Права владения торговой маркой
Наши знания, отношения и ассоциативная память о торговых марках тех продуктов, которые мы использовали, сохраняется десятилетиями. Измерение долгосрочного эффекта маркетинга в течение долгого периода времени рассматривалось как одна из важных проблем. М. Дэкимпе и Д. Хансене (Dekhnpe and Hanssens, 1995) ввели понятие «стабильного моделирования», в котором «стабильные эффекты» устанавливают новые тенденции в деятельности компании. С другой стороны, маркетинг создает только временный эффект, если после ряда периодов деятельность по какой-либо торговой марке снова возвращается на тот уровень, который предшествовал инвестициям в маркетинг. Чтобы добиться продолжительных эффектов, необходимо выявить характер продаж, являются ли они постоянными или «развивающимися», как их объем изменяется со временем. Постоянные продажи совершают временные колебания относительно некоторого фиксированного значения, тогда как «развивающиеся» продажи не фиксированы
около какого-либо постоянного значения и могут постоянно отклонятся от предыдущего уровня, и именно в этом случае нас и интересует, в какой мере эти отклонения вызваны маркетинговыми усилиями. Стабильное моделирование количественно измеряет долгосрочные эффекты конкретных маркетинговых действий, выделяет характеристики долгосрочной эффективности в условиях стабильной или развивающейся внешней среды и представляет формальную связь между долгосрочными и краткосрочными маркетинговыми эффектами.
Эффективность деятельности за любой период времени отчасти является результатом маркетинга в предшествующие периоды, а отчасти и результатом достижений компании в прошлые периоды. «Актив», который называется «права владения торговой маркой», устанавливается в начале периода, например года. Д. Аакер (Aaker, 1991) определяет права владения торговой маркой как «совокупность активов и обязательств, связанных с торговой маркой, ее названием или символом, который добавляет ценность (или возникает из ценности), которую имеет для самой фирмы и/или для ее покупателей данный продукт или услуга». Чтобы установить, насколько фирма обязана эффективностью деятельности текущему маркетингу, необходимо рассмотреть состояние продвижения прав владения торговой маркой. Таким образом, права владения торговой маркой используются для разделения времени на следующие периоды:
♦ Прошлое (представлено правами владения торговой маркой, которые имели место ранее).
♦ Текущий год — финансовые и иные инвестиции (энергия, личное время менеджеров, энтузиазм, командная работа).
♦ Будущее (представлено прогнозируемыми правами владения торговой маркой).
Эффективность деятельности за отдельный период времени с точки зрения фирмы может быть оценена исходя из степени достижения своих целей, исключая при этом финансовые издержки и затраты на другие ресурсы, но эти изменения необходимо соотнести с изменением в правах владения торговой маркой, т. е. разницей между величинами, взятыми из прошлого, и прогнозируемыми величинами.
Права владения торговой маркой, таким образом, представляют собой одно из основных понятий в практике бизнеса, поскольку они являются совокупным конкурентным преимуществом торговой марки. Конкурентные преимущества компаний, права на владение торговой маркой которых обширны, включают в себя возможности для успешного расширения, гибкость относительно воздействия компаний по продвижению товаров конкурентов, а также создание барьеров для входа новых конкурентов на рынок.
Современное понятие «права владения торговой маркой» стало активно использоваться практиками рекламной деятельности в США в начале 1980-х гг. и привлекло к себе внимание ученых. М. Ирмшер (Irmschei; 1993) противопоставляет финансовую, в основном рассматриваемую с использованием модели ДДП (дисконтированных денежных потоков), и маркетинговую точки зрения на права владения торговой маркой. Точка зрения маркетинга «аналогична многомерному
построению знаний о торговой марке», и именно ее берут за основу прав владения торговой маркой в финансовой перспективе данного понятия. Права владения торговой маркой обычно рассматривают как «инструмент корпоративного контроля». По большей части их исследуют именно с этих двух перспектив: с точки зрения финансовой стоимости и с точки зрения ценности для покупателя.
