Принцип второй: «Все, что можно заменить символами, нужно заменить»

Как вы знаете, образы легче воспринимаются и проникают в подсознание через мень-

шее количество фильтров. Все, что можно отобразить с помощью символов, отражайте с

помощью символов. Не бойтесь, что презентация станет выглядеть легкомысленно: прес-

ные сухари вместо слайдов через несколько минут покажут ваши коллеги, и баланс вос-

становится. Воздержитесь от демонстрации банальных и пошлых клипартовских рисун-

ков. Ищите неизбитые изображения. Рисуйте сами. Недавно я купил специальный планшет,

соединяющийся с компьютером через USB-порт. Теперь я сам рисую на слайде то, что

считаю нужным. Рисунки получаются простые, любительские, но очень живые. Это смо-

трится оригинально и привлекательно. Особенно проследите за тем, чтобы картинки были

«из нашей жизни». Довольно забавно смотрелся слайд, который сопровождал слова руково-

дителя телеканала об охвате россиян вещанием. Карта России была наложена на обычный

городской пейзаж. Едут машины, куда-то спешат люди, кто-то читает газету. Только вот зна-

чительная часть этих людей – чернокожие, машины – желтые нью-йоркские такси, знако-

мые нам по фильмам, а газета в руках дедушки – New York Times. Такие вот у нас теперь

россияне!

Принцип третий: «20 = 7»

Не перегружайте аудиторию частой сменой слайдов. В такой гонке рассчитывать на

внимание и запоминание невозможно. Этот принцип напомнит вам о том, что на двадцать

минут презентации должно приходиться не более семи слайдов. Все, что вы сделаете сверх

того, тут же уйдет в корзину. Для вашего успокоения могу сказать, что если на основном

слайде постепенно появляется новая информация, то это не считается отдельным слайдом.

Принцип четвертый: «3 + 3»

На одном слайде нельзя использовать более трех шрифтов. Учтите, что курсив и жир-

ный варианты являются в этом случае отдельными шрифтами. Вы наверняка видели рекламу

в дешевых газетах, которая пестрит разнообразными шрифтами. Ну и как она воспринима-

ется? То же касается цвета – недопустимо использовать более трех цветов. Синий и голубой

при этом считаются разными цветами. Дело не только во вкусе или эстетике. Речь идет о

восприятии информации. А цвет – тоже информация. Для успокоения скажу, что элементы

оформления, общие для всех слайдов, в счет не идут. Я имею в виду логотипы и другие эле-

менты фирменного стиля.

Принцип пятый: «Если шрифт, то без засечек»

Шрифт без засечек на экране воспринимается легче. Засечки – это элементы украше-

ния, поперечные черточки вверху и внизу букв. Чтобы было яснее, шрифт Times New Roman

– с засечками, а Arial – без.

Принцип шестой: «Не дублировать информацию»

Презентатор выходит на сцену и говорит: «Здравствуйте, коллеги!» На экране появля-

ется надпись: «Здравствуйте, коллеги!» «Меня зовут Михаил Вершков, я начальник отдела

маркетинга компании „ЕвроЕвр“», – продолжает он. Появляется слайд: «Михаил Вершков,

начальник отдела маркетинга компании „ЕвроЕвр“». И так далее. Последние слова Миха-

ила: «Спасибо за внимание!» Нетрудно догадаться, что на последнем слайде будет надпись:

«Спасибо за внимание!» Если Михаил Вершков готовил выступление в Обществе глухих,

тогда его принципы подготовки слайдов понятны. Но если в зале слышащие люди, зачем

писать «Здравствуйте»? Зачем, если Михаил произносит текст: «Наступивший год мы встре-

тили следующими показателями…» – писать то же самое на слайде? Разве не достаточно

просто обозначить эти показатели? И то не все, а только ключевые. Несущественные можно

просто проговорить. Таким образом, из слайдов должно быть удалено все, что и так оче-

видно; все, о чем достаточно услышать и что совсем необязательно видеть. Не дублируйте

информацию, поступающую по двум каналам. В противном случае вы своим голосом будете

мешать читать или изображение будет мешать слушать. Ведь скорость чтения у аудитории

гораздо выше, чем скорость речи ведущего.

Список рекомендованной литературы, в том числе о том, как грамотно подготовить

слайды к деловой презентации, вы найдете в конце этой книги.

Задание.Найдите в своем компьютере слайды одной из последних

своих презентаций и проведите аудит, проверяя пункт за пунктом, насколько

она соответствует принципам, о которых вы прочитали в этой главе. Если

хотите поглумиться, проведите такой аудит презентации вашего товарища

или коллеги.

Индекс непредсказуемости

Чаще всего на тренингах мне задают вопрос о том, как избавиться от волнения перед

презентацией. Известны упражнения, позволяющие добиться нужного эффекта. Здесь и

дыхание, и работа с образами, и телесные практики. Об этом много написано, в том числе

в моей книге «Камасутра для оратора». Но есть еще один способ, о котором знают не все.

Опыт – мой и сотен людей, использовавших его, – показал, что он гораздо действеннее всех

остальных. Заключается он в снижении индекса непредсказуемости.

Знаете ли вы, что мужчина волнуется перед свиданием гораздо больше, чем женщина?

