Основные принципы и функции современного маркетинга.

Маркетинг является одним из важ­нейших направлений совершенствования управления производством и сбытом продукции. Он представляет собой процесс, цель которого — обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей и спроса покупателей. Сбытовая деятельность в маркетинге состоит в том, чтобы дово­дить товары до потребителя в том месте, в таком количестве и такого качества, которые требуются. Схематично концепция сбыта и концепция маркетинга представлены на рис. Сущность концепций сбыта (А) и маркетинга (Б)

Основные принципы и функции современного маркетинга. - student2.ru

Маркетинг создает условия не только для выхода (или, как иногда говорят, прорыва) на рынок. Он также включает закрепление позиции предприятия на рынке, рас­ширение продаж, быстрое изменение характеристик продукции под влиянием технологических достижений и требований потребителя.

Главное в маркетинге — целевая ориентация и комплексность, т.е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производствен­ной и сбытовой деятельности.

Целевая ориентация означает, что маркетинг ориентирован на потребителя, его истинные нужды и потребности. В условиях рыноч­ной экономики предприятие по мере насыщения рынка должно в своей деятельности опираться на принципы маркетинга и пользо­ваться инструментами, методами маркетинга, иначе оно потеряет свои позиции на рынке, станет банкротом.

Комплексность означает, что применение маркетинга обеспечи­вает эффект только в том случае, если он используется как система. Применение отдельных маркетинговых действий, как правило, не дает положительных результатов.

Целевая ориентация и комплексность маркетинга — это слияние в один поток всех составляющих элементов маркетинговой деятель­ности для достижения устойчивой рентабельности в заданных вре­менных пределах: как правило, не менее пяти — семи лет.

Практика применения маркетинга показала, что использование только отдельных составляющих, например изучения товара или прогнозирования рынка, не дает должного эффекта. Только комп­лексный подход позволяет эффективно прорваться на рынок с товарами и услугами, особенно с новыми товарами и оригинальными услугами.

Ос­новные принципы маркетинга.

Первый принцип — ориентация главных производственных и сбы­товых функций (разработка и продвижение продукции, стимулирова­ние сбыта, ценовая политика, исследование конъюнктуры рынка, деятельность торгового персонала и т.д.) на реальные требования потребителей. Точнее говоря, получение прибыли не рассматривает­ся в качестве конечной цели, а все внимание концентрируется на лучшем удовлетворении запросов покупателей, но тем не менее предприятие получит свою прибыль как результат действия рыночного капитала.

Второй принцип — всестороннее и дифференцированное исследование рынка. Данный принцип предполагает: сегментацию рынка на относительно однородные группы потребителей и ориентацию на те сегменты, в отношении которых фирма (предприятие) обладает луч­шими потенциальными возможностями.

Кроме того, исследование рынка позволяет правильно провести позиционирование товаров (услуг) по отношению к товарам (услу­гам) конкурентов, чтобы обеспечить себе преимущественное положе­ние на рынке.

Исследование рынка помогает принять оптимальные решения по ценовой политике и организации системы распределения товаров (ус­луг), так как здесь учитываются интересы покупателей. Важным явля­ется также изучение поведения на рынке конкурентов.

Третий принцип — целенаправленное воздействие на рынок и потребительский спрос с помощью всех доступных средств и мето­дов. Главная цель заключается в том, чтобы сформировать потреби­тельский спрос в необходимом для фирмы направлении.

Четвертый принцип — эффективное управление маркетингом. Управление маркетингом является частью всей руководящей ра­боты на фирме (предприятии) и представляет собой непрерывный процесс, включающий планирование и организацию маркетинга, на­блюдение за внутренней и внешней средой, отслеживание отклонений между запланированными и текущими результатами маркетинговой деятельности, внесение коррективов в маркетинговые решения.

Пятыйпринцип — регулярное и тщательное прогнозирование маркетинговой деятельности, а также координация всех маркетин­говых планов и программ.

Основываясь на принципиальной методологии маркетинга как рыночной концепции управления и сбыта, попытаемся найти универсальный подход к определению и описанию маркетинговых функций, к приведению их в логически непротиворечивую систему. Этот подход состоит в выделении 4 блоков комплексных функций и ряда подфункций в каждом из них.

Основные принципы и функции современного маркетинга. - student2.ru

Наши рекомендации