Модель основных сфер человеческой жизнедеятельности
Вданной модели:
- институциональная сфера включает все институты государственного управления (и местного самоуправления);
- производственная сфера — все формы организации производства материальных благ;
- социальная сфера — все разнообразие способов удовлетворения социальных потребностей людей;
- сфера услуг — все виды производства самых разнообразных услуг.
В рыночной экономике в сфере услуг различаются рыночный и нерыночный секторы. Причем рыночный сектор выступает как рынок услуг, нерыночный — как система государственного и некоммерческого обслуживания населения.
Рынок услуг имеет следующие специфические черты:
- высокая динамичность;
- территориальная сегментация;
- локальный характер производства и потребления услуг;
- высокая скорость оборота капитала (высокая доля оборотного капитала);
- высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры;
- специфика организации производства услуг (большое число малых и сверхмалых предприятий);
- специфика оказания услуг (личные контакты производителей и потребителей услуг);
- высокая степень дифференциации услуг (персонификация потребления);
- неопределенность результата деятельности по оказанию услуг.
Деятельность предприятий сферы услуг имеет ряд специфических особенностей,которые отличают ее от других сфер и отраслей народного хозяйства:
-полная зависимость от спроса на предлагаемые услуги и их сезонный характер;
- совмещение в своей деятельности производственных и торговых операций;
- использование товарных ценностей населения;
- необходимость создания и рационального сочетания самых разных по величине и функциям организаций обслуживания (предприятий, ателье, салонов, домов быта, приемных пунктов и др.);
- сильная ориентация на психолого-социологическую квалификацию обслуживающего персонала (наряду с узкой специализацией в области профессии);
- большая территориальная разобщенность производства и пунктов приема заказов.
Эти особенности в той или иной степени присущи всем предприятиям обслуживания, хотя в каждой разновидности их могут проявляться в различных формах. В связи с этим целесообразно дать краткую характеристику разных предприятий обслуживания.
Ателье, мастерские, салоны— преимущественный тип производственного звена в бытовом обслуживании. Они одновременно осуществляют производство работ, прием заказов и их выдачу (совмещают производственный цех и приемный пункт). Их характерная особенность — предметно-замкнутая организация технологического процесса. С развитием сферы услуг происходит специализация в деятельности обслуживающих предприятий, результатом которой является увеличение количества цехов, выполняющих чисто производственные функции и не имеющих непосредственного контакта с заказчиком (потребителем). В этом случае заказы поступают в производство через сеть территориально обособленных приемных пунктов.
Приемные пункты, бюро, представительства— это специфические подразделения предприятий сферы услуг, осуществляющие прием, оформление, выдачу заказов. Они бывают стационарными, передвижными, специализированными, комплексными.
Дома быта— комплексные производственные предприятия, оказывающие населению несколько видов бытовых услуг (в том числе и торговых).
Сервисные центры— в них оказывают услуги материального характера (продажа авиа-, автобилетов, парикмахерские, косметологические и др.).
Характерная особенность предприятий сферы услуг также в том, что в основном производственные подразделения (ателье, мастерские, салоны и т.д.), входящие в состав домов быта и сервисных центров, не образуют единого производственного комплекса (общая только «территория»), каждое из них имеет законченный производственный цикл и по-своему является малым предприятием.
Сам процесс оказания услуг состоит из трех взаимосвязанных элементов:
- прием заказов на услуги от населения,
- производство (выполнение, создание) услуг,
- реализация услуг.
Прием заказовот населения — начальная стадия процесса оказания услуг, на которой выполняется ряд операций технологического характера, влияющих затем на весь дальнейший процесс производства (обмер фигуры заказчика, выявление дефектов вещей, принимаемых в ремонт, определение характера загрязнения вещей, выяснение потребностей на отдыхе и т.д.
Непосредственное производствоопределяется характером выполняемых услуг. По типу организации и масштабам производства однотипной продукции предприятия сферы услуг следует отнести к индивидуальным, единичным производствам, иногда к мелкосерийным. Однако техническая оснащенность данных предприятий (в силу их децентрализации и разобщенности) значительно ниже крупных предприятий соответствующих отраслей производства (например, ателье индивидуального пошива одежды и фабрика).
Реализация услуг(заказов) — доведение услуги до потребителя. Большинство предприятий сферы услуг имеют непосредственный контакт с потребителем при оказании услуги, могут достаточно адекватно реагировать на его запросы.
В современных условиях конкурентного взаимодействия в области обслуживания потребителей складывается система сервисного обслуживания.
Под сервисным обслуживаниемпонимается не обычная, ранее сформированная сфера услуг как самостоятельная отрасль (и сфера) народного хозяйства, а рассредоточенная по формам, видам, организациям система сопровождения любой основной услуги особыми дополнительными услугами, придающая данной услуге особую привлекательность для потребителя. Подобное сервисное обслуживание, по сути, сопровождает любую деятельность, в том числе и промышленного предприятия, которое в строгом смысле слова обслуживающим предприятием может и не быть.
Возрастающее значение сервисного обслуживания потребителей обусловлено объективными тенденциями:
- возрастанием сложности промышленных изделий и появлением дополнительных требований к квалификации работников по их эксплуатации, к качеству проведения обслуживающих и ремонтных операций;
- быстрым моральным старением оборудования, вызывающим необходимость принудительной модернизации;
- повышением требований к качеству промышленных изделий (так как в конкуренции выигрывает тот производитель, у которого более качественная продукция);
- возрастанием роли вторичных ресурсов.
В конкурентной борьбе за «своего» потребителя производители неизбежно должны прийти к сервисному сопровождению своей основной продукции.
Итак, сервис— это система обеспечения, позволяющая потребителю выбрать для себя оптимальный вариант приобретения и потребления изделия (услуги) и экономически выгодно эксплуатировать его в течение разумно обусловленного срока, диктуемого интересами потребителей.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Охарактеризуйте сервисологию как науку.
2. Дайте характеристику сферы услуг. Понятие услуги.
3. Приведите классификацию услуг:
- по специфике содержания;
- по формам оказания услуг;
- по способу оплаты;
- по видам потребления.
4. Проследите соотношение основных классов и сфер услуг.
5. Охарактеризуйте черты рынка услуг, особенность деятельности и виды предприятий сферы услуг.
6. Дайте характеристику понятиям: сервис и сервисное обслуживание.