Показатели конкурентной борьбы.

Конкуренция – форма взаимного соперничества субъектов рыночной

экономики, обусловленная суверенным правом каждого из них на реализацию

своего экономического потенциала. Конкуренция характеризуется:

- наличием нескольких соперников;

- одной и той же сферой деятельности;

- совпадающей целью.

Конкуренция может быть классифицирована по родовому, рыночному и ценовому признаку.

По родовому признаку она подразделяется на следующие виды:

1. функциональная конкуренция, возникающая вследствие того, что любую потребность можно удовлетворить разными товарами.

2. Видовая конкуренция, возникающая вследствие того, что товары, предназначенные для одной и той же цели могут различаться по каким-либо параметрам.

3. Предметная конкуренция, возникающая вследствие того, что фирмы производят идентичные товары, различающиеся качеством или одинаковые по качеству.

По рыночному признаку конкуренция выступает в виде чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции и чистой конкуренции. Эта конкуренция развивается в рамках отрасли, поэтому иногда её называется отраслевой.

Отрасль – совокупность компаний, предлагающих рынку определенный продукт или группу продуктов-близких субститутов.

Схема таких компаний и сил, управляющих конкуренцией в отрасли, была разработана М.Портером.

Конкуренция внутри отрасли  
Угроза перехода на Угроза выпуска товаров-товары-заменители аналогов

Угроза из-за способности Угроза из-за способности

Клиенты  
Поставщики  
поставщиков торговаться

По ценовому признаку конкуренция может быть ценовой и неценовой.

Ценовая конкуренция заключается в том, что однородные товары различаются ценой. Способ конкуренции – снижение цены. Этот способ характерен для разных периодов развития рынка.

Неценовая конкуренция характеризуется борьбой за дифференцированный спрос, за создание продукции, которая по своим потребительским параметрам соответствует запросам потребителей и совпадает с потребительскими ожиданиями. На первый план выдвигается более высокое, чем у конкурентов, качество продукции. Неценовая конкуренция ведется в области:

1. изменения свойств продукции;

2. придания качественно новых свойств;

3. создания новых товаров для удовлетворения тех же потребностей;

4. создания новых товаров для не существовавших ранее потребностей;

5. обновление свойств товаров под влиянием моды, престижа;

6. совершенствование сопутствующих услуг (демонстрация, гарантии, ремонт и т.д.);

7. присвоение марочных названий, реклама, стимулирование сбыта.

Лекция 12 Методика изучения конкуренции на рынке.

В анализе конкурентной борьбы используются следующие показатели.

Доля в сознании покупателя -это процент потребителей, называющих компанию первой при вопросах о производителях данной продукции.

Доля в сердце (доля в душе) -это процент потребителей, предпочитающих данную компанию.

Доля рынка фирмы -является частным от деления объема продаж на объем потребления (спроса) в %

Объем продаж

Доля рынка = ———————— *100%

Объем спроса

Емкость рынка –возможный объем реализации товара, или количество товара, которое может быть продано.

Емкость рынкадля товаров потребительского назначения рассматривается по формуле:

Исследование конкуренции на рынке осуществляется в 3 этапа:

1. выявление действующих и потенциальных конкурентов;

2. анализ показателей деятельности и целей конкурентов;

3. выявление сильных и слабых сторон конкурентов; составление листа оценки конкурентоспособности фирмы.

Выявление действующих и потенциальных конкурентов осуществляется в соответствии с типом потребностей, которые удовлетворяются их продукцией анализ показателей деятельности и целями и стратегиями конкурентов.

Для того, чтобы осуществлять такой анализ, необходимо иметь следующую информацию:

1. численность занятых в компаниях –конкурентах;

2. структура прямых и накладных расходов у конкурентов;

3. сравнительная стоимость их продукции;

4. капиталовложения в основной капитал и запасы;

5. объем продаж;

6. число предприятий, входящих в компанию.

Знание целей конкурентов позволяет выявить их ориентации на потребителя или конкурента и, в свою очередь, определить собственное равновесие в этих ориентациях.

Третий этап – выявление сильных и слабых сторон конкурентов и разработка листа оценки конкурентоспособности компании. Сильные и слабые стороны конкурентов определяются путем изучения вторичной информации, анализа показателей полевых исследований и метод экспертной оценки специалистов. Маркетологи должны самостоятельно определить те стороны конкурентов, которые они будут оценивать как сильные или слабые.



Наши рекомендации