Финансовые подходы к праву владения торговой маркой
К. Саймон и М. Салливан (Simon and Sullivan, 1993) определили права владения торговой маркой как возрастающие денежные потоки, которые прибавляются к продуктам с конкретной торговой маркой в добавление к тем денежным потокам, которые являются результатом продаж товаров без узнаваемой торговой марки. При измерении прав владения торговой маркой они используют финансовый подход. Развивая свое определение, они извлекают стоимость прав владения торговой маркой из стоимости других активов фирмы. В результате получается оценка прав владения торговой маркой, основанная на будущих денежных потоках фирмы. Эта методология позволяет сделать три важных вывода:
1. Права владения торговой маркой являются активом фирмы, и методология объективно выделяет их среди других активов организации.
2. Права владения торговой маркой измеряются с перспективной точки зрения, поскольку рыночная стоимость обращающихся на рынке ценных бумаг фирмы отражает объективную оценку будущих денежных потоков.
3. Ценность изменений в торговых марках фирмы находится в зависимости от той новой информации, которая становится доступной на рынке.
Т. Амблер и П. Барвиз (Ambler and Вarwise, 1998) согласны с этими выводами, но при этом приводят два важных различия: нельзя путать оценку (денежное выражение) торговой марки и права владения торговой маркой (неосязаемый актив): понятие торговой марки включает в себя также и продукт, будь то товар и/ или услуга, на которой она основывается. Они показывают, что нет единодушия в вопросе о том, включать ли продукт в понятие «торговая марка» (как это происходит в Европе) или не включать (например, в США). Но независимо от того, включается или нет сам продукт в понятие торговой марки, права владения торговой маркой являются активом, а не финансовой стоимостью этого актива.*
Мы уже отмечали ранее, что затраты на маркетинг и отдачу от него можно показать в финансовом выражении. Если такой маркетинговый актив, как права владения торговой маркой, может быть оценен как в начале, так и в конце каждого финансового года, то управление торговой маркой можно легко увидеть в финансовых отчетах или в счетах в рамках годовой финансовой отчетности. Однако результат может отличаться в зависимости от цели оценки.
Для разных целей (продажа, страхование, передача по наследству, амортизация) обычно используются различные методологии оценки активов. Целесообразно ис-
* О формировании марочного капитала и развитии торговой марки см. кн.: Амблер Т. Практический маркетинг. — СПб: Питер Ком, 1999;Дэвмс СМ. Управление активами торговой марки. — СПб: Питер, 2001; Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. — СПб: Питер, 2001.
пользовать оценку торговой марки для подтверждения и оправдания уже существующих цифр в балансе. Аналогично большинство фирм будет оценивать такие альтернативные инвестиции, как реклама, соотнося их с будущими денежными потоками. Ожидаемые выплаты, скорректированные по риску, формируют разумные варианты для сравнения. Вопрос здесь, однако, заключается в том, обеспечивает ли оценка торговой марки одномерную единицу измерения прав владения торговой маркой, прогнозируемых или проецируемых относительно прошлого.
Мы не согласимся измерять свое собственное здоровье с помощью только одного единственного показателя, скажем пульса или температуры. Взаимосвязь же потребителя с торговыми марками еще более сложна, и здесь не подходят одномерные показатели, так как они не дают нам достаточно полной оценки. Последний раздел говорит именно о необходимости использования многомерных оценок. Международный комитет по стандартам бухгалтерского учета (International Accounting Standards Committee) уже давно стремится гармонизировать стандарты учета неосязаемых активов. Генеральный секретарь этого комитета, сэр Брайан Карсберг (Brayan Carsberg), писал, что «мы учитываем неосязаемые активы не очень точно, и, возможно, мы не можем делать это в силу традиций нашего бухгалтерского учета» (Carsbeig, 1998). Совет стандартов бухгалтерского учета Великобритании (UK Accounting Standards Board, 1997) дал несколько жестких комментариев по поводу оценки торговых марок, например следующий: «Невозможно определить рыночную стоимость таких уникальных неосязаемых активов, как торговые марки и публикуемые названия».
