Основные факторы макросреды маркетинга
ТЕМА 2. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА
ПЛАН
2.1. Составные части маркетинговой среды
2.2. Основные факторы микросреды маркетинга
2.3. Основные факторы макросреды маркетинга
2.4. Критика маркетинга: принципы взаимоотношений маркетинга и общества
Составные части маркетинговой среды
Маркетинговая средафирмы – это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на возможности службы маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Рис. 2.1 Маркетинговая среда фирмы
Маркетинговая среда подразделяется на микросреду и макросреду. Микросреду образуют факторы, тесно связанные с компанией и непосредственно воздействующие не ее отношения с клиентами, - сама компания, посредники, поставщики, конкуренты, потребители и контактные аудитории. Макросреда представлена нерегулируемыми фирмой внешними факторами, оказывающими влияние на микросреду в целом, - демографическими, экономическими, природными, технологическими, политическими и культурными.
Основные факторы микросреды маркетинга
Микросреда компании подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
К внутренней микросреде относятся отделы, службы, подразделения компании, взаимодействующие и контролируемые службой маркетинга.
Внутренняя микросреда – среда, абсолютно контролируемая маркетинговой службой. К внутренней микросреде относятся все подразделения фирмы.
Внутренняя микросреда
• Финансовая служба, бухгалтерия (возможности бюджета маркетинга).
• Производство (уровень производственных мощностей маркетинга).
• Снабжение (возможности ценообразования, инноваций).
• Сбыт (возможности реализации).
• НИОКР (возможности обновления производства, товарного ассортимента).
Достижение поставленных маркетинговых целей возможно только благодаря взаимодействию всех подразделений компании.
Внешняя микросреда представлена силами, имеющими отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры (поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты, контактная аудитория).
Рис. 2.2. Микросреда фирмы
Поставщики – это фирмы или отдельные лица, обеспечивающие предприятие, а также ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкурентных товаров и услуг.
Маркетинговые посредники – это фирмы или частные лица, предоставляющие фирме услуги по продвижению, сбыту и распространению продукции.
К ним относятся:
1. Торговые посредники.
2. Специалисты по организации товародвижения.
3. Фирмы по оказанию маркетинговых услуг.
4. Кредитно-финансовые учреждения.
Типы клиентурных рынков:
1. Потребительские рынки.
2. Рынок производителей.
3. Рынок промежуточных продавцов.
4. Рынок государственных учреждений.
5. Международные рынки.
В своей работе фирма сталкивается со следующими основными типами конкурентов:
- желание – конкурент (набор желаний, которые потребитель хочет удовлетворить, но вынужден выбирать между ними);
- товарно-родовые конкуренты (основные альтернативные способы удовлетворения какого-либо желания);
- товарно-видовые конкуренты (разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить желание потребителя);
- марки – конкуренты (разные марки одного и того же товара).
Контактные аудитории – это любые группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к организации и влияют на ее способность достигать поставленные цели (финансовые круги, СМИ, государственные учреждения, общественные организации и гражданские группы действий, местные контактные аудитории, широкая публика, внутрифирменная контактная аудитория).
Основные факторы макросреды маркетинга
Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду.
К таким факторам относятся:
Демографические факторы: демографические изменения, старение нации, миграция населения, половозрастная и образовательная структура населения и т.п.
Экономические факторы: инфляция, безработица, изменение покупательной способности, уровень текущих доходов, налоговая политика государства и т.д.
Природные факторы: дефицит сырья, рост цен на энергию и ее носители, рост загрязнения окружающей среды, климатические условия.
Научно-технические факторы: ускорение НТП, развитие новых технологий и новых направлений в науке, внедрение инноваций в производство, ужесточение государственного и общественного контроля за безопасностью деятельности.
Политические факторы: правовые нормы и законы, регулирующие предпринимательскую деятельность и функционирование рынка, государственные учреждения, влиятельные общественные группы.
Социокультурные факторы: традиции, субкультуры в рамках единой культуры, нормы поведения и т.п.