Задание. разработать карту стратегических карт

АНАЛИЗ ОТРАСЛИ И АЛГОРИТМ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

Поиск ключевых факторов успеха (КФУ)

Инструмент для анализа – бенчмаркетинг, предполагающий определение лидеров, установление причин их успеха (оценивание + сопоставление) и перенос лучших решений в общую производственную и деловую практику.

Родиной бенчмаркинга являются США. В 1972 г. исследовательская и консалтинговая организация "PIMS" (PIMS – the Profit Impact of Market Strategy), установила, что для нахождения эффективного решения необходимо знать передовой опыт других предприятий, которые имеют успех в похожих условиях.

В 1979 г. американская компания "Xerox" приступила к реализации проекта «Бенчмаркинг конкурентоспособности» для анализа затрат и качества собственных товаров по сравнению с японскими, который имел большой успех.

В принципе, конкурент – это учитель: и чем он сильнее, тем больше и лучше может научить других. В этой связи вспомните ещё один, хорошо известный Вам проект «Совершенство»[1], который в конце 1970-х гг. проводила консультационная компания "McKinsey".

Цель бенчмаркинга – установление потребности в изменениях и вероятности достижения успеха в результате их проведения.

В этом может помочь определение КФУ. Под ними понимаются общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные (включая маркетинг, логистику, управление качеством, инновации), реализация которых даёт возможность улучшить конкурентные позиции в ней.

Как правило, при одном критическом факторе в отрасли бывает не более 2–3-х действи-тельно значимых соперников.

Тенденции развития мирового автомобильного рынка (с учётом изменения КФУ):

§ 1910-е – первая половина 1920-х гг. – победа за стандартным дешёвым автомобилем, производимым Генри Фордом с помощью конвейера;

§ вторая половина 1920-х – 1930-е гг. – доминирование идеи «новой необходимости» концерна «Дженерал Моторс», предполагающей на предложение потребителям гаммы разнообразных автомобилей, удовлетворяющих их различные вкусы;

§ 1940–1950-е гг. – военная армейская тематика («Опель-кадет», «Опель-капитан», «Опель-адмирал», «Победа»);

§ 1960-е гг. – автомобили для семьи (компания «Фольксваген»);

§ 1970-е гг. – малолитражка «Краун» от японской компании «Тайота» с привычными для аме-риканских автомобилистов атрибутами, включая кондиционер;

§ 1980-е гг. – безопасные автомобили от шведского концерна «Вольво»;

§ 1990-е гг. – внедорожники и джипы;

§ 2000-е гг. – кроссроверы и лэндкрузеры;

§ 2010-е гг. – экологические автомобили, использующие в качестве топлива – этилон, электроэнергию или энергию Солнца.

Определение конкурентной позиции основных игроков

Инструмент для анализа – Карта стратегических групп (алгоритм её составления).

3.4.1.Разбивка КФУ по парам, имеющих по отношению друг к другуродственные связи:

а) функции – техническое решение изделия;

б) цена – качество продукции;

в) основной товар – дополнительные услуги;

Г) география поставок – количество каналов товародвижения.

Для определения пар могут помочь следующие методы.

Conjoint Analysis [Конджойнт-анализ] (от англ. "consider jointly" – «рассматривать совместно»). Нашёл широкое применение в маркетинге – в исследованиях психологи-ческих компромиссов, на которые идёт потребитель, оценивая несколько атрибутов продукта в различных комбинациях / сочетаниях друг с другом.

Грузовые автомобили – экономичность двигателя и вместительность (грузоподъёмность): «Газель» (1,5 т.) и «Бычок» (3 т.).

Домашняя бытовая техника (холодильники, кондиционеры) – количество / сложность встроенных функций и энергозатраты.

Метод «попарного сравнения»

  Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5 Итого
Вариант 1 ХХХХХХХХ 17 (3 место)
Вариант 2 ХХХХХХХХ 19 (1 место)
Вариант 3 ХХХХХХХХХ 14 (5 место)
Вариант 4 ХХХХХХХХ 18 (2 место)
Вариант 5 ХХХХХХХХ 16 (4 место)

Метод суммирования рангов, или простого большинства

Используется при выработке группового решения.

Представим, что решения принимаются группой из трёх человек. Им предложены четыре альтернативных варианта (В1, В2, В3 и В4).

Далее: а) каждый из участников ранжирует имеющиеся альтернативы с 1 (высший ранг) до 4 (низший ранг); б) по каждой альтернативе определяется сумма рангов; в) выбирается вариант, у которого наименьший суммарный результат.

Разработчики решения Ранги
I II III IV
В3 В4 В2 В1
В2 В3 В1 В4
В1 В2 В4 В3

В1 = 4 + 3 + 1 = 8. В2 = 3 + 1 + 2 = 6. В3 = 1 + 2 + 4 = 7. В4 = 2 + 4 + 3 = 9.

3.4.2.Составление графика, по осям которого откладываются избранные КФУ.

Для каждой пары чертится отдельный график.

3.4.3. Шкалирование осей.

Часто предполагает использование вместо баллов какие-либо общие устоявшиеся в отрасли оценочные характеристики:

а) ассортимент продукции: узкий, стандартный, широкий;

б) соотношение «цена-качество»: низкое, среднее, высокое;

в) набор предлагаемых услуг: отсутствует, ограниченный, стандартный, полный;

Г) географический масштаб деятельности: локальный, региональный, национальный, между-народный, глобальный.

3.4.4. Установление позиций исследуемой организации и её конкурентов.

Размер круга, изображающего каждый оцениваемый объект, должен быть прямо пропорционален объёму осуществляемых им продаж, который устанавливается, как правило, в сравнении с показателями лидера рынка.

3.4.5.Объединение предприятий, чьё месторасположение на графике примерно совпало, в одну стратегическую группу, которая подлежит дальнейшему исследованию.

Такая концептуализация стратегических групп позволяет упростить конкурентный анализ, сделав его максимально компактным, поскольку выбираются не все, а только ближайшие по отношению к изучаемой организации соперники.

В Приложении 2 приведён пример составления Карты стратегических групп.

ЗАДАНИЕ. РАЗРАБОТАТЬ КАРТУ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КАРТ

Наши рекомендации