На конкурентоспособность в 80—90-е годы

Выделяют четыре главенствующих фактора, предопределяющих уровень (международной) конкурентоспособности национальной экономики, ее составных частей в современных условиях. К ним относятся: наделенность ресурсами, в первую очередь людскими; технологии и инновации; капитал; внешнеэкономический фактор. За последние 15—20 лет произошли существенные сдвиги в значимости приведенных и других факторов. Рассмотрим очень коротко эти сдвиги, поскольку такая аналитическая информация потребуется в дальнейшем при построении систем показателей, необходимых для оценки конкурентоспособности.

Природные ресурсы по-прежнему остаются одним из важнейших факторов развития экономики страны и во многом определяют ее место в МРТ. Вместе с тем меняется значимость этого фактора по ряду причин. Дело не только в том, что НТП стремительно преобразует топливно-сырьевую базу производства, вводит в оборот заменители, синтетические материалы и т.п. Опыт ряда развитых стран (Японии, Италии, Великобритании, Швейцарии, Германии) показывает, что отсутствие значительных природных ресурсов не является непреодолимой преградой для их экономического развития, достижения высокого Уровня международной КСП. Напротив, нацеленность крупными природными ресурсами может иметь и отрицательное воздействие, порождая облегченные формы интеграции в МРТ, задерживая мобилизацию других ресурсов, оттягивая развитие остальных потенций, которые в современных условиях могут оказаться более важными и перспективными (человеческий фактор, инновационная деятельность, интенсификация производства). Пример СССР, а ныне России, и ряда других Рад это наглядно подтверждает.

Усиливается тенденция к рассмотрению показателей природных богатств в сочетании с оценками материалосберегающих процессов (внедрение соответствующих технологий, динамика ресурсоемкости производства, значение, придаваемое материалоемкости в хозяйственной политике и общественном сознании и т.п.)

Рольтрудовых ресурсов, напротив, повысилась в поддержании конкурентоспособности страны. Этот факт находит отражение и в теории и практике. До недавнего времени зарубежные исследователи (да и отечественные исследователи также) основное внимание уделяли относительной дороговизне или дешевизне рабочей силы; считается, что страна с наиболее дешевой рабочей силой оказывается в более выгодном положении. Ныне, под влиянием в первую очередь НТП большое внимание уделяется «человеческому фактору», уровню квалификации, дисциплинированности, наличию инновационного потенциала. Предпочтение все чаще отдается более квалифицированным, пусть даже и более дорогостоящим трудовым ресурсам.

В относительном снижении роли природных ресурсов и в повышении значимости ресурсов человеческих решающую роль сыграл «технологическийкомпонент» системы факторов воздействия на конкурентоспособность. Именно этот «компонент» ломает традиционные представления (и теоретические, и практические) о характере, источниках, факторах воздействия на конкурентоспособность, равно как и о «сравнительных преимуществах».

Нарушилась однозначная зависимость, имевшая место в прошлом, между динамикой издержек производства и ценовой конкурентоспособностью. Ранее считалось, что более высокие темпы роста заработной платы в сравнении с производительностью труда непременно означают увеличение издержек производства, вследствие чего должна ухудшаться ценовая конкурентоспособность. Однако в действительности эта закономерность не находит подтверждения на практике. К примеру, в 70-х—большей части 80-х годах динамика роста производительности труда и зарплаты в ряде ведущих экономически развитых странах мира была примерно одинакова: зарплата росла быстрее. Однако позиции этих стран по уровню ценовой конкурентоспособности не претерпели существенных сдвигов.

Произошло заметное изменение характера воздействиявалютного фактора на конкурентоспособность. До недавнего времени непреложной истиной было следующее: снижение курса национальной валюты непременно способствует расширению экспорта и тормозит импорт, а повышение курса валюты действует в противоположном направлении. Ныне можно говорить об утрате этой однозначной и прямолинейной зависимости. На протяжении 80-х годов, да и в 90-е годы курс марки ФРГ и йены Японии по отношению к доллару США и многим другим валютам устойчиво повышался, но это, в противоположность ожиданиям, не привело к свертыванию экспортной активности и сокращению импорта этих двух стран, хотя и вызвало у них определенные проблемы. Положительный внешнеторговый баланс ФРГ и Японии за указанный период значительно вырос, причем не за счет стагнации или сокращения их импорта.

Модификация сущностиценовой конкуренции, роли ценовых факторов — следствие проявления и мощного воздействия НТР, вызвавшей перестройку всех составляющих производственного процесса и изменение реалий рынка. В результате этого произошло определенное рассогласование причинно-следственных связей между сравнительными преимуществами и ценовой конкурентоспособностью.

Выдвижение в лидеры неценовой (называемой также структурной) конкурентоспособности — отражение объективного процесса смещения центра тяжести в конкуренции от ценовой в сферу соперничества «национальных условий производства». Неценовая (структурная) конкурентоспособность—интегральное понятие, отражающее производственные, технико-технологические, экономические, управленческие (регулирующие) возможности государства, национальных товаропроизводителей.

