Методические подходы к созданию системы конкурентоспособности субъекта хозяйствования
Конкурентоспособность - свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.
Конкурентоспособность - свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичным объектами, представленными на данном рынке.
В современной экономике термин «конкурентоспособность» все чаще используется для определения категорий разного уровня: конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли национальной экономики, государства и т.д. Системно это может быть представлено в виде многоуровневой модели, упрощенная схема которой представляет собой «пирамиду конкурентоспособности» (рис.)
Конкурентоспособность
страны
Конкурентоспособность экономики
Конкурентоспособность отрасли
Конкурентоспособность организации
Конкурентоспособность товара
Рис. Пирамида конкурентоспособности
Обеспечение конкурентоспособности и управление конкурентоспособностью открытых объектов осуществляется с использованием систем конкурентоспособности, опирающихся на концепцию «окружение - методика – экономика – техника – управление - конкурентоспособность».
Содержание структуры системы конкурентоспособности
Система конкурентоспособности объектов состоит из двух основных составляющих:
- окружение (включает «вход», «выход», «обратная связь», «связь с внешней средой»);
- внутренняя структура (включает научное сопровождение, целевую, обеспечивающую, управляемую и управляющую подсистемы).
Содержание макросреды, мезосреды, микросреды субъекта
Хозяйствования
К компонентам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и устойчивость функционирования предприятия относятся те, на которые оно не может воздействовать, которыми не управляет.
К факторам макросреды предприятия, влияющим на эффективность и стабильность его работы, относятся следующие факторы:
- международные
- политические
- экономические
- социально-демографические
- правовые
- экологические
- природно-климатические
- научно-технические
- культурные
Мезосреда (инфраструктура региона), где расположено предприятие, оказывает косвенное влияние на эффективность и устойчивость его функционирования.
К факторам мезосреды, влияющих на удовлетворение потребностей населения и улучшение работы предприятия, относятся:
- рыночная инфраструктура
- мониторинг окружающей среды
- здравоохранение
- наука и образование
- культура и спорт
- торговля и общественное питание
- транспорт и связь
- пригородное сельское хозяйство
- строительство
- жилищно-коммунальное хозяйство
- бытовое обслуживание населения
- промышленность
К факторам микросреды предприятия относятся непосредственные конкуренты предприятий по выпускаемым ими видам продукции; все конкуренты поставщиков («входа»); маркетинговые посредники по «входу» и «выходу» системы; контактные аудитории (общество потребителей, профсоюзы, пресса, контролирующие органы и проч.).
К факторам и показателям микросреды предприятия относятся:
- поставщики
- потребители
- конкуренты
- контактные аудитории
- маркетинговые посредники
- законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.
В практике в целях оперативной оценки конкурентоспособности предприятия при расчете используются факторы внешней среды, такие как:
1.Факторы макросреды:
- изменение экономической политики государства по отношению к отраслям (сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, др.)
- изменения в области налоговой политики
- финансово-кредитная политика государства
- увеличение тарифов на электроэнергию, топливо и проч.
- увеличение тарифов на железнодорожные перевозки
- научно-технический прогресс
- изменения в международных торговых отношениях
- развитие информационных технологий
- стабильность политической обстановки в стране
- курс национальной валюты
- уровень инфляции
2.Факторы мезосреды:
- политика местных органов власти в отношении предпринимательской деятельности
- уровень развития инфраструктуры
- географическое положение
3.Фактры микросреды:
- спрос на продукцию технологического характера
- новые товары конкурентов
- товары-заменители
- интерес к предприятию со стороны иностранных инвесторов.