Права владения торговой маркой, базирующиеся на потребителе
Права владения торговой маркой как актив компании существуют в сознании разнообразных заинтересованных сторон, таких как акционеры, сотрудники, конечные потребители и особенно участники каналов товародвижения. Как правило, в анализе доминирует восприятие торговой марки именно клиентом (здесь имеется в виду конечный потребитель); этому было дано следующее определение: характерное влияние знания о торговой марке на ответ потребителя на маркетинг данной торговой марки (Kakamura and Russel, 1993). Таблица 1 обобщает различные компоненты прав владения торговой маркой, базирующиеся на потребителе, взятые из различной научной литературы. Д. Аакер (Aaker, 1991) описывает пять компонентов прав владения торговой маркой: лояльность к торговой марке; известность имени; воспринимаемое качество; ассоциации, связанные со знанием торговой марки и дополняющие воспринимаемое качество, а также совокупность различных объектов интеллектуальной собственности, таких как патенты, торговые марки производителя, и устоявшиеся взаимоотношения.* Эта концепция приводит нас к анализу нормы повторных покупок, затрат на переключение на другой продукт, степени удовлетворения потребителя, предпочтений торговой марки, а также качества различных аспектов рассматриваемого продукта или услуги, воспринимаемого относительно других продуктов.
В. Лассар и др. (Lassaretal, 1995) в своей шкале измерения прав владения торговой маркой, основывающихся на потребителе, замещают воспринимаемое ка-
* См. также Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. — СПб: Питер, 2002.
Таблица 1
Компоненты прав владения торговой маркой, основывающихся на потребителе
Характеристики, оставляющие конкретные ассоциации | Кришнан, 1996 | |
в памяти потребителя | ||
Имидж торговой марки и связанные с ним ассоциации | Дайсон и др., 1996 | |
Осведомленность, восприятие и отношение, предпочтения, | Агарвал и Рао, 1996 | |
намерения выбора и реальный выбор | ||
Лояльность, воспринимаемое качество/лидерство, | Аакер, 1996 | |
ассоциации/отличительные характеристики, | ||
осведомленность, поведение на рынке | ||
Воспринимаемые внешние проявления, ценность, | Лассар и др., 1995 | |
социальный имидж, надежность и лояльность (как чувство | ||
и как действие) | ||
Компоненты, основанные и не основанные на определенных | Парк и Сринивазан | |
атрибутах (в первом случае важны различия между | ||
субъективно воспринимаемыми и объективно | ||
оцениваемыми уровнями атрибутов, а во втором — общие | ||
предпочтения торговой марки, не связанные с атрибутами | ||
продукта) | ||
Осведомленность о торговой марке и ее имидж | Келлер, 1993 | |
Права собственности, связанные как с осязаемыми | Камакура и Рассел, | |
характеристиками продукта, так и с неосязаемыми | ||
компонентами ценности торговой марки, которые | ||
невозможно соотнести с конкретными физическими | ||
свойствами продукта | ||
«Равновесная цена», которую можно вывести из | Свайт и др., 1993 | |
комбинации различных способов измерения предпочтения | ||
торговой марки с реакцией на ряд практических | ||
мероприятий, когда респонденты делали выбор между | ||
существующими торговыми марками и/или некими | ||
отличающимися торговыми марками по различной | ||
(соответствующей реальной рыночной) цене | ||
Увеличивающиеся денежные потоки, связанные с | Симон и Саллпван, | |
продажами товаров с продвигаемыми на рынке торговыми | ||
марками, которые превосходят денежные потоки от товаров | ||
с малоизвестными торговыми марками | ||
Сила торговой марки (связанные с ней ассоциации) и | Сривастава и Шокер, 1991 | |
ценность торговои марки | ||
Лояльность к торговой марке, известность имени, | Аакер, 1991 | |
воспринимаемое качество и другие ассоциации, связанные | ||
с конкретной торговои маркой |
чество воспринимаемой производительностью, ограничивают понятие имиджа социальным имиджем и проводят различие между лояльностью как чувством и лояльностью как действием. Они определяют также стоимость как «воспринимаемую полезность торговой марки, соотнесенную с затратами на ее приобретение,
оцененную самим потребителем и основанную на совместном понятии того, что же потребитель в результате получил и от чего он ради этого отказался». Надежность же они определяют как «уверенность потребителя в фирме и коммуникациях фирмы, а также в том, что все действия фирмы будут предприниматься в интересах потребителя.
Агарвал и Pao (Agarwal and Rao, 1996) рассмотрели одиннадцать различных мер прав владения торговой маркой, базирующихся на потребителе, которые по-
Таблица 2