцветными

волосами. Заказчица была не ханжа и не брюзга, а вполне молодая и продвинутая женщина.

И она понимала, что такой внешний вид – норма для сотрудников компаний соответствую-

щего профиля. Она также понимала, что это ничего не говорит об их профессионализме, но

все же не могла избавиться от внутреннего неприятия каждого из них, настолько нелепо и

не к месту смотрелись они в интерьерах банка на своих презентациях.

Обрести союзника

Посадите в зал своих друзей, родственников, знакомых, коллег. Если такой возможно-

сти нет или если вы относитесь к тем 20 % из нас, кто в присутствии своих друзей на пре-

зентации волнуется еще больше, обретите союзников из числа ваших будущих зрителей и

слушателей. Познакомьтесь с участниками до начала мероприятия. Походите по холлу, завя-

жите разговор с одним, другим, третьим. Обменяйтесь визитками, обсудите тему презента-

ции. Можете даже попросить их задать вам вопросы после выступления.

Я не помню случая, чтобы кто-то отказал. Обратите внимание, как выходит на пресс-

конференцию президент Соединенных Штатов. Он не просто приветствует аудиторию, а

характерным жестом отмечает в зале нескольких из присутствующих. Вполне вероятно, это

журналисты, которым он недавно давал интервью или лица которых известны всей Америке,

возможно, он делает эти знаки первым попавшимся. Неважно. Главное – у него и аудито-

рии создается впечатление, что в зале его союзники. Вам тоже будет легче, когда, выйдя к

микрофону, вы увидите, что в зале на вас доброжелательно смотрят несколько человек.

Однажды я принимал участие в тренинге голландского тренера по имени Пол Стори-

манс. Я пришел несколько раньше назначенного времени и увидел мужчину в рубашке с

закатанными рукавами, который пытался приладить какую-то табличку на входную дверь.

Он обратился ко мне по-английски и попросил ему помочь. Когда мы совместными усили-

ями справились, он спросил, не участник ли я тренинга, как меня зовут и все такое. Оказа-

лось, что это и есть Пол. Мы стали почти друзьями. Я прошел в зал, но, заскучав в ожида-

нии остальных участников, минут через десять решил выйти на воздух. Каково же было мое

удивление, когда я увидел, что Пол снова возится с той же табличкой и просит о помощи

уже следующего участника. «Создает» нового союзника.

Наши рекомендации