Почему? Потому что женщина всегда знает, чем свидание кончится. А мужчина не всегда.

Индекс непредсказуемости у него выше.

Что мы могли бы посоветовать мужчине, отправляющемуся на первое свидание, для

снижения индекса непредсказуемости? Иными словами, что он должен сделать перед свида-

нием, чтобы вероятность наступления события, к которому он не готов, была минимальной?

– Встречаться на своей территории. В хорошо известном ему

ресторане, где он четко знает, что подадут и сколько это будет стоить. В

своем районе, где он знает каждый угол. В конце концов, в его квартире. Он

будет чувствовать себя увереннее. А если свидание происходит в квартире

друга (ну бывает же такое)? Во избежание конфуза он должен прийти в эту

квартиру накануне, посмотреть, где что находится, принести все, что может

понадобиться на свидании.

Взять с собой средства контрацепции в достаточном количестве.

Не обязательно до этого дойдет на первом свидании, но уже то, что у

него есть с собой все необходимое, сделает его увереннее. Пополнить счет

мобильного телефона. Взять денег с запасом. Увы, сколько прекрасных

свиданий закончилось неловкой ситуацией – у него не хватило денег на

такси, пирожное, цветок.

– Помыться и сменить все, что нужно менять перед свиданием. На

всякий случай. Согласовать заранее стиль одежды для свидания. Довольно

глупо будет выглядеть и чувствовать себя пара, если она в вечернем платье

и на шпильках, а он в кроссовках и майке навыпуск.

– Обрести союзника. Это может быть ее мама или подруга. Если

произойдет какое-либо недоразумение, ссора, он сможет через союзника

провести переговоры и все уладить.

– Узнать все о ней, ее семье, увлечениях. Это позволит в разговоре

быстрее найти общие темы, снискать симпатию и обойти острые углы.

– В фильме «Метод Хитча», где главный герой за вознаграждение

помогал робким мужчинам завязать отношения с понравившимися им

женщинами, основным пунктом была репетиция.

Консультант отрабатывал

с заказчиком возможные ситуации на свидании и его поведение. Как

ни странно, рекомендация для снижения индекса непредсказуемости –

репетировать.

– Поскольку мужчина не знает не только чем закончится свидание, но и

когда, мы можем порекомендовать не назначать встреч и не планировать дел

на ближайшее время. Довольно глупо он будет выглядеть, если, посмотрев на

часы, скажет: «Ну, мне пора, я обещал маме быть не позднее одиннадцати».

– Иметь альтернативный сценарий. Положим, вы решили пойти в

ресторан и не наметили других вариантов. И вот при встрече выясняется,

что подруга заскочила к маме на минутку и та ее почти насильно накормила.

Так что есть она не хочет, но если он очень голоден, она готова пойти с ним в

ресторан и просто посидеть. Это ведь никуда не годится! Как же он выиграет,

если тут же предложит кино, футбол или картинг!

– Купить небольшой подарок. Цветы, безделушку. В крайнем случае

начать свидание с комплимента. Согласитесь, шансов, что свидание пойдет

по его сценарию, в этом случае больше.

– И наконец, прийти на свидание вовремя. А что значит «вовремя»?

Это означает – раньше назначенного. Ведь свидание начинается тогда, когда

пришла девушка. Если она пришла на две минуты раньше, а он вовремя –

он опоздал.

Согласны? Правда ведь, нельзя придраться ни к одному пункту. Зачем я об этом напи-

сал? Все дело в том, что презентатор, отправляясь на встречу с аудиторией, подобен муж-

чине, идущему на первое свидание с женщиной. Он пытается аудиторию завоевать, а ауди-

тория может принять какое угодно решение. Понятно, что презентатор волнуется гораздо

больше, чем участники его презентации. Индекс непредсказуемости у него выше. Советы,

которые мы только что дали мужчине и со справедливостью которых согласились, вполне

пригодятся для выработки рекомендаций о том, как снизить волнение перед презентацией.

Своя территория

Если вы можете выбирать, проводите презентацию на своей площадке, в офисе своей

компании. Не зря ведь мяч, забитый на поле соперника, ценится выше, чем на собствен-

ном. В крайнем случае проводите презентацию в том месте, которое вам хорошо знакомо.

Если такой возможности нет и вы вынуждены выступать на незнакомой площадке, тем более

принадлежащей сидящим в зале, вам необходимо заняться освоением пространства. Что

это значит? Найдите возможность поработать в помещении, где будет проходить выступле-

ние, за несколько дней до него.

Походите по сцене, залу. Похлопайте в ладоши, поговорите

в полный голос. Пройдите по сцене взад-вперед и влево-вправо. Проверьте, работает ли

микрофон. Послушайте свой голос через систему усиления. Прорепетируйте выступление

целиком. Незадолго до выступления «похозяйничайте» в зале: переставьте что-нибудь, при-

берите, разместите свои вещи в разных местах зала. Ведите себя так, словно вы дома. Не

секрет, что в съемной квартире мы и гвоздя не забьем без согласования, а в собственной

хоть стены сносить можем. Если вы станете вести себя на чужой территории как хозяин, это

ощущение позволит вам значительно снизить мандраж. Только знайте меру, конечно.

Наши рекомендации