Важное место среди факторов, определяющих положение страны в мировом хозяйстве, издавна занималивнутренний и внешний (международный) рынки. Однако за последние десятилетия между ними произошла заметная передвижка в пользу международного рынка, который все более значимо определяет условия и остроту конкуренции и на национальных рынках, выравнивая ее на все более высоком уровне. Конкурентный международный рынок устанавливает «среднемировой» уровень конкурентоспособности, к которому должны стремиться национальные экономики и товаропроизводители, а по возможности и превзойти его. Становится все более важным такой аспект проблемы внутреннего рынка, как соответствие его структуры, ценовых пропорции, организационных форм параметрам мирового рынка.

Важным моментом для определения конкурентоспособности страны, ее товаропроизводителей, потенциала их соперничества за место в мировом хозяйстве и на мировом рынке остаетсядинамика и уровень производительности труда. Существует множество рецептов поднятия производительности труда путем совершенствования хозяйственных структур, реконструкции производственного аппарата, его более эффективного использования, совершенствования организации и управления производством, перестройки всей рыночной деятельности на основе принципов и методов маркетинга. Подобная тематика становится особенно актуальной в связи с нарастающей озабоченностью вопросами конкурентоспособности и усиления мирохозяйственных позиций страны.

Важное направление борьбы за конкурентоспособность —комплексный подход к расчету хозяйственной эффективности, учитывающий экономический эффект от повышения качества, динамики внутренней и внешней задолженности, от своевременности проведения назревших преобразований и разных дотаций. Большое внимание уделяется выявлению и устранению потерь, возникающих от организационно-управленческих упущений или в результате рассогласования материально-вещественных и валютно-финансовых потоков в хозяйстве.

Большое место в поднятии КСП страны занимает совокупность вопросов мобилизации и использования финансовых и валютных ресурсов. Помимо иных факторов, важно наличие в стране опытных банковских и финансовых институтов, ориентированных на развитие промышленности, а не на самостоятельные чисто финансовые операции.

В связи с конкурентоспособностью особую значимость приобретает«социальное партнерство». Обеспечение конкурентоспособности неизбежно предполагает определенную долю риска. К тому же преобразование хозяйственных структур и механизмов регулирования сопряжено, как правило, с известными потерями и трудностями для тех или иных групп в обществе. Обеспечить действенное и эффективное развитие экономики при таких обстоятельствах может только хорошо отлаженный механизм принятия политических решений, предусматривающий учет интересов различных слоев и компенсацию тем, кто может пострадать. Отметим, например, что в малых странах Западной Европы уже достаточно давно сложились соответствующие индустриальные структуры и общественные механизмы.

При анализе и оценке конкурентоспособности особое внимание уделяется таким характеристикам, какгибкость и маневренность,способность национальной экономики быстро и адекватно реагировать на неожиданные изменения в мировой экономике и на мировом рынке «внешние шоки» ( ресурсные, валютные и др.)., выявлять и использовать открывающиеся в мировом хозяйстве возможности, создавать новые плацдармы для укрепления своих позиций на внешних рынках. Упор на повышенную приспособляемость хозяйственных структур и механизмов регулирования определяется как новыми требованиями НТР, так и динамичными, а порой и резкими изменениями, происходящими на микроуровне и на уровне национальных экономик и мирового хозяйства в целом.

По утверждениям западных экономистов, приспособляемость современных обществ приобретает такое же значение, как промышленная и финансовая мощь.

Повышенная гибкость и маневренность жизненно важны как для технико-экономических структур, так и для организационно-управленческих механизмов. НТР формирует внедрение новых технологий и производственных методов, стремительно меняет структуру спроса и предложения товаров, формы и методы работы на рынке, вынуждает под угрозой безнадежного отставания и банкротства осуществлять поиск оригинальных решений, создание качественно новых видов продукции, систематически совершенствовать организацию и управление производством и т.д. Адаптивность предполагает пересмотр устаревших подходов к экономическому анализу, его новую направленность. Иначе говоря, это совокупность черт, присущих новой модели развития.

Ориентация на гибкость и маневренность подразумевает не только развитие новых, очень перспективных высокотехнологичных отраслей, но и необходимость своевременного выявления, модернизации либо ликвидации устаревших хозяйственных звеньев.

Однако повышение адаптивности, направленное на сокращение потерь, подъем эффективности достигается при определенных издержках и затратах. Это не только необходимость крупных капиталовложений в новые производственные мощности, системы управления, обучение и переподготовку кадров и т.п. Гибкость и маневренность обычно сопряжены с переориентацией, переоборудованием, переквалификацией, перемещением, ибо они предполагают ускоренное моральное устаревание существующего производственного аппарата, списывание нередко крупных ранее произведенных затрат. Существующие методы расчета эффективности не полностью улавливают эту сложную проблему. Подобные потери не учитываются при определении расходов на будущее строительство, а при закрытии предприятий буквально растворяются в государственных субсидиях, льготах и т. п. Но именно эти вопросы сопряжены с конкуренцией, вызывают разногласия при межгосударственном регулировании международных эко-омических отношений (обеспечение «обозримости» операций, отказ от явных и скрытых субсидий и т. п.).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Наши рекомендации