Продукция как объект управления
5.4.5.1 Мониторинг продукции (результатов, выходов процесса) на соответствующих стадиях ее жизненного цикла (п. 8.2.4) описывается с целью проверки соблюдения требований к ней на различных этапах жизненного цикла её производства.
5.4.5.2. Измерение характеристик продукции (результатов функционирования, выходов процесса) на соответствующих стадиях жизненного цикла (введение,8.2.4) описывается также с целью проверки соблюдения требований к ней на различных этапах выпуска.
5.4.5.3. Записи, как перечни необходимые для обеспечения свидетельств того, что произведенная продукция соответствует требованиям (п. 7.1 г)
5.4.5.4. Управление несоответствующей продукцией (п. 8.3), как спецификация обязательной документированной процедуры «Управление несоответствующей продукцией»].
5.4.5.5. Данные о характеристиках и тенденциях продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий (п. 8.4.1)
Л6 - а) Модель СМК типа национальной премии по качеству, как соединение требований процессного подхода с метрикой результативности СМК.
6.1 СтановлениеEFQM как модели СМК типа национальной премии по качеству
В 1987 году четырнадцатью ведущими европейскими компаниями (Bosh, BT, Bull, Ciba-Geigy, Dassault, Electrolux, Fiat, KLM, Nestle, Olivetti, Philips, Renault, Sulzer, Volkswagen) при поддержке Комиссии ЕС был организован Европейский Фонд менеджмента качества (EFQM). Эта некоммерческая организация, созданная для содействия повышению конкурентоспособности европейской экономики, имела целью адаптацию в Европе положительного опыта применения моделей СМК типа Национальных премий по качеству в США (премия Бэлдриджа) и в Японии (премия Деминга). Для распространения новых подходов к менеджменту, создания стимулов к обучению его основам и его примененияю к 1991 году была сформулирована европейская модель делового совершенства. Она легла в основу конкурса на Награду EFQM за Совершенство бизнеса (EFQM Excellence Award), которая присуждается с тех пор ежегодно, являясь всемирно признаваемым свидетельством выдающихся достижений в деятельности компаний. Эта модель СМК типа Европейской премии по качеству, предоставляя организациям инструмент самооценки развития своей системы управления, вышла за рамки конкурса «лучшего качества», т.к. позволяла организациям выявить свои сильные стороны и вместе с тем определить области, где целесообразно проводить улучшения. Основные «выходы» модели представлены бальной оценкой системы управления по её критериям, однако по мере её развития проявлялись новые возможности ее использования для сопоставления с результатами коллег (бенчмаркинга), изучения лучшей практики управления и обмена опытом. В России только к концу 90-х годов сложились экономические предпосылки к применению Модели EFQM и с 1997 г. стал проводиться конкурс на соискание Премии в области качества Правительства РФ, методология и организация которого в основном базируется на Модели EFQM. В настоящее время сотни российских компаний приняли участие в этом конкурсе и поэтому знакомы с принципами и критериями модели. Практически полное отсутствие до недавнего времени в России информации о деятельности EFQM и модели делового совершенства на русском языке привели, однако, к тому, что лишь отдельные отечественные компании сделали попытки получить в Брюсселе признание соответствия управления компании критериям Модели.
В 1999 году был проведен серьезный пересмотр модели «EFQM Business Excellence Model»: из названия было удалено слово «бизнес», поскольку, как оказалось, множество некоммерческих, в первую очередь бюджетных, организаций увидели в модели EFQM инструмент совершенствования качества менеджмента и улучшения показателей эффективности своей деятельности. Постепенно модель начала успешно адаптироваться в организациях сферы образования, здравоохранения, а в результате пересмотра модели в 1999 в структуре Европейской премии качества произошло выделение отдельной категории для организаций общественного сектора и появление адаптированной версии модели EFQM для общественных организаций некоммерческих организаций. В конце 2003 г. Всероссийская организация качества (ВОК) заключила с EFQM соглашение, по которому она стала Национальной партнерской организацией EFQM и начала работу по продвижению модели в России. С этой целью ВОК намерена, во-первых, активно помогать российским предприятиям улучшать свою деятельность, распространяя информацию о Модели EFQM, возможностях и путях ее использования, и во-вторых, обеспечить возможность подтверждения этих улучшений сертификатами EFQM и участием в конкурсах на соискание Европейской премии по качеству. Единообразие структур СМК этой модели, обеспечивающее сопоставимость EFQM с национальной премией Болдриджа в США, с премией Деминга в Японии и с Премиями других стран, (в т.ч. с Премией Правительства РФ в области качества)-все это позволяет дать их общую характеристику, как СМК типа «национальных премий по качеству»
Архитектура модели EFQM
Модель менеджмента качества EFQM, как и другие модели типа национальных премий по качеству (НПК) состоит из групп критериев «Возможности» и «Результаты» с равным весовым вкладом в общую оценку каждой по 500 баллов.
Группа «Возможности» (500 баллов) включает оцениваемые критерии:
1. Лидерство (100 баллов)
2. Политика и стратегия (80 баллов)
3. Персонал (90 баллов)
4. Партнерство и ресурсы (90 баллов)
5. Процессы (140 баллов).
Группа «Результаты» (500 баллов) включает оцениваемые критерии:
6. Результаты для потребителей (200 баллов)
7. Результаты для работников (90 баллов;
8. Результаты для общества (60 баллов)
9. Ключевые результаты деятельности (150 баллов).
Из архитектуры модели СМК типа национальной премии по качеству следует, что:
-критерии группы «Возможности» дают понимание и помогают оценивать, как достигаются показатели группы критериев «Результаты», определяющие что достигла организация, используя имеющиеся возможности;
- содержание п/п критериев и их внутренняя взаимосвязь показывает каким образом факторы, которые улучшают возможности в конечном итоге отражаются в результатах;
- содержание критериев обеих групп сочетает показатели моделей всеобщего управления качеством (TQM) и 8 принципов подхода системы ИСО 9000 к управлению организациями:
- критерии группы «Возможности», в целом, воспроизводят требования стандарта ИСО 9001 по применению процессного подхода при разработке, внедрении и улучшении результативности СМК;
- критерии группы «Результаты» дополняеют индикаторы удовлетворенности потребителей показателями удовлетворенности других заинтересованных в успехе организации сторон -прежде всего её сотрудников и общества;
- критерии группы «Возможности» и «Результаты, имея одинаковые максимальные балльные оценки (по 500 баллов) определяют равную важность как достигнутых результатов, так надежности, перспективы и эффективности путей их достижения.
Л6 - б) Методика и метрики оценки результативности процессов СМК по модели стандарта EFQM.